"Ионная химическая связь". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (457,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: изучить механизм образования ионной химической связи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить, скорректировать и закрепить знания по теме «Строение атомов»;
  2. Ввести понятия «ионы», «ионная связь»;
  3. Изучить новый тип химической связи – ионную связь, ее природу и условия образования;
  4. Обучить навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.

Развивающие:

  1. Закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
  2. Закрепить понятия о металлах и неметаллах;
  3. Формировать умения определять вид ионной химической связи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Презентация в PowerPoint.
  2. Периодическая система химический элементов Д.И. Менделеева.
  3. Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1. Дается задание конкретному ученику (проверка домашнего задания).

После выполнения задания проверка ведется всеми учащимися.

Слайд 2.

Учитель: Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему?

Ученики: Слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлические свойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает.

Слайд 3.

Учитель: Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах (главных подгруппах)? Почему?

Ученики: Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется.

Слайд 4.

Учитель: Давайте с вами вспомним, что такое металлы и что такое неметаллы?

Ученики: Металлы – это химические элементы, которые отдают электроны с последнего энергетического уровня при химическом взаимодействии, а неметаллы – это элементы, которые принимают электроны на последний энергетический уровень для его завершения, т.к. стремятся к состоянию инертных газов.

Слайд 5.

Учитель: А каков результат приема – отдачи электронов для атомов металлови атомов неметаллов?

Ученики: Атомы металлов отдают электроны и получают на предпоследнем энергетическом уровне 8 электронов (исключение – металлы II-го периода), добиваясь состояния инертных газов, а атомы неметаллов, принимая электроны на последний уровень, получают 8 электронов на последний уровень, тем самым приобретают состояние благородных газов.

3. Изучение нового материала.

Слайд 6.

Учитель: Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: «Ионная химическая связь».

Слайд 7.

Учитель: Цель нашего урока:

  1. Познакомить учащихся с ионами и ионной химической связью.
  2. Научить записывать схемы образования ионной вязи между атомами типичных металлов и неметаллов.

Слайд 8.

Учитель: Когда металлы отдают электроны, а неметаллы присоединяют электроны, они уже не будут атомами – электронейтральными частичками, которые содержат одинаковое число протонов и электронов, а станут заряженными частицами – ионами.

Слайд 9.

Учитель: Запишите общие схемы перехода электронов для металлов и неметаллов -

Me0 – nē → Me+n

неMe0 + nē → неMe-n

Слайд 10.

Учитель: А теперь давайте запишем определение, что же такое ионы. Может кто-то из вас сделает предположение?

Ионы – это частицы, получившиеся из атомов химических элементов в результате отдачи или присоединения электронов.

Слайд 11.

Учитель: А что происходит между противоположно заряженными частицами – ионами?

Ученики: Противоположно заряженные частицы притягиваются.

Слайд 12.

Учитель: В результате этого притяжения возникает ионная химическая связь– связь между положительно и отрицательно заряженными частичками (ионами), в которые превратились атомы металлов и неметаллов в результате отдачи или присоединения электронов – это определение запишите к себе в тетрадь.

Слайд 13.

Учитель: Теперь давайте с вами научимся составлять схемы образования ионной связи с помощью алгоритма для CaF2.

Слайд 14.

Учитель: 1. Определить число внешних электронов у атома металла и, следовательно, заряд иона, в который он превратится в результате отдачи этих электронов:

Ca0 – 2ē → Ca2+

Слайд 15.

Учитель: 2. Определить число внешних электронов у атома неметалла и, следовательно, число недостающих до 8 электронов и соответственно заряд получившегося при приеме этих электронов иона:

F0 + 1ē → F-

Слайд 16.

Учитель: 3. Найти наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов (в нашем случае оно = 2) и определить число атомов металла, которое нужно взять, чтобы они отдали это наименьшее общее кратное число электронов (1 атом Ca) и число атомов неметалла, чтобы они приняли это наименьшее общее кратное число электронов (2 атома F – 2:1)

Слайд 17.

Учитель: 4. Записать схему образования ионной связи между атомами металла и неметалла:

Ca0 + 2F0 → Ca2+ + 2F- → Ca2+F2-

Слайд 18.

Учитель: А теперь давайте закрепим данный материал - Выполнить задание 2 на странице 58.

Учитель: Теперь подведем итоги сегодняшнего урока, выставим заработанные оценки.

4. Домашнее задание.

Учитель: Домашним заданием вам будет следующее – §9, записи в тетради

Выучить определения: ион, ионная связь

Всем спасибо!!!

Используемая литература:

  1. О.С. Габриелян, Химия. 8 класс, - М.: Дрофа, 2008.
  2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Химия. Настольная книга учителя. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.