Внеурочное занятие в начальной школе по теме "От рождения до старости"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели занятия:

  • уточнить понимание детей понятий: детство, юность, зрелость, старость.
  • развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, классифицировать, «погружаться в тему».
  • развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; -формирование умения сочувствовать, сопереживать, принимать людей любого возраста;
  • воспитание любви к искусству: живописи, музыке, художественному слову, патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, картинки по возрастным группам, кроссворды, конверты для ответов.

Ход занятия

Организация класса:

а) Активизация внимания.

б) Оптимистический настрой на работу

Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;
Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство. О чем пойдёт сегодня речь на занятии?

слайд 1

Отгадайте загадку:

Кто утром на четырех ногах,
Днем – на двух,
А вечером – на трёх?
(Человек)

Сегодня мы будем с вами говорить о человеке, как части природы.

Разгадайте кроссворды.

Дети разгадывают кроссворды, находят «ключевые» слова. На доске висят силуэты людей по возрастным категориям. Возле каждого силуэта есть «кармашек», куда дети должны положить разгаданные кроссворды. Проверяем. Делаем вывод: силуэты отображают 4 возраста человека.

слайд 2

Формулируем тему занятия: «От рождения до старости.»

слайд 3

Сравниваем каждый возраст с временем года. Человек развивается как и все в природе.

слайд 4

В старой древности сказали:
Возраст временем назвали,
Юность Человека – лето,
Детство всех Людей – весна.
Зрелость Человека – осень,
Старость всех Людей – зима!

слайд 5

Человек и зелёная красавица природа неразделимы!

И мы кусочек окружающего мира. И должны помнить об этом ежеминутно. Каждую минутку отведённого нам времени.

слайд 6

Когда-то наши предки считали, что у человека есть 7 жизней.

1 жизнь 0-1 год – младенец, «живая вода», «титяшная».

2 жизнь 1-3 года – детство.

3 жизнь 3-12(14) лет – ученичество.

4 жизнь Хороводная

5 жизнь – Вьюнцы

6 жизнь – Мужик и баба

7 жизнь – Старик и старуха

Наши предки верили, что человек за время своей земной жизни проживает как бы семь жизней в разных ипостасях, каждый раз перерождаясь из одного состояния в другое, проходя через смерть.

Считалось, что первая жизнь начиналась от рождения и продолжалась до одного года. Она называлась младенец, «живая вода», «титяшный». В этот момент новорожденный слишком слаб, его даже по имени не называют, чтобы на имя никто не навлек «зло». Люльку с ребенком подвешивали к космическому центру дома – к матице, месту, которое оберегает и охраняет от всего плохого. В люльку клали обереговую куклу- скатку, чтобы он хорошо спал. В годовалом возрасте умирал младенец и рождался ребенок. Годовалого ребенка стригли наголо и отдавали его волосы в жертву великой Праматери, чтобы не забрало большего – жизни.

Период от года до трех лет назывался в народе детством. В три года ребенок «умирал» и «рождался» ученик. Переход от детства к ученичеству сопровождался обрядом «посажения на коня» мальчика и «посажения за прялку» девочки.

Период ученичества продолжался до половозрелости, когда девочка становилась девушкой, а мальчик – юношей. Девочки в этот период обучаются женскому ремеслу возле своей матери, а мальчики обучаются мужскому ремеслу возле своего отца. Ребенок получал право на труд. Труд ребенка был посильным и настоящим, равноценным труду взрослых. Мальчики учились быть воинами, землепашцами, ремесленниками. Девочки учились быть хорошими хозяйками в доме.

Четвертая жизнь – это хороводный возраст, на который отводилось пять лет. Переход от ученичества к хороводному возрасту сопровождался обрядом «инициации», т. е. посвящения в полноправные члены рода, получение прав на создание своей семьи и продолжение рода. Для девушек этот обряд заключался в примерке женского головного убора и поневы, для мальчиков – это были испытания в силе, ловкости, смелости, мужестве. Юноши и девушки хороводного возраста исполняли основные обряды календарного цикла, направленные на получение и сохранение урожая, им было дано право колядовать. В хороводе выбиралась пара, и родители сговаривались сыграть свадьбу. Если же девушка никому не приглянулась в хороводе, ее «выставляли» на ярмарку невест в соседнее село или деревню. Там сваха представляла женихам невест из окрестных сел. Если же и на ярмарке девушку никто не выбирал, то сваха могла сосватать ее за любого вдовца, вольного и т.д.

На свадьбе начиналась пятая жизнь, когда «умирали» юноша девушка, а « рождались» мужчина и женщина. В русской свадьбе бытовал обычай выноса украшенной елочки – «девьей красоты», который сопровождался длинным стихотворным текстом – наговором. Во время свадьбы центральным моментом было расставание невесты со своей «девьей красотой», или «волей».

Продолжалась пятая жизнь до рождения ребеночка, первенца. Молодые назывались в этот период «вьюнцами». Женщина должна была доказать свое «плодородие», а мужчина – помочь ей в этом. Считалось, что плодородию способствует качание на качелях (подняться выше к богам), катание яиц по земле (взять у земли силу плодородия), валяния на снегу и на земле.

С рождением первого ребенка начинался новый, шестой период в жизни, который назывался в народе «мужик и баба». Это детородный возраст, и, пока у них родятся дети, они считаются мужиком и бабой.

Как только женщина перестает рожать, начинается седьмая жизнь, которая называлась в народе «старик и старуха».

В любом возрасте человек ощущал свою нужность в этом мире, ощущал весь мир в себе. Так, каждое «я» вливалось в жизнь своего рода, народа, Родины.

слайд 7

Вернемся к первым жизням. Какую возрастную группу вы видите? Как мы ее назвали бы сейчас? (детство)

слайд 8

Изображения детей. Маленького человечка всё интересует. Он всё хочет знать. Он познаёт мир. Он развивается.

слайд 9

Как развивается человек? Что необходимо для его развития? (речь)

слайд 10

Около 400 лет назад индийский падишах Акбар поспорил со своими придворными мудрецами. Их мнение было таково: каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Сын индийца заговорит на индийском, непальца – на непальском, а сын перса – на персидском... Акбар усомнился в справедливости такого мнения и поставил жестокий опыт. Несколько грудных детей поселили в отдельных покоях, ключ от которых висел у Акбара на груди. У слуг, которым было приказано прислуживать детям-пленникам, отрезали языки.

Как вы считаете кто оказался прав?

слайд 11

Опыт, в общем-то злодейский, но был поставлен, с точки зрения современной науки, "чисто" и тянулся семь лет. За все это время дети ни разу не услышали человеческий голос. В контрольный срок Акбар в сопровождении мудрецов собственной рукой сорвал с дверей печати. Вошедших в покои оглушили бессвязные вопли, вой, крики, мяуканье, шипенье молодых звероподобных существ.

Почему так получилось?

Все дело в том, что самый ответственный период формирования из ребенка разумного человека – первые семь лет. Именно в этот период ребенок получает 70 процентов всей жизненной информации. И если в этот момент ребенок оказывается в волчьей стае – он и вырастает волком... Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались в младенческом возрасте среди животных, накрепко впечатываются в детскую память, а человеческие и впоследствии не приживаются.

слайд 12

Какие выводы можно сделать из всего этого?

Выходит, что человек формируется именно «как Человек» в возрасте с рождения до семи лет, когда преподаваемые ему знания остаются базой на всю последующую жизнь. Именно тогда и происходит адаптация к членораздельной речи, к человеческому обществу

слайд 13

 А как же Маугли и Тарзан?

В серии романов о Тарзане писатель Эдгар Берроуз изобразил уже взрослого молодого человека, якобы выросшего в дебрях Африки среди обезьян. Тарзан наделен развитой человеческой речью, высоким интеллектом и моральными принципами воспитанного джентльмена. Он бегает, плавает, летает с лианы на лиану, гибок и ловок, умеет обращаться с оружием, свободно общается практически со всеми животными джунглей... Возможно ли такое?

Придется вас огорчить – это только очаровательная сказка, в реальной жизни все гораздо сложнее и прозаичнее. Многолетние исследования ученых убеждают, что наряду с генетической наследственной программой, содержащейся в памяти каждого живого существа, нужна еще и практика, опыт, развивающий и закрепляющий элементы генетической программы. Причем для каждого из этих программных элементов определен и соответствующий этап жизни. Если в свое время тот или иной навык поведения, заложенный в память генетически, развития не получил, значит, образуется провал – как говорится, поезд ушел. Если ребенок в определенное время не услышит человеческую речь, если не начнет ее понимать и сам произносить звуки, он либо останется немым, либо речь его в более позднее время будет развиваться с огромным трудом и никогда не станет полноценной.

В начале прошлого столетия Английский профессор написал книгу, посвященную феномену «Маугли». Он досконально изучил несколько десятков случаев воспитания человечьих детей самыми разнообразными дикими животными (среди которых, все же, преобладали волки или собаки). Волчицы щедро угощали детей собственным молоком, постепенно приучая их к мясу. Волчата покидали мать намного раньше человеческих воспитанников, которые ещё долго следовали по пятам за своей кормилицей. Позднее ребенок превращался в настоящее животное, однако он никогда не выбирался главарем стаи.

слайд 14

Итак, мы с вами говорим о том, как развивается человек и что для этого необходимо. Мы сравнили возраст с временами года и сутками. На самом деле это длительный процесс перехода из одной возрастной группы в другую, который длится годами. Нет четкой границы между этими этапами жизни. А вам хотелось бы ускорить время и посмотреть как это происходит?

Тогда смотрите на экран. (ролик «85 лет за 40 секунд»)

слайд 15

На слайде вы видите 4 людей. Кого-нибудь вы узнаете?

Это один и тот же человек – Л.Н.Толстой.

слайд 16

Чтение рассказа Толстого «Старый дед и внучек»

Почему стало стыдно родителям? Как надо относиться к старикам?

слайд 17

Рассмотрите картину Васнецова «С квартиры на квартиру»

Что видите? Что чувствуете?

слайд 18

Вглядитесь в лица стариков, которые написал наш современник Александр Шилов. Что вы видите в глазах? Почему глаза грустные?

слайд 19

«Старость не радость» – говорят в народе. Как вы думаете почему? Молодость не вечна, старость не бесконечна. Вспомните пословицы о возрасте.

слайд 20

 

Прочтите пословицы, выберите одну и попробуйте объяснить ее.

  • Сколько ни жить, а два раза молоду не быть.
  • Борода сивая, да душа красивая.
  • Молодость не кошелек: потеряешь – не найдешь.
  • Что в молодости посеешь, то в старости пожнешь.
  • Молодость – пташка, а старость – черепашка.
  • Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
  • Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
  • Горе старит, а радость молодит.
  • Молодость ушла – не простилась, старость пришла – не поздоровалась.

слайд 21

 

А может стариком быть не так уж и плохо? Послушайте песню в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, написанную на стихи Ю. Мориц. 

Старики не ходят в школу
Хорошо быть стариком!
Никаких тебе диктантов,
Никаких тебе контрольных,
Никаких тебе задачек,
Никаких тебе уроков,
Приставаний с дневником.
Хорошо быть стариком!
Старики стихов не учат,
Их ботаникой не мучат,
За прогулы их не жучат,
Их не мучат, их не жучат,
И не надо на помойку
Бегать с мусорным ведром!
Старики не ходят в школу –
Хорошо быть стариком!
Никаких тебе грамматик
И противных арифметик,
Чтений, пении, рисовании,
Приставаний с дневником,
Никаких тебе отметок
И родительских собраний,
Старики не ходят в школу –
Хорошо быть стариком!

слайд 22

 

Что нового сегодня узнали?

Закончить занятие хочется пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи,
Не уступайте им,
Начав с нуля, иначе.
Не изменяйте детской вы мечте.
Стремитесь к счастью, к красоте.

Используемые ресурсы: 

  1. 4stor.ru/strashno-interesno/31082-deti-vospitannye-zhivotnymi.html
  2. www.nearyou.ru
  3. pearl.7bb.ru
  4. kolyan.net
  5. poslovicy.3dn.ru/publ/poslovicy_i_pogovorki_o_vozraste/1-1-0-24
  6. www.amshilov.ru/index2.html
  7. allforchildren.ru
  8. www.vitamarg.com/f/image/dolgogiteli.jpg

Приложение.