Урок информатики по теме "Логические выражения и логические операции". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (623,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Проверка домашнего задания на уроке осуществляется с помощью авторского теста, разработанного в тестирующей оболочке MyTest (Приложение 1), где проверка теста происходит автоматически (результаты теста сразу отправляются на компьютер учителя).

В изучении новой темы дается определение простых и сложных высказываний, а также рассматриваются логические операции Объяснение нового материала осуществляется с помощью интерактивной презентации. В целях закрепления умений и навыков учащимся предлагаются карточки для заполнения (Приложение 2).

В конце урока ученикам предлагается оценить степень удовлетворённости процессом и результатом своей работы и выдаются карточки для выполнения домашнего задания (Приложение 3).

Учебник под редакцией профессора Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ».

Цель:

  • Изучить теоретический материал по теме «Логические выражения и логические операции»
  • Развивать логическое мышление, умение общаться, сопоставлять и применять полученные навыки на практике.
  • Развивать познавательную деятельность учащихся, умение анализировать.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: фронтальная.

Наглядность и оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация, подготовленная в MS PowerPoint;
  • тест на тему «Основные понятия алгебры логики»;
  • карточки для закрепления пройденного материала;
  • карточка для домашней работы.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Проверка изученного материала (10 мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Закрепление изученного материала (устная работа, 5 мин.)
  5. Подведение итогов урока (2 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к уроку.

Объявляется тема урока. Перед учащимися ставится задача: показать, как они научились решать задачи по теме.

2. Повторение изученного материала.

Выполнение в тестирующей оболочке MyTest теста на тему «Основные понятия алгебры логики».(приложение1.mtf)

3. Изучение нового материала.

Вопросы для изучения:

  1. Простые и сложные выражения.
  2. Основные логические операции.

При объяснении нового материала используется компьютерная презентация (презентация.PPT)

  • 1. Простые и сложные выражения.

Логические выражения могут быть простыми и сложными.

Простое логическое выражение состоит из одного высказывания и не содержит логические операции. В простом логическом выражении возможно только два результата — либо «истина», либо «ложь».

Сложное логическое выражение содержит высказывания, объединенные логическими операциями. По аналогии с понятием функции в алгебре сложное логическое выражение содержит аргументы, которыми являются высказывания.

  • 2. Основные логические операции.

По ходу объяснения нового материала ученики заполняют в тетради таблицу следующего вида.

Название логической операции Обозначение логической операции Результат выполнения логической операции Таблица истинности Примеры
Отрицание
Дизъюнкция
Конъюнкция
Импликация
Эквиваленция

 

В качестве основных логических операций в сложных логических выражениях используются следующие:

  • НЕ (логическое отрицание, инверсия);
  • ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция);
  • И (логическое умножение, конъюнкция)

Операция НЕ — логическое отрицание (инверсия)

Логическая операция НЕ применяется к одному аргументу, в качестве которого может быть и простое, и сложное логическое выражение. Результатом операции НЕ является следующее:

  • если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным;
  • если исходное выражение ложно, то результат его отрицания будет истинным.

Для операции отрицания НЕ приняты следующие условные обозначения: НЕ, ‾, ˥ not А. Результат операции отрицания НЕ определяется следующей таблицей истинности.

Операция ИЛИ — логическое сложение (дизъюнкция, объединение)

Логическая операция ИЛИ выполняет функцию объединения двух высказываний, в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение. Высказывания, являющиеся исходными для логической операции, называют аргументами.

Результатом операции ИЛИ является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинно будет хотя бы одно из исходных выражений.

Результат операции ИЛИ определяется следующей таблицей истинности:

А В A v В
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1

Применяемые обозначения: А или В; A v В; А ог В. При выполнении сложных логических преобразований для наглядности условимся пользоваться обозначением А + В, где А, В — аргументы (исходные высказывания).

Операция И — логическое умножение (конъюнкция)

Логическая операция И выполняет функцию пересечения двух высказываний (аргументов), в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение.

Результатом операции И является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинны оба исходных выражения.

Результат операции И определяется следующей таблицей истинности:

А В А^ В
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Применяемые обозначения: А и В; А ^ В; А & В; A and В.

Условимся пользоваться при выполнении сложных логических преобразований обозначением A-В, где А, В — аргументы (исходные высказывания).

Операция «ЕСЛИ-TO» — логическое следование (импликация)

Эта операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием, а второе — следствием из этого условия.

Применяемые обозначения:

если А, то В; А влечет В; if A then В; А—»В.

Результат операции следования (импликации) ложен, только тогда, когда предпосылка А истинна, а заключение В (следствие) ложно.

Таблица истинности:

А В Если А, то В
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

Операция «А тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность)

Применяемое обозначение: А ~В.

Результат операции эквивалентность истинен только тогда, когда А и В одновременно истинны или одновременно ложны.

Таблица истинности:

А В А ~ В
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

4. Закрепление изученного материала

Данный материал раздается каждому ученику. (приложение 2)

5. Подведение итогов урока

Скажите был ли сегодняшний урок для вас познавательный?

Что больше всего запомнилось из урока?

6. Домашнее задание

  1. Учебник. п.23.2., заполнить таблицу «Логические операции» до конца.
  2. Выполнить задание (приложение 3)
  3. Подготовиться к тестированию.
  4. Знать ответы на вопросы:
    • какие высказывания бывают;
    • какие высказывания называются простыми, а какие – сложными;
    • основные логические операции и их свойства.

29.03.2014