Внеклассное мероприятие в музыкальной школе. Концерт в форме рондо

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Ход мероприятия

На сцену выходят все участники концерта. (Слайд 1). Звучит «Рондо в турецком стиле» В.А.Моцарта в переложении для оркестра.

– Здравствуйте, ребята! Мы, ученики музыкальной школы, приглашаем вас отправиться вместе с нами в музыкальное путешествие. Как и в любом путешествии нас ждут неожиданности, но самое главное, нашим постоянным спутником будет музыка.

– Наше путешествие начинается с урока в музыкальной школе. (Слайд 2)

Участники расставляют стулья как в классе и занимают свои места. Один из участников выступает в роли учителя.

Звенит звонок, начинается урок. (Слайд 3)

Учитель объясняет форму рондо: «Сегодня на уроке мы познакомимся с формой рондо. композиторами Очень интересно рассказывает об этой форме Эмиль Финкельштейн в книге «Музыка от А до Я (Занимательное чтение с картинками и фантазиями)». Давайте, вспомним сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Это цепочка событий. Есть в ней события пестрые, переменчивые, как желания ненасытной старухи. А между ними событие повторяющееся – встреча старика с золотой рыбкой. По правилу такой же цепочки строятся особого рода музыкальные произведения. Для таких случаев у музыкантов специальное название-рондо. В рондо несколько музыкальных тем. Постоянная повторяющаяся музыкальная тема называется рефрен. Между рефренами – эпизоды, что в переводе с греческого вставка. А само слово «рондо» французского происхождения. Означает оно круг, что должно нам напоминать о постоянном возвращении одной и той же главной темы».

Стук в дверь. Входит опоздавшая ученица. Учитель приглашает её сесть и не отвлекать учеников от занятия. (Слайд 4)

Учитель продолжает рассказ: «Зародилась эта форма в XVII веке во Франции и до сих пор очень любима многими композиторами. Очень часто форма рондо использовалась в заключительной части классической сонаты, например, финал сонаты №11 ля мажор В.А.Моцарта. Эта музыка больше известна всем как «Рондо в турецком стиле». (Слайд 5)

«Сейчас мы послушаем Рондо В.А.Моцарта»– говорит учитель, но тут звенит звонок (Слайд 6)

«К сожалению, урок окончен, мы обязательно послушаем музыку в следующий раз». Ученики уходят, убирая за собой парты и стулья. Опоздавшая ученица остается одна и сокрушается: «Ничего не поняла!».

Ученица приходит домой. (Слайд 7) На сцене – кресло, стол, на столе лампа. Наша героиня берет учебник, читает, учит: «Рондо, рефрен, эпизод, АБАСА, Франция ….»…Зевает и засыпает. (Слайд 8)

Звучит нежная волшебная музыка. (Может использоваться звучание треугольника или колоколец). Появляется Фея: «Наша юная любительница музыки заснула, она так старалась, и пусть волшебный сон поможет ей отправиться в необычное путешествие и приоткрыть тайны музыки».

Фея убирает со стола лампу. Звучит клавесин. (Слайд 9)Ученица открывает глаза: «Где это я?» Фея восклицает в зал «Франция 17-го века!». Торжественное звучание клавесина сменяется живым и веселым. «Сюда, сюда на праздник Короля!» Выходят участники в стилизованных костюмах: (Слайд10)

Хором:

Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!

1-й:

Старик-король, укрывшись в башне-келье,-
О нем нам страшно и шепнуть,-
Решил на наше скромное веселье
Сегодня издали взглянуть.

Хором:

Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд
И флейты, и фагот!

2-й

Народ поет, смеётся, веселится…
Король чурается людей.
Вельмож, народа, бога он боится,
Наследника – всего сильней.

Хором

Пляши, счастливый наш народ!
Скорей затейте хоровод!
Звучите стройно, не вразброд,
И флейты, и фагот!

– Но, когда же зазвучит музыка?

– Где музыканты?

– Добрая Фея! Какой сюрприз Вы приготовили сегодня?

– Вас ждет встреча с известной пианисткой. Господин Дакен сочинил для неё новое рондо с чудесным названием «Кукушка».

– Очень мило!

– Очень интересно!

Паж выносит ноты, свечи, и все располагаются слушать.

Исполняется на рояле рондо Л.К. Дакена «Кукушка». (Слайд 11)

– Превосходно!

– Браво!

Декорация на сцене меняется. Фея: «А сейчас вы услышите, наверное, самое популярное и моё самое любимое рондо. Вольфганг Амадей Моцарт!» (Слайд 12)

Исполняется на рояле «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта.

Декорация меняется. (Слайд 13)

Фея: «Сегодня Великий Маэстро был в гостях у знатной герцогини. Был бал. Всем было весело. Не танцевал лишь один Маэстро. Он был одинок. От чего так щемит сердце? Его возлюбленная уехала далеко и неизвестно, увидятся ли они вновь?...»

Исполняется «К Элизе» Л. ван Бетховена. (Слайд 14)

Фея: «Эта трогательная миниатюра Бетховена великолепна! Особенно рефрен. Его хочется слушать снова и снова и жалко расставаться с ним, как будто вместе с Маэстро хочется удержать образ Прекрасной возлюбленной. Но довольно грусти! Моя любимая музыка развеет печаль».

Исполняется на скрипке «Рондо в турецком стиле» В.А.Моцарта. (Слайд 15)

Фея: «Сейчас мы с вами снова отправляемся в Париж. Я перенесу вас всего на полтора столетия назад. Маленькая комната. Здесь живет удивительный музыкант. Зовут его Фридерик Шопен. Он сейчас далеко от своей многострадальной Родины Его горячее сердце переполнилось тоской. (Слайд 16)

Исполняется на рояле Вальс cis# moll Ф.Шопена. (Слайд 17)

Мелодекламация. Читается фрагмент из книги Ф.М. Оржеховской «Шопен»

«Новый минорный вальс был грустен. И он был тихий. Если даже сыграть его фортиссимо, он всё равно оставался бы тихим…Это было признание, не предназначенное для любопытных.

Таковы были печальные фразы…А потом медленно, очень медленно начиналась другая печальная мелодия, повторяясь всё быстрее и тише, она уходила, убегала, таяла и исчезала. Только вырисовывался прекрасный образ – и вот уже стирались его черты, словно ветер улетал и уносил его с собой вместе с лёгкими осенними листьями.

Это было похоже на воспоминание, которое хочешь удержать в памяти и в то же время гонишь его от себя, потому что оно болезненно и горько. В этом постепенном, неизбежном ускорении было что-то безнадежное, почти механическое. Как будто, рассказывая о чем-то дорогом и навсегда потерянном, человек завершил свой рассказ,– А не всё ли равно? Пусть так. Пусть конец.

Вот и другой эпизод – более живой и ровный…

Только дымка скорби заволокла его при повторении. Это было воспоминанием. А затем снова кружение листьев, любование ускользающим образом, прощание с ним и тихий вздох: – Не всё ли равно? Пусть так. Пусть конец!»

Фея: «Очаровательно! Трогательно и волнующе! Но мне нельзя много волноваться! А мою любимую музыку я могу слушать сколько угодно. Давайте, послушаем мое любимое рондо в необычном переложении. Оно такое сказочное, волшебное и по-детски трогательное». (Слайд 18) Звучит запись.

Под волшебное звучание треугольника Фея ставит на стол лампу и исчезает. (Слайд 19) Ученица просыпается: «Как досадно, что я уснула! У меня ещё столько дел, нужно ещё разобраться, что же такое «рондо»? Удивительно, какой я видела необыкновенный сон, какую во сне слышала прекрасную музыку!» Входит мама: «Ты уже выучила уроки?»

– Нет еще, но, кажется, я уже поняла, что такое Рондо: это когда каждый день вечером мама возвращается с работы, и я всегда жду и радуюсь этому.

Мама: «Я тоже очень рада и хочу прочитать тебе одно хорошее стихотворение» (Слайд 20)

К.Р.
Христос с тобой


Когда предвидя близкую разлуку,
Душа болит унынием и тоской.
Я говорю, твою сжимая руку:
«Христос с тобой, Христос с тобой!»

Когда в избытке счастья неземного,
Забьётся сердце радостью порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
«Христос с тобой, Христос с тобой!»

А если грусть, печаль иль огорчение
Твоей владеет робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
«Христос с тобой, Христос с тобой!»

Любя, надеясь, кротко и смиренно
Свершай, о, друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
«Христос с тобой, Христос с тобой!»

– Спасибо за чудесное стихотворение! Кто его автор?

– Великий князь Константин Романов.

– Теперь-то я форму рондо совсем хорошо усвоила. У меня для тебя, мамочка, тоже сюрприз. Ты отдохни, а я для тебя сыграю.

Исполняет «Маленькое рондо» С.Слонимского. (Слайд 21)

В заключении концерта все участники выходят под музыку Моцарта на сцену.(Слайд 22)

– Наше необычное путешествие завершилось. Спасибо за внимание! До новой встречи с музыкой!