Компетентностно-ориентированный урок по математике на тему "Прибавление числа 4". 1-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Прибавление числа 4 Место урока по теме: первый урок по теме «Прибавление числа 4»
Тип урока: изучение нового (урок-путешествие) Формы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе.
Приемы: создание проблемной ситуации, путешествие, палочки Цукерман.
Методы: частично поисковые,  продуктивные методы: диалог, обмен мнениями, анализ задач, обобщение информации, обсуждение способов прибавление 4.
Цель урока Задачи урока
Образовательная: научить прибавлять число 4 по частям. Объяснять свой выбор и свои действия;
Деятельностная: рассмотреть способы прибавления числа 4 по частям  и применять их при решении задач и примеров.
Обучающие:
  • На основе модели прибавления 4  научиться решать примеры и задачи в нестандартных условиях.
  • На основе работы с тетрадью, со слайдами  презентации установить логические связи, как разбить на части число 4.
  • В ходе коллективного обсуждения осознать значимость умения договариваться при работе в группе.

Развивающие: развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать;
Воспитательные: воспитывать  взаимовыручку, самооценку и взаимооценку.

Предполагаемый результат

Знать Уметь
– способы прибавления числа 4;
– состав числа;
– свойство (удобнее к большему числу прибавлять меньшее).
– прибавлять число 4 по частям к любому однозначному числу;
– дополнять числа 7,8,9 до 10;
– решать примеры и задачи на + 4;
– говорить математическим языком;
– правильно оценивать свою работу и работу других.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
(учебно-познавательная, информационная, коммуникативная)
Предметные результаты:
Личностные результаты:
– Формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план;
– формировать положительную мотивацию к обучению;
Метапредметные: .
 Регулятивные УУД:
– формировать умение концентрировать внимание;
– закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.
Познавательные УУД:
– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
– формировать умение учащихся работать по модели.
Коммуникативные УУД:
– формировать умение работать в паре, в группе;
–  учить  приёмам,  представлять результат своей деятельности и результат деятельности работы в паре, в группе.
Предметные:
– познакомить со способами прибавления числа 4 по частям;
–познакомить с моделью прибавления числа 4;
– совершенствовать  вычислительные навыки в пределах 10.
метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве Учителя: мультимедийное оборудование, индивидуальная карточка учащегося  с примерами, КОЗ для каждого ученика по 3 уровням, презентация.
Учащихся: рабочая тетрадь № 3 В.Н.Рудницкая,  касса цифр, пенал, лист самооценки.

ХОД УРОКА

Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/ аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I этап:  Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 3 мин.
Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.
– Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок,
Очень тихо вы садитесь…
И работать не ленитесь.
– Мы сегодня с вами, дети,
Разгадать один секретик
Математики должны.
Если будем мы дружны.
Путешествие нас ждет…
Вы готовы?
Так вперёд!!!
– Мы отправляемся на планету «Математика»   
(Слайд  №1)
– Как вы думаете, какие умения пригодятся нам для успешной работы на планете математика?
– Живет там добрый Лунтик,
Он совсем не знает лени.
Но сегодня почему – то
У него плохое утро:
Он решить пример не может
Может, мы ему поможем?
Проявление интереса к материалу изучения.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
  Фронтальная Включение в учебный процесс
II этап:  Актуализация и фиксация затруднения в деятельности 7 мин.
Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.
– Посмотрите, Лунтик что-то хочет вам сказать:  (Слайд  №2)
«Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4»
– А теперь пора, ребята, знанья наши показать.
Будем ракету запускать
Она откроет первое число состава 4
Вы же второе покажите цифрой из кассы.  (Четыре это 3 и…, 4 и…, 2 и …, 1 и …)
– Что вы знаете о числе 4?
(дети: четное, соседи числа 4 –3 и 5, пятое по счету, больше 0,1,2,3, меньше 5, 6, 7, 8, 9, 10 и.т.д). (Слайд  №3)
– Взлетаем вместе с солнышком (ФИЗМИНУТКА)
– Вот мы и приземлились на планете МАТЕМАТИКА.
Демонстрируют знания, умения  по теме:
Характеризуют число 4.
Называют состав числа 4.
Работают с кассой цифр.
Учебно-познавательная. Фронтальная Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений),
известных способов деятельности.
III этап: Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи) 3 мин.
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока. (Слайд  №4)

Есть у Лунтика подружка,
Познакомьтесь с ней  – лягушка!
Вы ее только коснитесь
И при этом улыбнитесь,
Пример выдаст она сразу!
Не один из них ни разу
Не учились мы считать,
А ведь мы хотим все знать?
На примеры посмотрите,
Все внимательно сравните.
Вспомните, что повторяли
Состав числа 4 не зря мы,
Может, скажет уже кто-то
Тему нашего урока?
– А что сложного в этой теме,
Какая скрыта здесь проблема?
– Почему Лунтику трудно сосчитать?

Выдвигают варианты формулировок проблемы и цели, участвуют в их обсуждении. Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная. Частично поисковые методы, продуктивные методы. Появление цели урока.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
IV этап: Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания») 7 мин.
Учитель предлагает модель для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. (Слайд  №5)
Итак, как будем мы считать?
Сколько будет 5+4?
Модели нам помочь должны
Какие? Уж решите вы.
Возьмете для себя
Выстраиваем модель:
– 4 можно разбить на части?
–на какие?
– 4 это 1–1–1–1, значит можно прибавлять по 1? Как? (рассказывают дети)
– 4 это 2 и 2, Как будем прибавлять? (Рассказывают дети)
– 4 это 1 и 3, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)
– 4 это 3 и 1, Как будем прибавлять? (Рассказывают дети)
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы строили модель + числа 4.  +  или –)
Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель. Учебно-познавательная, коммуникативная  Частично поисковые методы, продуктивные методы. Лист самооценки. Формирование навыков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативная.
Формирование умений учебного сотрудничества
Коллективного обсуждения проблем, предположений
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
V этап: Первичное закрепление 10 мин.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи. (Открываю примеры)
– Объясните, как вы будете прибавлять 4. Какую модель возьмете? (Дети объясняют способ сложения 4)
(Слайд №6)
Возьмем линейку мы сейчас,
Примеры сосчитаем в раз.
Пусть Лунтик учится решать примеры,
А не сидит без дела!
– Сколько надо прибавить к каждому из чисел 7,8,9, чтобы получилось 10?
(Открываю примеры)
(Слайд  №7)
– Объясните способ сложения?
8 + 4, 9 + 4, 4 + 7.
(Объяснение детей)
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно +  или –)
Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно. Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Фронтальная
Лист самооценки.
Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.
Включение нового знания в систему знаний;
повторение  и закрепление ранее изученного.
Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.
(Слайд  презентации №8)
– Лунтик, решил объяснить как решать примеры Божей коровке.
– Вы поможете ему?
(работа в парах)
– Давайте каждый из вас объяснит своему соседу по парте еще раз, как решаются такие примеры.
– Выберите один из решенных примеров и объясните соседу.
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы объясняли соседу решение примера +  или –)
(Слайд  №9)
– Ой, ребята, вот так Лунтик,
У примеров все ответы
Раскидал без промедленья
Вы же все ответы найдите и примеры соберите!
(Слайд  №10)
– Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, оцените палочками успеха.
– 1 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 1 столбик?
– 2 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким способом  прибавляли 4 во 2 столбике?
– 3 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 3 столбик?
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили примеры и работали в группе +  или –.
(Слайд  №11)
(Выполняют КОЗ)
(стимул) – Чтобы благополучно вернуться на землю, необходимо правильно решить задачу.
(задачная формулировка)
– Путешествие подходит к концу, и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты «Математика» (работа в группе)
1 группа (каждый ребенок): Сколько квадратов и  треугольников?
2 группа (каждый ребенок): Сколько кругов?
3 группа (каждый ребенок): Сколько треугольников  и квадратов?
(Слайд №11) (Проверка 4 + 4 = 8)
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили задачу сколько баллов получили.
Используют приобретенные знания в практической деятельности.

 

 

 

 

 

Решают примеры на карточке.

 

Взаимопроверяют. (Палочки Цукерман).

 

 

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

 

 

 

 

 

Выбор заданий соответствующего уровня.

Решают КОЗ.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная Работа  в паре
Работа в группе
Лист самооценки.
Предметная.
Умение ориентироваться в содержании темы.
Информационная.
Умение использовать информацию  разных  способов сложения, для решения учебной задачи.
Коммуникативная.
Освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
Социальная.
Уточнение собственных возможностей и ограничений. 
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин.
Организовать действие по самостоятельной работе: контролю усвоения материала;
Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.
Коллективно-распределенная деятельность.
(Слайд №12)
– А в это время на земле!
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
(Слайд  презентации №13)
– Чтобы нам благополучно приземлиться на Землю, откроем тетради на странице 39, и № 2,3 выполним самостоятельно.
– Решаем самостоятельно,
Будьте при этом очень внимательны.

Проверка (самопроверка)

Назовите примеры, в которых допущена ошибка. Оцените себя. Покажите, где живет ваш успех.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи.
Оцените соседа. Покажите, где живет  успех соседа.
Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно +  или –.

Выявление границ применимости нового знания при выполнение заданий № 2 (примеры) и № 3 (задача).

 

 

 

Один ученик проговаривает решение.
Все проверяют, высказывают мнение.
Оценивают себя. (Палочки Цукерман).
Оценивают соседа. (Палочки Цукерман).

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная. Работа в парах (взаимопроверка). Самостоятельная работа в тетради. (самопроверка)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Умение систематизировать, самостоятельно применять изученное.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.
VII этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока 5 мин.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
(Слайд  №14)
– Вот мы и приземлились.
– Понравилось вам путешествие?
Возьмите листы самооценки. Сосчитайте + и – и баллы. Встаньте те, у кого 6-5 плюсов и 3 балла. – Вы умницы! Встаньте те, у кого 4-3 плюсов и 3 или 2 балла.
– Вы молодцы, но обратите внимание на свои ошибки. Встаньте те, у кого 2, 1 плюс и 2 или 1 балл. – Вы хорошо работали, но нужно быть активнее и внимательнее и не допускать ошибки. Встаньте те, у кого все минусы. В чем была трудность у вас?
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал (а)….
– Сегодня на уроке я смог(ла)….
– Сегодня на уроке мне было интересно….
– Сегодня на уроке мне было трудно…
– То, что я узнал (а) сегодня на уроке, мне пригодится…

Мы сегодня потрудились
Прибавлять мы научились
Число 4, разбив на части –
Пригодиться это часто
В жизни, где угодно надо
Считать точно, без изъяна!!!

– Лунтик прислал вам телеграмму: (Слайд  №15)

Анализируют деятельность по достижению цели Учебно-познавательная Рефлексия с использованием Клеше, листа самооценки. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализируют личностное изменение в процессе учения.
Анализируют достижение цели, описывает способ достижения ее.

Приложения