Урок русского языка по теме "Слова с разделительным твердым знаком". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


УМК В.П. Канакина «Русский язык»

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель урока: Формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком.

Задачи урока:

1) обучающие:

  • уточнить и обобщить знания учащихся об орфограмме «разделительный твердый знак»;
  • познакомить с правилом написания разделительного твердого знака в словах;
  • обогащать речь учащихся через работу с фразеологизмами;

2) развивающие:

  • развивать умение применять изученное правило в практической деятельности;
  • формировать навык правописания слов с изученной орфограммой;
  • работать над умением осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания;

3) воспитывающие:

  • создавать условия для благоприятного сотрудничества в процессе урока;
  • формировать стойкую мотивацию к проблемно- поисковой учебной деятельности;
  • воспитывать уважение и интерес к изучению русского языка.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • мотивировать учащихся на активное заинтересованное участие в процессе познания с использованием правил доброжелательного делового сотрудничества;
  • формировать умение объективно оценивать собственную учебную деятельность.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать умение управлять собственным эмоционально- волевым состоянием; удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; производить анализ, пошаговый и итоговый контроль собственной деятельности и деятельности партнеров.

Познавательные: учить воспринимать, анализировать, проверять, воспроизводить и применять необходимую учебную информацию; высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Коммуникативные: отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; планировать и эффективно осуществлять работу в группе; представлять результаты работы с информацией.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умения находить в словах приставки и корни, дифференцировать согласные и гласные звуки, применять правило при написании слов с твердым разделительным знаком, вырабатывать навык грамотного письма.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущиеся с ъ и без ъ;

метапредметные:

  • познавательные: научатся устанавливать причинно- следственные связи, высказывать и обосновывать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • коммуникативные: используют навыки делового сотрудничества, культуры речи и поведения в работе над учебной задачей;
  • регулятивные: проявят умение управлять эмоционально- волевым поведением, дадут объективную оценку собственной учебной деятельности;
  • личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.

Оборудование урока: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина : «Просвещение», 2013; электронное приложение к учебнику «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина; карточки для индивидуальной и групповой работы; «Школьные фразеологические словари» (3), автор А.В. Жуков, Астрель, 2010; конверты с заданиями для групповой работы, презентация, выполненная учителем; компьютер с необходимым программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Нам предстоит отправиться в дальнюю дорогу. Перед тем, как отправиться в путь, предлагаю вам потереть ладошки. Потерли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Возьмемся за руки и поделимся теплом друг с другом. И пусть на улице зима, но нас согреет тепло наших рук и сердец. А девиз нашего урока будет таким: «Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!».

Вместе с нами в путешествие отправится Вася Непоседов. (Слайд 2) Не удивляйтесь, что он одет не по погоде, ведь он живет в учебнике.

В лес по заснеженной тропинке мы пойдем,
И к новым знаниям, открытиям придем.

II. Чистописание. Постановка темы урока.

зъе съю дъё бъя

– Посмотрите, на дорожке затейливые следы. (Слайд 3) Чем они удивительны? (Состоят из букв.)

– Что общего в этих буквосочетаниях? (Состоят из 3-х букв.)

– Какая буква встречается во всех буквосочетаниях? (Повторяется буква ъ.)

– Какое из буквосочетаний отличается от остальных? Чем? (В сочетании бъя используется нижнее соединение, а в остальных- верхнее).

– Запишите эти буквосочетания в тетрадь.

– Какая тема урока спряталась в этих следах? Верно, тема нашего урока «Слова с разделительным твердым знаком».

– Пока мы расшифровывали следы, Вася Непоседов оказался далеко впереди нас. И неудивительно. Ведь он сам о себе говорит: (Слайд 4)

«Не успею приехать, спешу отъехать.
Когда нужно выяснить, сам же не даю объяснить.
Словно юла, норовлю все куда-нибудь съюлить.
От мороза я не съёжился,
Боюсь что-то важное пропустить!»

III. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

– Ребята, какие слова в стихотворении говорят о том, что Вася действительно непоседа? Давайте выпишем из этих высказываний глаголы , помогающие передать характер Васи. (1 учащийся работает у доски, остальные в тетрадях). (Слайд 5)

  • отъехать
  • объяснить
  • съюлить
  • съёжился

– Озорной Вася забросал слова снежками. Посмотрите, в какую букву попали снежки? (В твердый знак.)

– Уберем снежки. Вы правы. А что вы знаете об этой букве, чем она особенна? (ъ не обозначает звука.)

– Ребята, а раз ъ звука не обозначает, может и необязательно его писать в слове?

– Прочтите слова без ъ. Изменилось ли произношение и смысл слов? (Слова исказились.)

– Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? (Твердый знак.)

Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем.

– Легко ли допустить ошибку? (Да.)

– Значит, это орфограмма. Назовите её. (Разделительный твердый знак.) (Слайд 5).

IV. Открытие нового знания.

– Раскрыть секреты определения этой орфограммы помогут выписанные нами слова.

– Найдите и выделите в словах корень и приставку.

– Проверьте себя и выполните взаимопроверку тетрадей с товарищем. Представитель группы лучше других справившейся с заданием (правильно и быстрее других) выделяет корень и приставку в словах на доске. (Слайд 6)

– Какое место занимает в каждом из слов ъ? (Стоит между приставкой и корнем).

– После каких приставок пишется ъ? На какую букву, гласную или согласную, заканчиваются эти приставки? (Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.) Подчеркните согласные.

– Перед какими буквами корня стоит разделительный ъ? (Разделительный ъ стоит в словах перед гласными буквами е, ё, ю, я.) Подчеркните их.

– Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный твердый знак?

– А теперь проверим свои предположения по учебнику.

V. Работа над теоретическим материалом (правилом в учебнике).

– Откройте учебник на с. 134. Прочтите правило.

– Верно ли мы сформулировали правило о написании ъ? (Верно.)

– Прочитайте правило еще раз и повторите про себя, воспользовавшись данной схемой. (Слайд 7)

– Расскажите правило соседу по парте.

VI. Целеполагание.

– Ребята, сформулируйте, какова же будет главная цель нашего урока. (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

Физкультминутка (Слайд 8)

Мы пришли зимою в лес.
Полный сказок и чудес,
Тихо берёзы ветвями шумят.
Мирно пушистые ёлочки спят.

По тропинке зайка проскакал,
От лисы трусишка убежал.
Снежинки в небе кружатся
И тихо на землю ложатся.

Ой! Слышите страшное рычание?
Это не серый ли волк здесь рыщет?
Какую добычу он ищет?
Садимся за парты все в раз,
Не найдет теперь он нас.

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

– Ребята, узнаем, что разозлило волка из упражнения 265, стр. 135.. (Чтение про себя). -Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Читает учащийся.)

– Почему волк страшно разъярен? (Он не может съесть ежа).

– Прочь, злодей, ежа не трогай!
Мы ежонку – на подмогу!

– Ребята, прочитайте 2-ую часть задания к упражнению. (Учащиеся читают хором.) Выполните, соблюдая инструкцию. (Учащиеся самостоятельно списывают упражнение, находят слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки, подчеркивают твердый знак и букву после него.)

Волк ужасно разъярён –
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

– Назовите однокоренные слова.. (Съесть, съедобен, съеденья.)

– Проверьте свою работу по эталону. (Слайд 9 )

VIII. Работа над развитием речи. Самостоятельная работа в группах.

– Какой частью речи является выделенное слово? (Это глагол.) В какой речи он чаще употребляется: разговорной или литературной? (Чаще в разговорной речи.)

– Поясните смысл этого слова, заменив его другими глаголами.

– Верно. Объегорить - означает кого-то обмануть, обхитрить. Присмотритесь к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор.)

– Действительно, когда-то Егор был самым хитрым, и люди стали говорить про человека, поступающего так же, как Егор - «объегорил».

– А вот и наш Вася, да прямо к волку: (Слайд 10)

«Ты что, волк, белены объелся? Ну, ладно, я на улаживании конфликтов собаку съел. Проси, серый, у ежа прощения! Подружитесь так, что вас и водой не разольешь!

– Как называются выделенные выражения? (Это фразеологизмы).

– Хотите попробовать себя в роли языковедов? Тогда вооружитесь фразеологическими словарями. 1-ая группа выяснит и представит значение фразеологизма белены объелся, 2-ая группа пояснит фразеологизм собаку съел, а 3-ая группа расскажет о фразеологизме водой не разольешь. Работайте в группах, согласно алгоритму на листочках:

  1. Выберите консультанта.
  2. Познакомьтесь со статьей в словаре.
  3. Обсудите в группе, что означает данное устойчивое выражение.
  4. Выберите спикера представить рассказ о фразеологизме.

Работая в группе, помните главное: (Слайд 11). (Учащиеся читают правило.)

(Выступление спикеров групп. Запись фразеологизмов в тетради.)

– В каком из выражений глагол отличается от других? Чем? (В фразеологизме водой не разольешь глагол пишется не с твердым, а с мягким разделительным знаком.)

– Почему в нем нужно писать не твердый разделительный знак, а мягкий? (Так как разделение звуков происходит не между приставкой и корнем.)

IX. Включение новых знаний в систему знаний и повторение..

– Ребята, давайте выясним, насколько хорошо мы уяснили, когда в словах пишется ъ. в каких словах на месте вопросительного знака следует писать ъ. Кто возьмет на себя роль эксперта? (Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают только слова с ъ, эксперт каждый раз проверяет работу, параллельно слова записываются в тетради.)

(Учащиеся достают карточку со словами: об?ём, стул?я, про?езд, крыль?я, с?ел, об?едки, со?бирают, мурав?и, под?ёмный, с? ехал, сем?я, об?явил., с?езд, ноч?ю, из?явил.

– Хорошо в зимнем лесу. Сорока, лесная вещунья, принесла нам какую-то новость. Откройте конверты, «соберите» и прочтите послание. (Учащиеся в группах собирают «деформированное» предложение. Группа, выполнившая задание первой, зачитывает предложение: «Лоси у подъема на гору ждут вашей помощи».

– Ребята, я, кажется, знаю, где находятся лоси. Откройте электронное приложение к учебнику. Оказывается, лоси тоже путешествуют. Прочтите, какое задание нужно выполнить, чтобы их воздушные шары поднялись в воздух? (Выполняют задание на нетбуках)

– Давайте же расположим мешочки со словами так, чтобы слева находились только слова с твердым разделительным знаком, а справа без ъ.

X. Проверочная тестовая работа с самопроверкой по эталону.

– Подъем в гору – дело непростое. Но знания и упорство помогут нам..

Возьмите карточку-тест, выберите правильный ответ на каждый из вопросов.

После какой части слова пишется «ъ»?

а) после приставки
б) после корня
в) после суффикса

После каких приставок пишется «ъ»?

а) после всех приставок
б) после приставок, оканчивающихся гласной буквой
в) после приставок, оканчивающихся на согласную букву

Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, у, ы, э
б) е, ё, ю, я
в) о, е, у, ю

Проверьте себя по эталону на слайде. Снежинки покажут верные ответы. (Слайд 12 )

– Молодцы! Уверена, теперь вы справитесь с написанием слов с разделительным твердым знаком.

XI. Рефлексия.

– Вот мы и на вершине. Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

– Даже Вася Непоседов, тоже немало с нами потрудившись, понял очень важную истину. Дорисовав недостающие элементы в записи, вы сможете её прочесть. (Слайд 13)

(Учащиеся добавляя цветным карандашом недостающие в каждом элементе линии, получают буквы и читают русскую пословицу: «Всего света не изъездить»).

– Скажите, а что помогло нам успешно совершить наше путешествие? (Наша дружная работа, знания, упорство, старательность…)

– Давайте вспомним, с каким девизом мы отправились в путешествие. («Путь нас дальний не страшит, дружба нас объединит!») (Слайд14)

– Какое отношение имеет девиз к теме урока? (Содержит слово с разделительным твердым знаком.)

– Какую учебную цель вы ставили в начале урока? (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

– Как вы считаете, достигнута ли поставленная цель?

– Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите на горку улыбающийся смайлик , кто не совсем доволен собой, серьезный смайлик , а грустный смайлик выберет тот, кто не удовлетворен собой. (Прикрепляют к горе на доске выбранные смайлики, при этом высота прикрепления на горке смайлика, дополнительно информирует учителя о самооценке учащегося).

XII. Домашнее задание.

(Слайд 15)

– Давайте же определим маршрут спуска с горы. Два друга-, опытные лыжники, советуют ответственно подойти к выбору спуска. Каждому из вас предоставляется выбрать домашнее задание в соответствии со своими возможностями.

  1. Те, ребята, кому по плечу скатиться с самой высокой горы, сочинит сказку о разделительном твердом знаке. Не забудьте «сдобрить» сказку словами с твердым знаком!
  2. Горка пониже покорится тем ребятам, кто выполнит в тетради с печатной основой упражнение 189, вставив пропущенные буквы и слова .
  3. А тем, кто пока не готов штурмовать крутые спуски, предстоит вставить, где нужно, ъ в словах на месте вопросительных знаков в рассказе лыжников.

Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на под?ём,
А потом с горы с?пускались,
Раз?езжались и с?езжались,
Об?езжали все пеньки,
До?езжали до реки.
А от речки от?езжали,
Снова к горке под?езжали,
Снова лезли на под?ём,
Чтобы с?ехать вниз потом.

– Всем желаю олимпийского упорства и выдержки.

– Ну вот, мы снова в своем классе. Благодарю всех за урок и желаю вам новых интересных путешествий и открытий в изучении русского языка! (Слайд 16)

Приложение.