Урок обществознания по теме "Зачем нам общение?" 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ОС «Школа-2100», предмет «Окружающий мир», (обществознание), раздел «Человек и человечество», (Д.Д. Данилов, С.В. Тырин).

Задачи урока:

  1. Опираясь на интуитивные и предварительные знания, познакомить учеников с понятием «общение», дать представление о его задачах, видах и средствах.
  2. Формированию у учащихся навыки толерантного общения, оценки поступков других людей в процессе диалога, совершенствовать умения самооценки, способствовать личностному росту детей.
  3. Развивать творческие способности учащихся, используя различные виды общения, во время выполнения продуктивных заданий.
  4. Формировать универсальные учебные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ребята, сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир межличностных отношений.

Дома вы вспоминали ситуации, когда вы с первого взгляда не очень понравились окружающим. Кто хочет рассказать свою историю? (Ответы детей.)

Многие из вас сделали очень важные шаги в умении оценивать свои поступки и поступки окружающих вас людей. Я рада, что вам знакомы приемы, с помощью которых вы можете попробовать изменить негативное ошибочное мнение о себе.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Попробуйте сегодня выступить в роли экспертов и оценить ситуацию, в которую попали Анюта и Илюша.

Трое учащихся разыгрывают или читают по ролям диалог. (Приложение 2.)

Учитель: В воскресенье Анюта и Илюша с папой отправились в Третьяковскую галерею. Вернулись все веселые и довольные. Папа задержался около машины, а дома ребят встречала мама.

Мама: Судя по вашим лицам, поход в музей был удачным, жалко, что я с вами не пошла…

Анюта: Да мы…(Илюша жестами показывает сестре, чтобы она замолчала.)

Мама: Кажется, друзья-товарищи, вы соврать хотите, да не успели договориться. Не были вы в музее, наверное, в зоопарке застряли. Я угадала?

Анюта: Ой, мамочка! Ну как ты обо всем догадалась, мы ведь тебе ни слова не сказали!

Мама: Ты, Анна, не хитри, я не собираюсь вас ругать, а догадаться было несложно.

Учитель: Ребята, как же мама догадалась, что ее обманывают? (По выражению лица, позе, жестам.)

А как же она поняла, что ребята были именно в зоопарке? (Она их очень хорошо знает.)

Послушаем, как это объяснила мама.

Мама: Догадаться было несложно: во-первых, вы мне все сказали своими мимикой и жестами – это ведь тоже язык, только без слов, а во-вторых, я хорошо вас знаю, общаюсь с вами с рождения, так, что личности ваши и характеры мне хорошо известны.

Анюта: А почему ты говоришь «общаюсь»… Зачем нам общаться, мы же просто живем вместе?

Постановка проблемы и формулирование детьми темы урока.

Как считает Анюта? (Общение не нужно.)

А вы как считаете? (Люди не могут жить без общения)

Вопрос один, а мнения разные. Почему? (Анюта маленькая, поэтому она и не знает, что такое общение.)

Значит нужно ей это объяснить. И тема нашего урока «Зачем нам общение?» (Слайд 1. «Зачем нам общение?», см. Приложение 1 и презентацию)

III. Поиск решения. Подводящий диалог.

Сегодня мы постараемся расширить свои знания по этой теме. Какие вопросы вы хотели бы задать? (Вопросы и ключевые слова записываются на доске.)

Что такое общение?

Как и с кем мы общаемся?

Зачем нам общение?

Как вы понимаете, что такое общение? (Дети высказывают свои предположения.)

Как доказать правильность ваших рассуждений? (Посмотреть в словарь.)

Заслушаем консультанта. (Ребенок находит в словаре Ожегова соответствующую словарную статью: «Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь, например, общение с людьми».)

Ключевое слово «общение» появляется на доске. Мы ответили на вопрос «Что?».

Обратите внимание на слайд. (Слайд 2. «Общение героев.», см. Приложение 1 и презентацию) Кто здесь общается? (Анюта и Илюша.) Как они это делают? (С помощью речи.) А если бы Илья уехал в другой город? (Они могли поговорить по телефону или написать письмо.)

Чем отличается общение людей? (Они общаются с помощью речи.) (Слайд 3 «Вербальное общение», см. Приложение 1 и презентацию.) На доске записывается ключевое слово «речь». А де Сент-Экзюпери писал: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.» Вспомните ситуации из жизни, когда вы общались с людьми и расскажите друг другу.

Игра в парах : « Я общался с …, когда….».

Может ли человек чувствовать себя хорошо, если он долгое время лишен общения с людьми? Докажите. (Мнения детей.)

Обратите внимание на слайд. Кто здесь общается? (Слайд 4. «Робинзон и Пятница», см. Приложение 1 и презентацию.)

Чем отличается их общение? (Они не знают языка.) И общаются с помощью мимики.

Слово «мимика» появляется на доске.

Что такое мимика? (Слайд 5. «Мимика», см. Приложение 1 и презентацию.) Это выражение лица человека.

Что мы передаем с помощью мимики? (Настроение, чувства, эмоции.)

Какие эмоции испытывает девочка? (Слайд 6. «Почему плачет Лена?», см. Приложение 1 и презентацию.).

Иногда люди плачут от радости. Можно ли только по выражению лица понять, на каком рисунке девочка плачет от боли физической, а где от огорчения, переживания – боли душевной? (Нет, это трудно.)

А теперь?

(Появляется полный рисунок, на котором видно, где девочка порезала руку, а где она переживает из-за любимой куклы.) Теперь нам все понятно.

Слайд 6. «Пантомимика» см. Приложение 1 и презентацию.)

(Ключевое слово «пантомимика» записывается на доске.)

Ребята, вспомните, как сегодня Илюша хотел предупредить Анюту, чтобы она не проговорилась маме о походе в зоопарк? (С помощью жестов.)

Что означают жесты, изображенные на слайде? (Слайд «Пантомимика», см. приложение и презентацию, жесты: «здравствуй», «привет», «пока», «направление движения».) А теперь попробуйте разгадать мои жесты.

Игра «Пойми без слов».

  1. Кивок головы – знак одобрения, согласия.
  2. Пожимание плечами – знак неуверенности или недоумения.
  3. Руки над головой, соединенные в «замок» – знак поддержки и одобрения.
  4. Знак «виктория» – победа.

IV. Физкультминутка-тренинг.

Учитель читает стихотворение Д. Хармса (Приложение 3), а дети с помощью мимики и пантомимики изображают его героев.

Тра-та-та, тра-та-та!
Растворили ворота,
А оттуда, из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой,
Другой дядя вот такой,
Третий дядя вот такой,
А четвертый вот такой!
Одна тетя вот такая,
А вторая вот такая,
Третья тетя вот такая,
А четвертая такая…

V. Формулирование вывода.

Ученые выяснили, что при разговоре человек 80% информации «считывает» по лицу, позе и жестам собеседника. А люди, симпатизирующие друг другу, сами того не замечая, принимают во время разговора похожие позы. Однако, бывалые путешественники не советуют использовать в другой стране язык жестов. Почему? (Одинаковые жесты в разных странах могут иметь разное значение.) Действительно, соединенные в кольцо большой и указательный пальцы в Англии означают – «все о, кей», во Франции – «ноль», а в Японии – «деньги».

Какой вывод мы можем сделать? (Нужно изучать иностранные языки, уважать культуру и традиции других народов).

Мы ответили на вопросы «Кто общается?» (люди) и «Как они общаются?» (С помощью речи, мимики и пантомимики).

Зачем же человеку общение? (Слайд «Общение», см. Приложение 1 и презентацию.)

Общение помогает человеку узнать собеседника и проявить себя.

Сравним наш вывод с выводом авторов учебника: «Общение – это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную.» (Слайд 8. «Вывод урока», см. Приложение 1 и презентацию.) (На доске – ключевое слово- «личность».)

VI. Применение знаний, выполнение продуктивных заданий.

Полученные знания вы примените при выполнении продуктивных заданий. (Работа в группах). (Приложение 4, слайды 9, 10 «Продуктивные задания», см. презентацию и Приложение 1.)

1, 3 группы: Попробуй по жестам и мимике догадаться, какие чувства испытывают друг к другу сказочные персонажи.

 

2, 4 группы:

Перед вами ситуации из жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове. Какие из них можно назвать общением? Почему?

   

Проверка, обсуждение.

VII. Итог урока.

Английский писатель и общественный деятель лорд Честерфилд писал: «Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование – знание мира – приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий». (Слайд 11 «Изречение Честерфилда для обобщающей беседы», см. Приложение 1 и презентацию).

Какие новые знания вы для себя открыли?

Когда мы учимся общению?

(Дети могут отвечать, опираясь на ключевые слова урока.)

VIII. Домашнее задание.

Слайд 12. «Картина Ф. Решетникова «Опять двойка.» (см. Приложение 1 и презентацию).

Обратите внимание на слайд. Какие мысли, чувства, эмоции вызвала в вас эта картина?

С кем вы общались, рассматривая картину? (C художником и его героями.)

Когда вы еще можете общаться с автором, не видя его? (Читая литературные произведения, слушая музыку.)

Дома напишите сочинение-миниатюру о своем общении с писателем, его героями, в процессе чтения книги, художником, рассматривая картины, композитором, слушая музыку. (Слайд12. «Вариативное домашнее задание», см. Приложение 1 и презентацию).

Работу можно оформить на компьютере, проиллюстрировать. (Пример выполнения домашнего задания представлен в Приложении 7.)

Приложения