Учебно-методическое пособие: авторская электронная игра "Секреты интонации" для развития навыков определения выразительных средств музыки

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Основополагающим  понятием в музыке является ИНТОНАЦИЯ. Почувствовав и поняв интонацию музыки, мы начинаем понимать музыкальный язык и музыкальную речь. В речи музыкальной и разговорной интонация является единым стержнем. Каждый человек, воспринимая речь другого человека,  может не разобрать  смысла отдельных слов, но догадается по интонации о смысле сказанного в целом. Музыкальная интонация, вобрав в себя всё богатство оттенков музыкального языка и речи человека, несёт в себе смысл образного восприятия окружающего мира. Понимание музыкальной интонации происходит в процессе изучения выразительных средств музыки. Раскрывая для себя свойства каждого выразительного средства музыки и обнаруживая родство музыкальной и разговорной речи, ребёнок учится понимать музыкальный язык, как язык наших чувств и эмоций, язык человеческой души. Тогда душа человека становится чуткой, отзывчивой и разумной.

Целевое назначение игры

Электронная обучающая игра «Секреты интонации» предназначена для музыкальных занятий в общеобразовательной школе, а так же для изучения предметов Мировая музыкальная культура (ММК) и Музыкальная литература в музыкальных школах и ДДЮТ. Она даёт широкие возможности использования её в обучении, как на занятиях в классе, так и при самообучении в домашних условиях при наличии ПК. Применение данной игры целесообразно в изучении следующих тем:

  • Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением выразительных средств музыки.
  • Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением творчества Ф. Шопена.
  • Музыка и слово. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Музыка и движение. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Ф. Шопен. Краткий обзор творчества. (Второй год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Ф. Шопен – народный поэт Польши из раздела «Шедевры классического музыкального искусства XVIII-XIX-XX вв.» (5-7 классы, предмет ММК).
  • «Великие виртуозы – Паганини, Шопен, Лист» из раздела «Искусство виртуозов» («Музыка для детей», третий год обучения, предмет ММК).
  • Музыкальный язык. Ритм, динамика, темп, тембр в жизни, природе, искусстве, музыке.
  • Жанры музыки. Танцевальные: народные танцы разных стран, марши, программная музыка, жанры фортепианной музыки, сюиты для фортепиано (Второй год обучения, предмет ММК).
  • Изобразительность и выразительность в музыке. (Блок «Музыка», первый год обучения, предмет ММК).

Цель игры: восприятие и понимание музыкальной интонации через умение слышать и анализировать выразительные средства музыки, сопоставляя их с выразительной интонацией разговорной речи.

Поставленная цель реализуется через решение ниже следующих задач:

  • Обучающие задачи:
    • закрепить знание понятий, связанных с пониманием музыкальной интонации и являющихся основными средствами музыкальной выразительности: лад, темп, тембр, динамика, регистр, ритм, метр, мелодия, сопровождение и склад фактуры;
    • научить определять выразительные средства музыки, сопоставляя их с характером звучания музыкального произведения;
    • познакомить с творчеством Ф. Шопена на примере жанров польской танцевальной музыки – мазурки и полонеза.
  • Развивающие задачи:
    • обогащать словарный запас своей речи словами, передающими в художественно-образной форме различную эмоциональную окраску;
    • развивать слуховые представления, связанные с пониманием музыкальной интонации;
    • развивать образное мышление.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать личностную культуру слушателя;
    • воспитывать через эмоционально-образное восприятие музыки любовь и эмпатию к окружающему миру.

Краткое содержание игры

Музыкальная интонация представлена в игре символически в виде сказочного цветика-семицветика. Идея изучения музыкальной интонации через знакомый детям сказочный образ взята из программы «Музыка» Г.П. Сергеевой и Е. Д. Критской для 1-4 классов общеобразовательной школы. Возможности современных компьютерных технологий позволили создать  на основе этой идеи новую электронную обучающую игру «Секреты интонации» для развития навыков определения выразительных средств музыки, которая представлена в форме учебно-методического пособия.

Изучение и закрепление знания выразительных средств музыки происходит в процессе слухового анализа двух музыкальных произведений польского композитора Ф. Шопена – «Мазурка Фа мажор» и «Полонез Ля мажор». Благодаря тому, что в игре использованы два разных музыкальных произведения, создаётся два варианта возможных изменений музыкальной интонации, чтобы ребёнок смог сравнить музыку Мазурки и Полонеза, определяя между ними сходство и отличие. Поэтому, сама игра уже предполагает  вариативный подход, т.к. даёт возможности:

  • проанализировать все выразительные средства музыки «Мазурки Фа мажор» и «Полонеза Ля мажор» по очереди;
  • разобрать каждое выразительное средство в отдельности на примере сравнения двух танцев.

Краткое описание игры

При выборе музыкального произведения на Домашней странице, происходит переход на слайд, где условно изображён цветик-семицветик, на лепестках которого находятся все выразительные средства музыки. Название каждого выразительного средства является ссылкой на свою страницу, где можно ещё раз прослушать выбранное музыкальное произведение и определить характерные признаки данного выразительного средства. При правильном выборе такого характерного признака на маленьком жёлтом цветке (символ цветика-семицветика) один из лепестков начинает светиться переливающимся цветом. Количество правильных ответов указано в центре желтого цветка. Чем меньше ошибок, тем быстрее включаются все лепестки по числу, указанному в центре цветка. Время, затраченное на определение всех характерных признаков одного выразительного средства на одном слайде, является показателем уровня знания данного выразительного средства.
Игру можно использовать в различных формах учебной деятельности: индивидуальной и групповой, во время работы в классе и дома при наличии ПК и компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint.

Ход игры

Слайд №1

Домашняя страница – отправной пункт игры.

Подготовительный этап игры:

  • Выбираем название музыкального произведения.
  • Название музыки – это ссылка на начало игры.
  • Двойным щелчком по названию выбранного музыкального произведения переходим к началу игры.

Дальнейший ход игры будет представлен на примере Мазурки Фа мажор, т.к. Мазурка и Полонез  – это два варианта одной игры, позволяющие проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки двух разных музыкальных произведений.

Слайд «Интонация и выразительные средства музыки»

Начало игры:

  • Выбираем для изучения на данном музыкальном примере любое выразительное средство музыки.
  • Подчёркнутое название выразительного средства музыки на каждом лепестке цветика-семицветика – это ссылка на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.
  • Щелчком по подчеркнутому названию выразительного средства музыки переходим на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.

Слайды  «Выразительные средства музыки»

Структура всех слайдов с выразительными средствами музыки имеет единый принцип и сходные приёмы игрового обучения. Рассмотрим это на примере некоторых из этих слайдов.

Условия игры:

  • Играющему нужно набрать нужное количество баллов, число которых указано в центре жёлтого цветка за минимальное количество времени.
  • В центре слайда выбирается один или два правильных варианта характерных признаков заданного выразительного средства музыки.
  • На цветных полосках выбираются слова, наиболее точно отражающие в литературно-образной форме черты этих признаков и особенности музыкальной интонации.
  • При правильном выборе начинает переливаться один из лепестков желтого цветка.
  • В случае ошибочного выбора характерный признак или полоска со словом исчезают.
  • Когда разгаданы «секреты интонации» по заданному выразительному средству, то количество «высвечивающихся» лепестков должно совпадать с цифрой в центре жёлтого цветка.
  • Во время игры в группе при ошибочном ответе ход переходит к следующему участнику игры.
  • Побеждает тот, кто быстрее находит правильные ответы.

Описание мультимедийных компонентов игры

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент: Windows
Форма представления: презентация (авторская интерактивная игра)
Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint
Электронные ресурсы: графические изображения, фото, звуковые файлы, анимационные эффекты.

7.05.2014