Интегрированный урок (литература + история) по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели и задачи урока:

Учебные:

  • Познакомить с историей создания «Песни…»;
  • познакомить с особенностями жизни в России 16 века, дать представление об исторической эпохе, быте и нравах;
  • Рассмотреть личность царя в произведении;
  • формировать коммуникативные умения, связанные с анализом произведения;
  • находить ответы на вопросы проблемного характера, самостоятельно делать выводы;
  • совершенствовать умение учащихся конструировать связный устный.

Развивающие:

  • развитие умения наблюдать, образно мыслить;
  • овладение навыком сравнительного анализа произведений живописи различных художников, близких по тематике;
  • развитие умения целостно воспринимать произведение;
  • формирование навыков эмоциональной рефлексии;
  • развивать навыки выразительного чтения и творческое воображение при работе по иллюстрациям к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова";
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • показать возможности использования ИКТ на уроке;
  • пополнение словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание учащегося, способного адекватно оценивать ход отечественной истории и сопоставлять события прошлого с современностью;
  • воспитание уважения к отечественной истории и культуре, патриотизма, гордость за прошлое нашей страны;
  • анализ психолого-эстетических и нравственных микроситуаций;
  • воспитание художественного вкуса.

Оборудование:

  1. Текст поэмы Лермонтова.
  2. Выставка книг, посвящённая жизни Ивана Грозного.
  3. Карта Древней Руси 16 века
  4. Мультимедийная установка с презентацией по теме урока.

Методическое обоснование

Данный урок является первым в ходе изучения произведения, поэтому важно добиться участия в уроке всех учащихся, активности и осознания ими актуальности темы.

Цель урока – увидеть и прочувствовать особенности жизни в России 16 века. Задача – формирование умений и навыков анализировать художественное произведение через поиск исторических деталей в тексте; находить ответы на вопросы проблемного характера, самостоятельно делать выводы.

Каким образом это можно реализовать?

На начальном этапе урока необходимо создать особую атмосферу, класс настраивается на историческую волну, на восприятие темы. Осмысление темы проходит следующим образом:

  • работа с текстом;
  • беседа по вопросам;
  • мини-сообщения на исторические темы;
  • самостоятельная работа;
  • обсуждения ответов на проблемные вопросы аргументация, дополнение.

Это мобилизует аналитическую деятельность учащихся, заставляет осмысливать произведение, учит внимательно и вдумчиво относиться к высказываниям друг друга, участвовать в ответе, выявлять свое отношение к проблеме, строить монологическое высказывание, заставляет обращаться к тексту. После следует этап подведения итогов, где, получив ответы на вопросы , можно сделать вывод о том, как тема понята детьми.

В качестве домашнего задания предлагается выполнить творческую работу. Это задание и будет переходным «мостиком» к следующему уроку.

На уроке используются технологии развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

За две недели до урока учащимся даны опережающие домашние задания:

  1. Чтение «Песни…»
  2. Учащиеся были разделены на 3 группы: историки, литературоведы, искусствоведы и им были предложены темы для сообщений.
  3. Собрать материалы о художнике Васнецове.

Структура урока

  1. Организационная часть.
  2. История создания, основные мотивы «Песни…».
  3. Отражение эпохи в «Песне…».
  4. Образ царя.
  5. Анализ картины В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».
  6. Выводы.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока Содержание Примечание

Организационный момент

 

 

История создания, основные мотивы «Песни…»

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырский дух, яркие личности, которых так не хватало среди его современников.

«Песня…» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе в 1837 году. В ней широко развернута тема величия прошлого. В произведении сливаются несколько мотивов:

  • историческая фигура Ивана Грозного, воплощавшая беспредельную власть и произвол самодержца;
  • необузданная в страстях и жестоком разгуле опричнина;
  • твердый характер, крепкий в вере и нравственности человек среднего слоя;
  • выразительная, эмоционально богатая народно-поэтическая речь.

«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, бездну ужасов тиранства»( Н.М.Карамзин)

Слайд 1, 2

 

 

 

Отражение эпохи в «Песне…»

Просмотр фрагмента фильма «ПЕСНЬ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА», Россия, А.ХАНЖОНКОВЪ, 1908, ч/б.

– Где разворачивается действие в «Песне…»?

Особенно любима поэтом Москва, средоточие народной жизни, одушевленный символ исторических судеб России. Еще в юности Лермонтов писал: «Москва не безмолвная громада камней…нет! У нее есть своя душа, своя жизнь. Как у океана, у нее есть свой язык, сильный, звучный, святой, молитвенный!..». Тема Москвы, едва ли не единственная , так прочно связывала в творчестве Лермонтова прошлое с настоящим.

– Какие картины старой Москвы и её быта возникли при чтении поэмы?

– Что в «Песне…» указывает на то, что в ней рассказывается об историческом прошлом России?

– Какие картины быта 16 века вам понравились?

– В каких эпизодах перед нами предстает Москва?

  • Москва становится местом и фоном действия «Песни…».
    Над Москвой великой, златоглавою,
    Над стеной кремлевской белокаменной
    Из-за далеких лесов, из-за синих гор,
    По тесовым кровелькам играючи,
    Тучи серые разгоняючи,
    Заря алая подымается.
  • Перед смертным боем Калашников кланяется
    «белому Кремлю да святым церквам»
  • После казни
    Схоронили его за Москвой-рекой,
    На чистом поле промеж трех дорог,
    Промеж тульской, рязанской, владимирской…

16 век – один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы правлении Ивана Грозного почти в полтора раза увеличилась территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Дружины опричников наводили ужас на русские города.

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 Образ царя

1. Слово учителя.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. Он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

“Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).”

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

2. Сообщения подготовленных учащихся

  • Опричнина и опричники
  • Царские «развлечения» (пир, кулачный бой)

– Приведите примеры из произведения

– Милостив или жесток царь?

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Слайд 7-10

Слайд 11-12

Анализ картины В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»

 

1. Сообщение учащегося.

Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии, в семье сельского священника. По настоянию родителей он учился в духовном училище, а потом в семинарии. В 1867 г. Васнецов оставил семинарию и уехал в Петербург, начал учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Деньги для поездки предприимчивый юноша получил, написав две картины маслом и разыграв их в лотерею.

В 1868 поступил в Академию художеств, познакомился с И.Репиным, И.Крамским и другими художниками. В 1878 г. он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины Васнецова представляли собой жанровую живопись, которая тогда пользовалась большой популярностью.

В 1876-1877 гг. Васнецов работал во Франции, где создал эскиз к будущему шедевру “Богатыри”.

В 1878 г. Васнецов переехал в Москву, и в его творчестве появились новые темы: русская история, былины, народные сказки. В это время появляются такие полотна, как: “После побоища Игоря Святославича с половцами”, “Алёнушка”, “Витязь на распутье”. А в 1891 году появляются картины, иллюстрирующие поэму М.Лермонтова “Песня про…”. Перед нами эпизод “Бой Калашникова с Кирибеевичем”

2. Работа с картиной Васнецова «Иван Грозный»

– Как вы думаете, чем привлек образ Ивана Грозного художника Васнецова?

Яркая, неординарная личность, противоречивый характер, сложная судьба.

Каким рисует царя М.Ю. Лермонтов? В каких ситуациях?

Мы видим царя, сидящего за трапезой во дворце:

То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

– Найдите описание внешности царя.

Очи зоркие, брови черные…
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого…

– Какое необычное сравнение использует поэт для характеристики царя? (отрицательное)

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

– Как во внешности проявляются властность, жестокость царя?

Иван Грозный показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти», а потом заговорил, угрожая расправой.

– Каков же царь в изображении М.Ю.Лермонтова?

Жесток, подозрителен, несправедлив, мстителен. Но он может быть щедрым к людям, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие.

– Удалось ли художнику передать «грозность» царя?

– Какова основная мысль картины?

Иван Грозный предстает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия. Васнецов сумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Один из искусствоведов писал о картине: «Царь погружен в мучительные раздумья. Кажется, он придавлен гнетом своих злодеяний. Но не только страшные муки совести испытывает он. Здесь и закипающая злоба, жажда мщения, гнев, сила духа.

Поза, выражение лица, жест рук, тяжелый посох, вонзенный в пол, каждая деталь вводит в мир душевного смятения человека. Он мучитель, но и мученик». Это противоречивый образ государственного деятеля, образ русской истории (если говорить словами художника), который Васнецов изучил и изобразил.

 

 

 

Вывод

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

– Какой предстаёт эпоха Ивана Грозного в поэме?

 

Домашнее задание

  1. Отметить материал для характеристики Кирибеевича и Калашникова,
  2. Составить челобитную царю с просьбой об отмене опричнины, указав причину.