Тема урока: "Глагол как часть речи"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (871 кБ)


Цель: систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.

Задачи:

  • Образовательные: научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число; отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи, выявление роли глагола в тексте,
  • Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда; развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке; развивать монологическую речь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Методы: словесный, иллюстративно-словесный, частично-поисковый, наглядный

Тип урока: урок-закрепление/

Оборудование: компьютер, презентация Роwer Роint, экран, С.И. Ожегов Толковый словарь, В.И. Даль. Толковый словарь, rарточки

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности

Солнышко (Слайд 2)

«Добрый день, Солнышко!»
«Добрый день, страна моя!»
«Добрый день, друг мой!»
«Добрый день, учитель!»
«Добрый день, ребята!»

– Сегодня урок русского языка я хочу начать с загадки:  (Слайд 3)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

– Что это?
– Знаете ли вы, как создаются книги?
– Кто работает над созданием книг?

(Слайд 4)

Изготовление книги – весьма сложный процесс. Помимо непосредственного производства, он включает в себя различные этапы до- и постпечатной обработки. Несмотря на великие достижения в области техники, изготовление книг до сих пор невозможно представить без применения ручного труда. Чтобы сделать хорошую книгу, необходима слаженная работа профессионалов всех направлений: писателей, поэтов, художников, редакторов, верстальщиков, технологов, печатников и многих других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию.
– Сегодня на уроке мы с вами создадим книгу. А о чём эта книга, вы узнаете из орфографической минутки.

«Орфографическая минутка» (Слайд 5)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Он ходит, голову задрав, (Слайд 6)
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он...  (Жираф)

И топчут ее, (Слайд 7) 
И режут ее –
Она не серчает,
Добром отвечает. (Земля)

(Слайд 8)

Подберите синоним к слову танцевать (плясать)

Ты весь мир обогреваешь (Слайд 9)
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)

Плещет теплая волна, (Слайд 10)
Под волною белизна. 
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? (Ванна)

На доске показ.

«Минутка чистописания»

Глагол                               глагол                                         глагол

Лексическое значение слова «глагол» (Слайд 11)

Работа по словарю

Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».

Из словаря В.И. Даля:  «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние».

«И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!»

А.С.Пушкин

– Объясните значение строк ГЛАГОЛОМ жги сердца (работа по словарю)

Подберите однокоренные слова к слову глагол
Глагол – глаголить, разглагольствовать.
Кто из вас может объяснить лексическое значение этих слов?
Посмотрим из словаря Ожегова.
Глаголить – говорить
Разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно. (Слайд 12)
В древности были ещё слова с тем же корнем например  Глаголица –одна из древнеславянских азбук.

2. Сообщение темы, цели урока

– Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать в нашей книге? (Слайд 13)
– Правильно о глаголе, т.е. мы сегодня на уроке вспомним то, что узнали о глаголе во 2-3 классе.
– Что такое глагол?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета или лица, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО  СДЕЛАТЬ?  Глагол в предложении обычно является сказуемым.
– А какие стихотворения о глаголе вы знаете?

Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто,  что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит.
Всё расскажет вам … (глагол)
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

(Слайд 14)

Работа над пословицами (вставьте подходящий по смыслу глагол)

Труд …, а лень…                                            перетрут          портит 
Смелый …, а робкий ….                                знает                теряет
Терпенье и труд всё ….                                  кормит             находит
Кто много …, тот много …                           читает 

(Слайд 15)

Неопределённая форма

– Выпишите глаголы. Что вы о них можете сказать?

Птицы могут летать высоко,
Пролетать над озёрами синими,
Улетать от гнезда далеко,
Ввысь взлетать над горами красивыми.

(Слайд 16)

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма не показывает ни времени, ни числа,  ни лица, ни рода

(Слайд 17)

Физминутка   (танцевальная)

(Слайд 18)

Работа по группам

– Отгадайте загадки.Найдите глаголы. Каждая группа выписывает глаголы в три столбика. Глаголы записаны по столбикам. Сравните их. Что вы о них можете сказать?

1 группа:

Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним прохода не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)

2 группа:

Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу. (Подъёмный кран)

3 группа

Принялась она за дело,
Завизжала и запела:
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.  (Пила)

(Слайд 19)

Уч-ся делают вывод, что глаголы даны в разных временах. На доске появляются слова в 3 столбика, учащиеся сверяются и  делают вывод, что глаголы даны в разных временах. 

– Что вы можете сказать о настоящем времени? О будущем времени? О прошедшем времени?

(Слайд 20)

настоящее время                    будущее время                  прошедшее время
в момент речи                     после момента речи           до момента речи

(Слайд 21)

Упражнение «Четвёртый лишний»

  • Трещит, скрипит, воет, скулил.
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил.
  • Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

(Слайд 22)

Число глаголов

– Запишите действия предметов, которые вы видите на данном рисунке.
– Чем отличаются друг от друга эти глаголы? (Они даны в разном числе)

(Слайд 23)

Род  глаголов

– Сравните действия этих лиц и предметов. Что вы можете сказать об этих глаголах?

(Слайд 24)

Работа по учебнику

Упражнение 343. Стр. 96

Задание:

  • Выпишите глаголы, определите время, число.
  • 1 предложение разберите по членам предложения

(Слайд 25)

– Ребята, давайте вспомним о правилах пользования учебником?

Береги книгу!
/Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу
/Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок..

– Что вы заметили в этом правиле?
– Что вы можете сказать о написании частицы НЕ?

(Слайд 26)

Частица НЕ с глаголами

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

Рефлексия

– Дома вы будете учить глаголы, но не так, как это делал один ученик. Послушайте. (Слайд 27)

Я учу глаголы

Я пришел из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
“кричать” – кричу,
“вертеть” – верчу,
“двигать” – двигаю,
“прыгать” – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю: наш сосед
Он живет под нами
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…

– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают. (Слайд 28)
– А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать обзор по нашей книге, т.е. просмотреть материал, который мы сегодня повторили. (Слайд 29)

Роль   глаголов

Глаголы важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного.

Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.

Алексей Югов

(Слайд 30)

Оценивание учащихся. Пожелания.