Урок технологии на тему "Строчевая вышивка. Мережка"

Разделы: Технология


Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы, воспитывать эстетический вкус.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с русскими народными традициями, с историей русского народного костюма
  2. Познакомить учащихся с различными видами простых мережек.
  3. Научить выполнять один из видов мережки
  4. Выполнять работу аккуратно.

Оборудование: иглы, нитки, ножницы, наглядный материал: образцы мережки, инструкционные карты, использование презентации (MS Power Point).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Формулировка темы и цели урока.

2. Повторение пройденного материала)

Техника безопасности при выполнении вышивки

Рабочее место вышивальщицы

3. Актуализация знаний

(Презентация)

4. Изложение теоретического материала

А) Из истории вышивки.

Вышивка берет начало из глубины веков. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до н.э

Счетными называют такие швы, для выполнения каждого стежка которых необходимо считать нити ткани. (запись в тетради)

Строчевыми называются различные виды сквозного шитья к ним относятся мережка, горьковские гипюры, крестецкая строчка и др.

Мережка представляет собой простейший вид строчевой вышивки. Выполняют её по разреженной полосе, образовавшейся в ткани после удаления нескольких нитей по основе или утку. Нити разреженной полосы ткани соединяют различными способами в результате чего получаются кисточки, столбики и другие мережки

Б) Сообщение учащихся о вышивке нашей области

5. Первичный контроль и коррекция усвоения материала

Выполнение тест, взаимопроверка тестов (прил.)

6. Изучение технологии выполнения мережки

(презентация)

Сегодня мы представим, что все мы девушки одной из деревень 18 века, вышивающие салфетку в технике «мережка» для своего приданого, а для этого нам нужно изучить технологию выполнения

Инструменты и приспособления для выполнения мережки

Приспособления и инструменты, необходимые для работы: игла с продолговатым ушком и тупым концом, маленькие ножницы с острыми тонкими концами, линейка с делениями, пяльца, карандаш

А) Ткани и нити для выполнения мережки.

Ткань льняная, полульняная, рогожка, вышивальная ткань типа канвы , ткань с полотняным переплетением

Б) Нити для мережек:

мулине, хлопчатобумажные, шёлковые - обычно выбирают в тон ткани и одной толщины с нитью ткани. В основном мережки шьются катушечными нитками (№ 50, 60, 80);

белые или в тон. Но для некоторых видов мережек можно использовать нити различного цвета и толщины. Часто используют эти же нити, выдернутые из ткани

7. Демонстрация приемов работы

Сделать выдерг. На тех частях ткани, где должна быть вышивка, вытягивают определенное количество горизонтальных ниток, а вертикальные (невытянутые) нитки затягивают в пучки

Закрепить рабочую нитку в ткани без узла, петелькой

Набираем 4-8 нитей на иглу Ход работы слева- направо. Для того чтобы ваша работа выглядела аккуратно, обратите внимание на стягивание пучков Стежки вышивальной нитки должны идти в одном направлении и иметь одинаковое натяжение.

Стягиваем нити ткани, закрепляя стежком в ткань («кисточка»)

Стягиваем нити с другой стороны, аналогично предыдущей («столбик»)

Стягиваем второй ряд мережки, соединяем половину нитей одного пучка с половиной другого (в «раскол»)

Работа с инструкционными картами

7. Повторение технологической последовательности выполнения мережки

(фронтальный опрос)

8. Знакомство с различными видами мережки

(презентация)

9. Практическая работа.

А) Техника безопасности при работе с иглой, с ножницами

Учащиеся выполняют практическую работу. Учитель показывает, как правильно исправлять ошибки. На столах лежат инструкционные карты «Выполнение мережки» (фольклорная музыка)

Б) Текущий инструктаж.

Целевые обходы. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Выявление характерных ошибок, помощь отстающим учащимся

10. Закрепление изученного на уроке

Что такое вышивка?

Что такое мережка?

Какие виды мережек узнали?

Что научились делать?

Соблюдали ли технику безопасности?

Как выполняется мережка кисточка, столбик, раскол?

Итог урока

Сообщить о достигнутых целях на занятии.

Подвести итоги проделанной работы,

Записать домашнее задание:

Закончить выполнение простой односторонней мережки на салфетке.

Взять инструкционную карту мережки «Снопик», «Раскол с швом в подгибку» и выполнить одну из них. .

Выставление оценок за работу.Уборка рабочих мест

Рефлексия

Какие трудности были в работе?

Могли выполнить работу лучше?

Литература:

  1. Технология: 5 кл. (для девочек)/ Под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-граф, 2004.
  2. Бешенков А.К. Технология. Трудовое обучение.: Учеб. Для 5-7 кл. – М.: Дрофа, 1999.
  3. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: 5 кл. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Обслуживающий труд: Учебное пособие для 5 кл./ А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани: Тетрадь 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461—480.
  7. Интернет-ресурсы

30.07.2014