"Упражнения на правописание имен собственных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (99 МБ)


Цель: совершенствование умений писать большую букву в именах собственных (фамилиях, именах и отчествах людей, именах сказочных героев, географических названиях) и отличать их от общих названий предметов, людей и животных.

Познавательные УУД

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

  • Развивать умение высказывать своё предположение.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Учить работать в паре.

Личностные результаты

  • Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Оборудование: презентация к уроку, лист “Шифровка” на каждую парту, лист с заданиями к уроку на каждого учащегося (Приложение 1), медали “золотая”, “серебряная”, “бронзовая”, календари с символами олимпиады в Сочи 2014 г. в подарок каждому учащемуся.

Ход урока

I. Организационный момент (“Телеграмма”)

Ребята! Мы получили приглашение в гости. А вот куда нас пригласили, вы узнаете, если расшифруете слово из телеграммы (работа в паре).

16 13 10 14 17 10 1 5 1
о л и м п и а д а

II. Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока

  • Какое слово зашифровано? (Олимпиада)
  • Что такое олимпиада? (Соревнования, состязания – спортивные, художественные или в области каких-либо знаний)
  • Какая олимпиада пройдет в скором времени? (Зимняя олимпиада в Сочи пройдет с 7 февраля по 23 февраля 2014 года)

Посмотрите, кто приглашает нас на олимпиаду.

  • Вы знаете кто это? (Это символы – талисманы зимней олимпиады в Сочи - Белый Мишка, Леопард, Зайка)
  • А вы знаете, как их зовут? (Каждому из этих зверей – символов присвоили имена. Белого мишку назвали “Полюс”, леопарда – “Барсик”, ну и зайчишку – “Стрелка”)
  • Как записаны все эти слова? (С большой буквы)
  • Ответим на вопрос, почему слова записаны с большой буквы? (Имена собственные)

Сегодня на уроке вспомним ... о правописании большой буквы в именах собственных.

Вспомните, какие слова мы относим к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, населенных пунктов, рек, озер)

На уроке будем упражняться ... писать имена собственные с большой буквы, отличать имена собственные от других слов.

Наш урок сегодня немного необычный, он будет проходить в форме олимпиады. А наши герои будут нам в этом помогать. В конце урока мы выявим чемпиона по теме “Правописание имен собственных”.

III. Чистописание

Прежде чем принять участие в олимпиаде, нужно немного потренироваться.

Работать сегодня вы будете на специальных листах.

Сядьте правильно, вспомните, как нужно сидеть при письме.

Найдите закономерность и продолжите дорожку из букв.

(а г ё и л ... о с ф ч ъ э)

Ребята, если испытываете трудности, можете воспользоваться карточкой “Алфавит”.

Проверьте.

Какая закономерность? (Каждая следующая буква повторяется через две буквы в алфавите)

Прочитайте дорожку из букв.

Кто написал правильно?

Кто полностью самостоятельно, без подсказок справился с этим заданием?

Поставьте плюс.

Посмотрите на другую дорожку из букв. Среди них спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля)

О чем нужно помнить при записи этих слов? (Имена собственные пишутся с большой буквы)

Прочитайте имена. Это полные имена или сокращенные? (Иван, Галя – Галина, Аля – Алевтина, Алина, Алла)

Запишите имена в алфавитном порядке, подчеркните большую букву.

Проверьте. (Аля, Галя, Иван)

Кто написал правильно?

Поставьте плюс.

Выполните звукобуквенный разбор слова “Аля”. (Один ученик работает у доски)

А/ля – 2 сл. [ал'а]

а - [а] – гл., уд.

л - [л'] – согл., зв., мягк.

я - [а] – гл., безуд.

3 б., 3 зв.

Проверьте.

  • Что тебе нужно было сделать?
  • Удалось тебе выполнить задание?
  • Ты сделал все правильно или были недочеты?
  • Ты сделал все сам или с чьей-то помощью?
  • На каком уровне успешности выполнено задание?

Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Поставьте плюс, если правильно выполнили звукобуквенный разбор.

IV. Словарная работа

  • Вставьте походящее по смыслу слово в предложение. (Москва – мать городов русских)
  • Что обозначает слово “Москва”? (Москва – столица России)
  • Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
  • О чем еще нужно помнить при написании слова “Москва”? (Это имя собственное, пишется с большой буквы)

Проверьте.

Кто полностью самостоятельно, без подсказок справился с этим заданием?

Поставьте плюс.

V. Работа по теме урока

Предлагаю вам познакомиться с талисманами. Каждый из них увлекается разными видами спорта.

А вы увлекаетесь какими-нибудь видами спорта?

Чем бы хотели заниматься?

Чтобы узнать, какими видами спорта увлекаются талисманы, нужно разгадать их загадки. (Выбирают талисмана, выполняют задания)

1) Игра “Собери пару” (задание от леопарда)

Отгадайте загадку.

Между флажками петляет лыжня,
По горному склону вьется она.
К финишу лыжник все ближе и ближе,
Этот вид спорта (горные лыжи)

Горнолыжный спорт – спуск с гор на специальных лыжах.

Леопард прекрасно катается на лыжах и участвует в соревнованиях. Он еще и прекрасный сноубордист. Научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей.

Чтобы спуститься по склону, нужно правильно соединить флажки.

Подумайте, с каким заданием вы сможете справиться. Первое задание необходимого уровня. Второе повышенного уровня. Выполните его. Можно советоваться в парах.

Необходимый уровень

Соедини слово и название (проведи стрелки). Подчерни большую букву в именах собственных.

Город (Сочи)

море (Черное)

ученица (Катя)

поселок (Красная Поляна)

Повышенный уровень

Собери пословицы из двух частей (проведи стрелки). Подчеркни большую букву в именах собственных.

  • У лодыря Егорки (всегда отговорки).
  • Хороша дочь Аннушка, (коли хвалят мать и бабушка).
  • Язык до Киева (доведет).
  • Рад Филипп, (что пирог велик).

Поднимите руку, кто выполнил задание необходимого (повышенного) уровня.

Проверьте.

  • Где возникли затруднения?
  • Кто выполнил правильно, поставьте плюс.
  • Какое умение отрабатывали при выполнении этого задания? (Умение отличать имена собственные от других слов)

2) Дидактическая игра “Биатлон” (задание от мишки)

Отгадайте загадку.

Лыжник с винтовкой к мишени спешит,
Меткостью, ловкостью всех удивит.
Снял он винтовку, прицелился он,
Этот вид спорта зовут (биатлон)

Биатлон – зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

Белый мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего он любит кататься на спортивных санках, занимается биатлоном.

Чтобы попасть в мишень, нужно правильно вставить букву. В задании два уровня сложности. Выберите тот, с которым сможете справиться.

Необходимый уровень

Подчеркни слово, в которое нужно вставить большую букву.

(Б, б)елка, (Б, б)арабан;

(Б, б)орис, (Б, б)арсук;

(О, о)кунь, (О, о)ка;

(М, м)осква, (М, м)оряк;

(Л, л)илия, (Л, л)иса.

Повышенный уровень

Оставь большую или маленькую букву (ненужную зачеркни).

(Г, г)руша (Г, г)рушу потрясла,

(Г, г)руши (П, п)оле понесла.

А её подружка (П,п)оля

Сорняки полола в (П,п)оле.

Поднимите руку, кто выполнил задание необходимого (повышенного) уровня.

Проверьте.

  • Где возникли затруднения?
  • Кто выполнил правильно, поставьте плюс.
  • Какое умение отрабатывали при выполнении этого задания? (Умение писать большую букву в именах собственных)

3) Физкультминутка

Чтобы здоровье было в порядке,
Не забывайте вы о (зарядке)

(спортивная зарядка с пандой)

4) Работа с текстом (задание от зайки)

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп... Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется (фигурное катание)

Зайка очень любит спорт, поэтому она участвует в различных спортивных соревнованиях. Летом она тренируется в беге, а зимой в фигурном катании. Еще она любит петь и танцевать. При всей своей занятости, она успевает учиться в Лесной Академии на “отлично”.

Прочитайте текст.

Что заметили? (Текст написан с ошибками)

Спишите текст, исправив ошибки.

Проверьте себя.

Кто правильно нашел и исправил все ошибки, поставьте плюс.

Найдите и подчеркните в предложениях грамматическую основу.

Проверьте.

Кто правильно нашел и подчеркнул грамматическую основу, поставьте плюс.

VI. Итог урока

Игра “веришь – не веришь”

Я буду читать высказывания. Если верите этому, то ставите знак “плюс”, если не верите, то знак “минус”.

  • Верите ли вы, что фамилии, имена, отчества людей – это имена собственные.
  • Верите ли вы, что географические названия – это имена собственные?
  • Верите ли вы, что клички животных пишутся с маленькой буквы?
  • Верите ли вы, что с большой буквы надо писать названия животных?
  • Верите ли вы, что слово “Стрелка” может быть названием предмета и кличкой животного?
  • Верите ли вы, что имена собственные пишутся с маленькой буквы?

Проверьте (+ + - - + -)

VII. Домашнее задание

Домашнее задание (по выбору)

1. Подобрать и записать имена собственные в таблицу.

Имена, отчества, фамилии людей Клички животных Названия географических объектов Имена сказочных героев
       

2. Cочинить сказку про большую букву в именах собственных.

VIII. Рефлексия

Подходит к концу наш урок.
Пора подводить итог.
Замер тихо класс
Кто же будет чемпионом у нас?
Подводя итог игры,
Плюсы подсчитать вы должны.
Тому, кто больше всех набрал,
Олимпийский пьедестал!

Найдите свою ступеньку на Пьедестале знаний.

I – Мне все понятно, урок прошел для меня с пользой.

II – Я многому научился, но еще нуждаюсь в помощи.

III – Мне было трудно на уроке.

Оцените себя, выберите медаль.

  • “Золотая” - “5”,
  • “Серебряная” - “4”,
  • “Бронзовая” - “3”.

За хорошую работу на уроке, талисманы дарят вам календари, чтобы вы помнили о приближающейся олимпиаде.

Спасибо за урок! Молодцы!!! Вы все чемпионы!!!