Интегрированный урок (ИЗО + библиотека) по теме "Что такое эмблемы, зачем они нужны людям". 5-й класс

Разделы: Организация школьной библиотеки, МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель урока: Экологическое воспитание обучающихся через чтение рассказа на экологическую тему и средствами изобразительного искусства через конкурс эмблем на экологическую тему.

Задачи:

  1. Обозначить экологические проблемы, стоящие перед человечеством, и задачи, поставленные перед жителями нашей страны в год экологии через прочтение отрывка из повести Уильямса Т. Пауэрса «Нечем дышать».
  2. Познакомить обучающихся с эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.
  3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом.

Оснащение урока: презентация к уроку, схемы-таблицы с изображением знаков-символов (дорожные знаки, спортивная символика, военная символика, олимпийская символика и др.)

Ход урока.

Учитель ИЗО: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проводим его совместно с библиотекой.

Библиотекарь: Скажите, вы любите фантастику?

- А какая фантастика бывает? (научная, сказочная) Какое время она показывает, какие события? (будущее)

- Сейчас вы внимательно прослушаете фантастический рассказ и скажите после прочтения: «Какая тема поднята в рассказе?»

Стадия вызова: Чтение текста.

Уильямс Т. Пауэрс

НЕЧЕМ ДЫШАТЬ

В горах

Куда ни глянь, сосновые иглы втоптаны в пыль, и все же это было вполне приличное место для лагеря. Оно находилось близко к вершине хребта, а от прочих стоянок было отделено кустарником, росшим между соснами. Под деревом удачно встала палатка. Вечером, когда поднимался ветер и накрапывал дождь, крона сосны служила надежным прикрытием.

Питер Лэтроп стоял у костра, любуясь этой картиной. Потом взглянул на часы, глубоко вздохнул, задержал дыхание, с сожалением выпустил воздух, допил сок из банки и отбросил ее в сторону.

— Здесь такой воздух, Грейс, — произнес он, — что его можно пить.

— Куда делись дети?

— Наверно, внизу, у большой скалы.

Тропинка вилась вокруг огромного камня, преграждавшего склон. На камне сидели четверо ребятишек. Старший, уже подросток, стоял на самой вершине, глядя на горевшую в лучах солнца сосну. Остальные — мальчик лет девяти и две девочки, одна десятилетняя, другая не больше пяти, — играли неподалеку.

Они увидели Питера.

— Привет, папа, — сказал подросток. — Поднимайся к нам.

— Нет, это уж вы спускайтесь, Тим. И помоги спуститься Пиви.

— Я не хочу уезжать, — отозвалась Пиви.

— Джуди, Майк, спускайтесь, кому я сказал!

— Пап, давай останемся дотемна. Еще так рано!

— Мы и так опаздываем. За два дня нам надо одолеть тысячу миль. Хватит. Все вниз.

Нехотя дети подчинились. Грейс вылезла из палатки в тот момент, когда они показались на лужайке. Она держала на руках грудного ребенка, а двухлетняя малышка держалась за ее юбку.

— Пора ехать? — спросила она.

— Уже пять часов.

На лужайке воцарилось подавленное молчание. Наконец Питер нарушил его:

— Тим, складывайте с Майком палатку. Девочки, переносите вещи в машину.

— Пап, а нам обязательно надо уезжать? — спросил Тим. — Давай останемся еще на денек.

— Не хочу уезжать, — захныкала Пиви. Питер смотрел на гору.

— Пап, я ненавижу жить внизу, — сказала Джуди. — Я хочу остаться здесь.

Она заплакала, и от этого во весь голос зарыдала и Пиви.

— Все в машину! — раздраженно проговорил Питер, не отрывая взгляда от горы.

Джуди, Пиви, Майк, с Крошкой на коленях, Тим угнездились на заднем сиденье.

Грейс посадила двухлетнюю малышку на колени, заняв место рядом с водителем. Питер отвернулся от горы, сел в машину и захлопнул дверцу.

— Можно закрыть окна, — сказал он, заводя машину. Облако газов вырвалось из выхлопной трубы, застилая кучу банок и картонных тарелок, оставленных ими на поляне.

— Это был хороший отпуск, — сказала Грейс.

С заднего сиденья доносились приглушенные всхлипывания.

Машина съехала с лужайки на пыльную дорогу, которая вилась между деревьями. Лес постепенно редел, деревья были ниже и тоньше, чем наверху, трава у дороги совсем побурела.

Машина достигла широкой площадки, Питер прижался к краю и выключил двигатель.

— Все, — сказал он. — Доставайте.

Никто не двинулся, и Питер рассердился.

— Вы что, не чуете? Надевайте и закрывайте окна.

— Дети, слушайтесь папу, — сказала Грейс. — Он прав. Тим, передай, пожалуйста, мне мой, отцовский и малышкин.

Тим вытащил из сумки три противогаза и передал их вперед. Остальные он раздал соседям. Все стали оттягивать резинки, чтобы надеть маски.

— Совсем как свиное рыло, — сказала, плача, Джуди. Она прижала маску к лицу и откинула назад волосы, чтобы они не мешали. — Я его ненавижу!

— Перестань реветь, — сказал отец. — У тебя очки запотеют. — Голос Питера звучал глухо, искаженный маской. Он поглядел в зеркало и увидел, что Тим смотрит в окно. — Тим, надень маску Крошке, сколько раз нужно говорить!

— Не стану я надевать эту штуку на него, — упрямо сказал Тим.

— Черт побери! — взорвался отец, но Грейс положила ладонь ему на руку.

— Я сама, — сказала она.

Мать открыла дверцу, вышла из машины, поставила Малышку на дорогу и нагнулась к заднему сиденью. Грудной ребенок начал кричать. Потом рыдания младенца стали глуше. Грейс сказала:

— Тим, нет, ты, Майк, держи ручки Крошке, ему надо привыкнуть.

Она вылезла наружу, подняла маленькое существо в маске и снова села на переднее сиденье.

Дверца захлопнулась, подняли стекла, и машина покатила дальше.

За поворотом деревья были бурыми, а дорогу покрывал толстый слой пыли. Машина миновала дом лесничества, спуск стал более пологим. Впереди дорога тонула во мгле. Мгла становилась все более плотной и с каждым километром желтела. Питер двумя руками крепко держал руль и, не отрываясь, вглядывался в дорогу. Грудной снова закричал, потом заплакали Пиви и Джуди, и машина растворилась в плотном желтом тумане.

Библиотекарь: Итак, вы прослушали рассказ. Скажите, какая тема поднята в рассказе? (Тема экологии).

- И так, одна из тем, которая будет присутствовать сегодня на уроке – это тема экологии.

- Какие экологические проблемы подняты в рассказе? (Мусор, загазованность воздуха)

- Какие экологические проблемы существуют ещё? (Исчезают некоторые виды животных, растений, выбросы ядовитых газов…)

- Как вы думаете, почему эта тема особенно остро стоит перед нами? (Ответы детей. Если они не скажут, что 2013 год – год экологии в России, то задать следующий вопрос)

- А вы знаете, как назван год 2013? (ответы детей) – Это год экологии в России. 11 августа 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды». Поэтому мы об этом говорим.

- Но почему на уроке ИЗО, как вы думаете? (Ответы детей: тема экологии на уроках ИЗО, будем что-то рисовать, связанное с экологией).

Стадия осмысления.

Учитель ИЗО: Тема нашего урока по ИЗО «Что такое эмблемы, зачем они нужны людям». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «эмблема», где и для чего она используется, будем учиться рисовать эмблемы на экологическую тему.

Эмблемы появились задолго до появления письменности. Чтобы передать какую-нибудь информацию, древние люди рисовали. Их рисунки были примитивные, символические, но они передавали идею или какое – либо понятие, а это – эмблема по словарю Ожегова.

Библиотекарь: В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал «Песнь о Гайавате». Он мудро правил своим народом, многому их научил: выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передавать потомкам, Гайавата придумал письменность. Послушайте, как это было. (Чтение отрывка: глава IY, «Письмена»).(Учитель рисования показывает на доске белый круг и черный , прямую линию…)

Учитель: На что похожи эти линии? Вспомните, мы с вами это проходили, изучая искусство древних славян. (Ответы детей: - На солярные знаки древних славян).

- Да, это так. Письмена у славян-язычников и у индейцев были схожи.

Учитель: В наш компьютерный век, мы так же стремимся передавать информацию кратко. Какие знаки-символы вы встречаете каждый день в нашей современной жизни, которые заменяют слова и целые предложения? (Ответы детей: автобусная остановка, пешеходный переход, спуск по лестнице и пр.).

- (Показ презентации). Вы обучаетесь в кадетской школе, которая имеет свои эмблемы. Что это за эмблемы? (Ответы детей: шевроны на форме) (слайд 4). Кроме этого эмблемы окружают вас на дороге (показ слайда 5-6). Игровые команды и марки автомобилей тоже имеют эмблемы (слайд 7). Обычно эмблема помещается в некую геометрическую фигуру. Это может быть круг, треугольник, квадрат, и другое что пожелаете: древний щит, капелька, форма губ. (слайд 8-10).

- Сегодня мы с вами тоже придумаем и выполним эмблему, по теме, которую обозначили в начале урока: «2013 – Год охраны окружающей среды в России». (Показать примеры эмблем). Выставку работ сделаем в нашей школьной библиотеке и отберём лучшую работу для оформления выставки «2013 – год охраны окружающей среды».

Выполнение задания.

Учитель: При выполнения задания придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Выбираем для эмблемы любую геометрическую фигуру: квадрат, круг, треугольник, овал…
  2. Подбираем элементы, которые будут присутствовать на вашей эмблеме. Перед тем как рисовать эмблему, нужно определить какой рисунок отображает суть вашей мысли как можно точнее. Эмблема по существу, может передавать ключевое слово или фразу вашей идеи. Итак, определившись с идеей, подбираем рисунок. Его можно самому создать, а можно найти что-то подобное в интернете или в старых журналах, которые вы принесли.
  1. Выбираем основной элемент эмблемы, вписываем его в геометрическую фигуру. Если в значке должно быть несколько дополнительных деталей, располагаем их, руководствуясь законами композиции.
  2. Выбираем тот вариант, который устраивает вас. Если есть сомнения, можно подключить соседа по парте.
  3. Чтобы определить цветовую гамму вашего знака, используйте цветовой круг – с его помощью можно подобрать идеальное сочетание основного и дополнительных оттенков. Используйте в эмблеме не больше трех-четырех цветов, иначе она будет выглядеть слишком пестрой, и рисунок потеряет цельность.

Индивидуальная работа обучающихся.

Стадия рефлексии:

Что нового узнали на уроке? (Что такое эмблема, история появления эмблемы, для чего она нужна, где применяется, учились рисовать эмблему).

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Источники:

  1. Изобразительное искусство. 5класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Сваридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170с.
  2. Лонгфелло Г.У. Песнь о Гайавате: Поэма / Пер. с англ. И.А.Бунина.- М.: Дет.лит., 2004. – 192с.: ил. – (Школьная библиотека).
  3. http://otvet.mail.ru/question/84376306
  4. http://qalib.ru/a/kak-narisovat-emblemu
  5. http://babys-meal.ru/vopros-otvet/chto-takoe-ehmblema/