Урок окружающего мира по теме "Ориентирование". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,7 МБ)


Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  1. формирование умения ориентироваться на местности при помощи компаса;
  2. формирование умения ориентироваться на местности по местным признакам.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

  1. поговорка для этапа 1: Дело мастера боится;
  2. задание 1 – интерактивный тест «Стороны горизонта»;
  3. эталон «Стороны горизонта»:

Раздаточный материал: индивидуальные планшетки.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  1. включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
  2. определение содержательных рамок урока: стороны горизонта;
  3. актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске поговорку Д-1:

Дело мастера боится
  • Прочитайте слова на доске.
  • Как понимаете эти слова? (…)
  • Можно ли применить эти слова к предыдущему уроку?
  • На этот вопрос легко ответить, если вспомним, с какой темой вы работали на прошлом уроке. (Мы узнали стороны горизонта, что такое горизонт, линия горизонта.)
  • Сегодня вы продолжите работать с этими понятиями.
  • Чему же будет посвящен урок? (Открытию нового знания)
  • Как вы будете узнавать новое? (Постараемся сами понять, что мы еще не знаем, и сами «откроем» новый способ.)
  • С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

  1. актуализировать знание понятий стороны горизонта, горизонт;
  2. организовать знакомство с понятиями ориентирование и компас;
  3. актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
  4. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  5. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  6. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализации понятий стороны горизонта.

У учащихся на персональных ноутбуках интерактивный тест (Презентация 1)

  • Выполните тест.
  • Что мы повторили, выполняя тест. (Есть четыре основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток и четыре промежуточные: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток)

Учитель вывешивает эталон. (Презентация 2, слайд 2)

  • Знакомство с понятиями ориентирование и компас.
  • Чтобы узнать, для чего нам нужно знать стороны горизонта, давайте поиграем в Поле чудес. (Слайд 3)
  • Зашифрованное слово обозначает определение своего местоположения и направления пути. (Дети по очереди называют буквы алфавита и получают слово «ориентирование»)
  • Значит, ориентирование – это определение своего местоположения и направления пути. (Определение на слайде 3, анимация 1)
  • Как мы ориентируемся, когда идём в школу? В спортивную школу? (…)
  • Молодцы! В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам, они называются ориентиры.
  • А как быть в лесу, когда все деревья похожи друг на друга? (… возможно кто-то назовет компас)
  • А что такое компас? (…) (Слайд 3, анимация 2)
  • Где мы можем посмотреть точное определение слова компас? (В толковом словаре)
  • Прочитайте, что такое компас в толковом словаре Ожегова. (Гиперссылка на слово компас на слайде 3)
  • Компас –физический прибор для распознавания стран света, состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север.
  • Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Слайд 3, анимация 3). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие? (Основные)
  • Затем добавили промежуточные. Назовите их.
  • Такое устройство было неудобно и для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.
  • У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит? (Магнитная стрелка, предохранитель, корпус) (Слайд 4, анимация 1-3)

3) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили и узнали? (Мы повторили стороны горизонта, узнали, что такое ориентирование, компас, из чего состоит компас)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия. (Слайд 5)

Определите по компасу расположение интерактивной доски в классе.
  • Что нужно сделать в этом задании? (Нужно по компасу определить расположение доски в классе)
  • Что нового в этом задании? (Мы никогда не определяли стороны горизонта при помощи компаса)
  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках. Учитель ограничивает учащихся во времени.

  • Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить расположение доски в классе по компасу)
  • Кто определил сторону? Назовите, что у вас получилось?
  • Обоснуйте свой ответ. Назовите правило, которым вы воспользовались при работе с компасом.

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего правила.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правила, по которому можно обосновать свой ответ.)
  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить расположение доски в классе при помощи компаса.)
  • В чем затруднение? (Мы не можем ориентироваться при помощи компаса.)
  • Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем способа ориентирования по компасу)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  1. согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  2. построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать способ ориентирования при помощи компаса и научиться им пользоваться.)
  • Как будет называться тема урока? (Ориентирование)
  • Давайте подумаем, какие средства вам помогут. (Знание сторон горизонта и компас)
  • Теперь я помогу вам продумать дальнейшую работу. Чтобы узнать расположение объекта, нужно узнать, как пользоваться компасом.
  • Предлагаю вам поработать в группах. Посмотрите на доску и скажите, все ли правила работы в группе я вспомнила? Если что-то не так, поправьте меня. (Пропущено одно правило: работать должен каждый на общий результат) (Слайд 6)
  • Молодцы! У вас на партах в конверте лежат шаги алгоритма работы с компасом. Скажите, как вы будете работать. (Дети называют шаги плана «открытия», учитель фиксирует на доске)

План «открытия». (Слайд 7)

  1. Ознакомиться с шагами алгоритма.
  2. Выстроить их в правильном порядке.
  3. Зафиксировать шаги на листе.
  4. Проверить свою гипотезу и сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

  1. реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  2. зафиксировать способы ориентирования по компасу на эталоне;
  3. организовать фиксацию преодоления затруднения;
  4. организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Вы выполняете 1-3 пункты плана, а 4 – вместе.

Ученики читают шаги, устанавливают последовательность и приклеивают на лист А4.

Учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные эталоны.

Правила пользования компасом.

  1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
  2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)
  3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
  4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
  • Как проверить ваше «открытие»? (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)
  • Давайте определим, где находится наш классный уголок. (Дети действуют по эталону и определяют местонахождение уголка)
  • Сделайте вывод. (Мы правильно составили алгоритм работы с компасом)
  • Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать? (Проверить по учебнику)
  • Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.

Один из учащихся читает правило вслух. (Слайды 8-9)

  • Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
  • Воспользуйтесь новым эталоном и компасом и выполните наше пробное задание. (Интерактивная доска находится на юго-востоке)
  • Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете делать? (Ориентироваться по компасу)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи правила пользования компасом.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

  • Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и встаньте лицом на север.
  • Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
  • Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
  • Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
  • Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
  • Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
  • Определите, в какую сторону обращены окна в классе? (юг)

2) Работа в парах.

  • Определите, в какой стороне находится в классе дверь?
  • Определите, в какой стороне находится в классе шкаф?

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.(Слайд 10)

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цели:

  1. тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  2. проверить умение ориентироваться по компасу.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • Определите, в какой стороне находится стол учителя?
  • Определите, в какой стороне находится сейф для ноутбуков?

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на планшетах. Проверка организуется по образцу. (Слайд 11)

  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включить новое знание в систему знаний;

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)
  • Давайте сейчас отправимся в путешествие. У каждого ряда будет своя маршрутная карта. (Карта вручается представителям рядов)
  • Вам нужно выйти из класса в коридор, определить место начала путешествия, пройти по указанному в карте маршруту и найти клад. (Дети читают карту и выполняют действия, указанные в карте и находят записки: «Вы молодцы! Настоящие путешественники. Я благодарю Вас за урок.»)

После путешествия дети возвращаются в класс.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. оценить свою работу и работу класса на уроке;
  3. наметить направления будущей учебной деятельности;
  4. обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Узнать способ ориентирования при помощи компаса и научиться им пользоваться.)
  • Вам удалось достичь цели? (Да)
  • Докажите. (…)
  • Вспомните пословицу, с которой начали урок. (Дело мастера боится.)
  • Кого из вас дело испугалось? Докажите. Кто смог открыть способ сам?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы не поняли, как пользоваться компасом, есть ошибки, поставьте себя на нижнюю ступеньку. Если поняли, но сеть вопросы и допустили ошибки – на вторую или третью ступеньку. Если поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами – на четвертую ступеньку
  • Учитель анализирует результаты оценивания. (Слайд 12)
  • Как быть, если вы пошли за грибами и у вас нет с собой компаса?(…)
  • Вы правы. Можно ориентироваться по местным признакам.
  • Дома первый вариант готовит сообщение о том, как можно ориентироваться по солнцу и звездам, а второй вариант – по местным природным признакам. (Слайд 13)