Урок окружающего мира по теме "Мы – союз народов России". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации

Задачи урока:

  • углублять знания о разнообразии народов России;
  • находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город, на политической карте России;   
  • формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Необходимое оборудование

  • У учителя: магнитофон, запись гимна Россиии; волшебный клубочек; политические карты России и мира; ксерокопированные и увеличенные рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника; Презентация «Храмы и мечеть города Магнитогорска»; образец выполнения заданий №2,3 на с.4 в рабочей тетради; тест по теме урока; ответы на тест; слова для рефлексии.
  • У учащихся: ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь.

Предварительная работа.

Учитель договаривается заранее с родителями о том, чтобы дети принесли на урок предметы домашнего обихода или одежды, в которых отражены черты искусства народов своего края.

Несколько человек дома готовят презентации о национальных традициях своей семьи

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением; я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками; хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить; пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. (Дети выполняют действия)

Думаю, что теперь можно начать работу. Сегодня у нас первый урок окружающего мира во 2 классе. В течении года мы с вами будем изучать темы: «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето»

II. Введение в тему урока

Начинаем работу над темой «Вселенная, время, календарь» с путешествия в сказочный сад (учитель берёт «волшебный» клубок ниток).

Клубочек, веди нас! (Пускает клубок так, чтобы он прикатился к политической карте мира на классной доске.) Вот перед нами появился волшебный сад. Какие в нем цветут цветы! Большие и маленькие, разноцветные! Попробуем догадаться, что это за сад, какие волшебные цветы в нем растут. (Слушает высказывания детей).

Каждый цветок в этом саду — это одна из стран мира со своей культурой. Вот здесь большой цветок цвета с названием нашей страны. Подскажите мне ее название!

У каждого цветка — своя музыка. Послушайте музыку и скажите: это музыка какой страны? Как она называется? Что вы о ней уже знаете? < Приложение 1>

(Выслушивает ответы учащихся). Молодцы!

III. Освоение нового материала

Давайте продолжим вслед за волшебным клубком наше путешествие и подробнее рассмотрим цветок, который представляет собой наша страна Россия. Клубочек, веди нас! (Вслед за клубочком учитель подходит к политической карте России.) Мы в прошлом году уже работали с картой России. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна. На этой карте цветок России разноцветный, у него множество лепестков разной формы и величины. Каждый лепесток — это особая часть нашей Родины.

IV. Физкультминутка

Давайте выполним физкультминутку про красивые яркие цветы. <Приложение 2>

V. Включение в систему знаний

Конечно, прогуляться по волшебному саду и рассмотреть подробно каждый из лепестков цветка можно только в воображении. Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу страну благодаря нашей помощнице — карте. Откройте учебники на с. 4—5. Вот наша страна Россия. Граница, как ниточка волшебного клубочка, отделяет ее от других стран.

Я вам показываю указкой на карте, расположенной на классной доске, а вы в парах поработаете в учебниках. Карандашом проведите по границе России. Посмотрите, карта похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Только по-настоящему лепестки называются краями, областями, округами, республиками. Прочитайте на карте название республик, краёв, областей, округов. Так, по разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация. (Учитель дает волшебный клубочек одному из учеников, тот зачитывает первое предложение из текста учебника.) Дальнейший текст читают хорошо читающие ученики.

На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Эти города особого федерального значения. Поработайте в парах, найдите и покажите друг другу обозначение этих городов. (Дети работают в парах)

Ребята посмотрите, вот здесь на карте расположен наш родной город, в котором мы с вами живём. Как он называется? (Выслушать ответы детей). Я отмечу его на карте звёздочкой. Попробуйте определить его расположение на карте в учебнике и отметьте его.

Выполним задания № 2. (Самостоятельная работа детей с последующей самопроверкой).

Дома вам нужно будет на лепестках прекрасного цветка из 3 задания написать название своей части РФ и других частей России, где живут ваши родные или друзья.

VI. Физкультминутка

Выполним ещё одну физкультминутку про цветок. <Приложение 3>

VII. Актуализация имеющегося опыта, используемая на этапе усвоения нового материала.

Откройте учебник на с. 6-7. Вспомните, о каких народах России вы узнали в первом классе? Посмотрите рисунки и по характеру костюмов предположите, в каких областях (на севере или на юге) живут изображенные в учебнике народы, кто в основном занимается охотой, а кто — землепашеством, в каких ремеслах искусны (ткачество, шитье, работа с металлом, с жемчугом, бисером, кожей).

Учитель после ответа детей прикрепляет рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника к соответствующим областям политической карты России на доске.

Ребята расскажите о тех предметах домашнего обихода или одежды, которые вы принесли из дома на урок. <Приложение 4>

Вывод: Можно только удивляться искусству народных мастеров.

Что вам известно о традициях, ремеслах, истории Челябинской области из занятий в 1 классе. (Рассказы о Златоустовской гравюре, о Каслинском чугунном литье).

На основе обсуждения вместе с детьми делается вывод о ценности вклада народов Челябинской области в общую российскую культуру.

VIII. НРЭО компонент урока

Наш город входит в состав Челябинской области.

По результатам переписи 2010 года русские составляли 2830 тысяч человек, или 83,8% населения Челябинской области. На втором месте по распространенности находятся татары (5,4 %), на третьем - башкиры (4,8%).

Многочисленных национальностей в Челябинской области 14. Это русские, татары, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва, армяне, нагайбаки, таджики, азербайджанцы, чуваши и узбеки. Малочисленных национальностей 52.

На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим

Ребята, представители каких народов есть в классе, что вам известно о родной культуре, обычаях, языке какие национальные традиции сохранены в вашей семье. <Приложение 5>

Выполните задание № 1 на с. 3 рабочей тетради.

Культура народов Российской Федерации многообразна, но существуют общие ценности, которые важны для всех

-Как себя чувствуете, если сделаете плохо, а никто об этом не узнает?

- Как смыть пятно с души?

- Как называется внутренний голос, который не дает нам забывать о наших плохих поступках? (Выслушать ответы детей)

Общечеловеческие ценности: доброта, любовь, справедливость, красота, труд, честность, милосердие, прощение.

Правила жизни по совести называют религией. Люди исповедуют разные религии: христианскую, ислам, буддизм, иудаизм. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей, религиозные предания из века в век хранят чистейший родной язык. Многие религиозные события происходят в сопровождении прекрасных мелодий, которые дошли к нам из глубокой древности. Храмы — вершина строительного, живописного, скульптурного искусства каждого народа.<Презентация>

В нашем городе для христиан построены храм Святого Николая Чудотворца, Храм Вознесения Господня, церковь Михаила Архангела. Для представителей ислама в городе построена Соборная мечеть. Религия объясняет и сохраняет историю народа.

Мы узнали, что народы нашей страны отличаются местом жизни, культурой, религией. Есть и еще одно важное отличие. В нашей стране живет более 150 народов. У каждого — свой язык.

Ребята, как вы думаете, можно ли так договориться? Конечно, нет! А что нужно, чтобы понять друг друга?

Чтобы всем понимать друг друга, в нашей стране выбрали один общий язык — русский. Он называется государственным и объединяет все народы нашей страны.

Чтение текста о русском языке в учебнике подготовленными учениками.

IX. Итог урока

Проведём небольшой тест – итог нашей работы на уроке. <Приложение 6>

У кого после того как вы выбрали правильные ответы получилось слово «верно» встаньте. Вы на уроке работали хорошо, выполнили все задания правильно и получаете за урок оценку «5».

X. Рефлексия

Подведём урок. Закончите данные предложения.<Приложение 7>

XI. Домашнее задание

Запишите домашнее задание теоретический материал на с. 4—7 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

Источники:

  1. М.Ю.Новицкая, М.Н.Белянкова, Е.В.Мартинкова, Ю.В.Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009 – 192с.
  2. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=29174 Окружающий мир, авт. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Уроки 2 класс
  3. http://cerkov-provincii.narod.ru/areas/chel/magn.html - храмы города Магнитогорска
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/fizkultminutki-na-urokakh-okruzhayushchego-mira - физминутки
  5. http://www.maaam.ru/detskijsad/-rebenok-v-mnogonacionalnom-megapolise-raskazy-detei-o-sebe-i-o-zhizni-v-detskom-sadu-beseda-s-detmi.html
  6. http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=5921 – итоги переписи населения Челябинской области
  7. http://glina.teploruk.ru/folklor/?curPos=1 – стихи о народных промыслах