Урок обучения грамоте по теме "Парные звонкие и глухие, согласные звуки [б]–[п], [б']–[п']"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока.

Образовательные

  • Создание условий для введения понятия о парных (по звонкости-глухости) согласных звуках: [б] – [п], [б’] – [п’].
  • Развитие внимания, логического мышления, любознательности, устойчивых навыков чтения.

Формирование УУД

Познавательные

Формирование умений:

  • наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах;
  • сопоставлять парные звуки по твёрдости – мягкости [б] – [б’], [п] – [п’] и парные звуки по звонкости – глухости [б] – [п], [б’] – [п’].

Регулятивные

Формирование умения формулировать цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные

Формирование умений:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
  • корректно сообщать товарищу об ошибках,
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное.

Работа с информацией

Формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема).

Ход урока

I. Организация урока.

Прозвенел звонок, и вот
Начинается урок.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Повторение изученного материала.

1. Работа по «ленте» букв.

– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

– Почему буква «и» поселилась на другой «улице»?

– Назовите слова, которые начинаются с этих звуков и в которых эти звуки очень ясно слышатся (сильная позиция).

аист Оля утка эхо Ира
астра осы утро экран иглы
ара окна удочка эра ирис
Анна ослик   эму  
Алла облако   Элла  
      Эмма  

– А слова на букву «ы»? (В русском языке нет слов, начинающихся на букву ы.)

– Как называются остальные изученные буквы?

– Какие звуки обозначают буквы й, л, м, н, р?

– Почему одна буква записывает два звука? Какая буква записывает один звук?

– На каких «улицах» поселились буквы «б», «п»? Почему?

2. Постановка темы и цели урока.

– Так за какими звуками мы будем наблюдать на уроке?

Сегодня на уроке мы будем наблюдать за парными звуками по звонкости – глухости [б] – [б‘], [п] – [п‘] в сильной и слабой позиции.

3. Чтение столбиков слов и слогов по букварю.

Читают слабочитающие дети.

– Назовите слова в этих столбиках (бра, бор, про, пни, бал).

4. Выразительное чтение стихотворения «Барашки».

– Какое значение имеет слово «барашки»?

5. Чтение дополнительных текстов хорошо читающими учениками.

<Приложение 1. Текст 1>

– Как зовут Борину собаку?

– На что похож хвост Барбоса?

– Кто искал грибы?

– Что делал Борис?

– Каких грибов насобирали грибники?

– Назовите слова со звуком [б] (Борис, Барбос, бор, боровики, собака, бублик).

– Где отдыхали Борис и Барбос?

– Что съели Борис и Барбос?

– Как разломил Борис баранку?

– Как звали кота?

– Какой суп сварила бабушка?

Барбос Портос

– Назовите первый звук.

[б] – звонкий Парные звонкие и глухие согласны звуки

[п] – глухой

– Хорошо слышатся, т.к. после них стоит гласный звук. Это сильная позиция.

<Приложение 1. Текст 2>

– Что сделал Виталик?

– Что сделал Барсик?

– Какие три буквы откатил Барсик? ко мпо т – кот

– Кого Виталик учил?

– Что сделал Бобик?

– Назовите слова на букву «б» (Барсик, Бобик, буквы).

<Приложение 1. Текст 3>

– Что делала белка?

– Как она жила в парке?

– Что брала белка из рук?

– Где живут бобры?

– Что они строят?

– Какие у них зубы?

– Какое слово собрал Борис?

– Что сделал кот Портос?

– Какие две буквы откатил Портос? бара ба н

– Назовите первые звуки в словах Борис и Портос.

– Что мы знаем об этих звуках?

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Наблюдение за парными (по звонкости – глухости) согласными звуками: [б][п], [б’][п’].

– А сейчас мы отправимся в Цветочный город.

– Как называется сказка про жителей Цветочного города? Кто написал эту сказку?

(Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

<Слайд 2>

– Как зовут этих героев?

  • охотник Пулька
  • собака Булька
  • охотник Авоська

– Где жила Булька?

В будке

Поближе познакомимся с охотником Пулькой.

<Ролик 1>

– Что вы можете рассказать о поведении Пульки?

– Произнесём слова:

Булька – первый звук [б] – согласный, звонкий, твёрдый.

Пулька – первый звук [п] – согласный, глухой, твёрдый.

Эти звуки в словах находятся в сильной позиции, после них стоят гласные звуки.

<Слайды 5, 6>

Характеристика звуков [б] и [п].

<Слайд 7>

– Пулька медленно поднимается по лесенке (читаем слоги).

– А Булька спускается быстро (читаем слоги).

<Слайд 8>

Булька и Пулька решили поиграть на барабане. Они играют по очереди: громко – Булька, тихо – Пулька.

па-па-па – Пулька
ба-ба-ба – Булька,

– А теперь они играют вместе. Повторите:

па-па-ба, ба-па-ба, зба-спа-спа
па-па-ба, ба-ба-па, зба-зба-спа
па-па-ба, ба-па-па, зба-спа-зба

2. Отработка артикуляции.

Дразнилки

Булька с Пулькой дразнят друг друга. Они хотят и с вами поиграть в «Дразнилки».

– Сначала дразнит Пулька:

по-по-по
пу-пу-пу
пы-пы-пы

– А вы наоборот, вместе с Булькой:

бо-бо-бо

– А теперь дразнит Булька:

зба-зба-зба
збы-збы-збы

– А вы наоборот, вместе с Пулькой:

спа-спа-спа
спы-спы-спы

3. Игра «Наоборот».

– Я называю слова со звуком [б], а вы заменяете звук [б] на звук [п] и называете другое слово.

бак – пак   быль – пыль
бас – пас   балка – палка
бух – пух   бочка – почка
  бабочка – папочка

4. Физкультминутка.

Булька скачет по полям (на левой ножке),
Пулька – шустро по лесам (на правой ножке).
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте),
Превратились мы в клубок (присели, обняли колени руками).
Остановились (встали),
Поклонились (наклон),
Очень дружно порезвились (наклоны в разные стороны).

5. Составление слов. Добавь – па или – ба, чтобы получилось слово.

жа-ба бом-ба
шай-ба ла-па
из-ба шля-па
ре-па шу-ба
ли-па нет гри-ба
ры-ба у ду-ба

– Так какие звуки обозначают буква «б», буква «п»?

Вывод: эти звуки хорошо слышатся, потому что после них стоят гласные звуки.

6. Чтение по учебнику (с.51).

– Читаем 1, 2, 3 столбики.

– Объясните значение слов.

  • бой – битва
  • пой песню (повелительная форма)
  • бил мячик
  • пил воду
  • борт (корабля)
  • порт (стоянка кораблей)

– Назовите первые звуки в словах.

Звуки находятся в сильной позиции.

7. Наблюдение над словами, в которых написание и произношение расходятся.

<Слайд 9-10>

гриб [п] грибы

Буквой «б» в этом слове обозначен звук [п].

– Читаю стихотворение С.В. Михалкова.

У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!

грипп [п] эпидемия гриппа

– Звонкий согласный [б] на конце слова оглушился и совпал с глухим звуком [п].

Это слабая позиция для согласных звуков.

<Слайд 11>

снопы – сноп

– Произнесём пары звуков

[б] – [п], [б‘] – [п‘]

Они обозначаются буквами «б» и «п». Они поселились в домике на разных улицах напротив друг друга.

(Дети рассматривают картинку в учебнике, с.51.)

Справа от « дома – таблицы» – глухой лес. Значит, справа в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают глухие парные согласные звуки.

Слева – светлый луг с цветами колокольчиками. Слева в таблице будут располагаться буквы, которые обозначают звонкие парные согласные звуки.

<Слайд 12>

Зрительная зарядка.

IV. Практическая деятельность.

1. Отгадывание ребусов.

<Слайды 13–17>

  • Баранка
  • Бабочка
  • Билет
  • Банан

– Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Жучка будку не доела:
– Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это
На остров вчера
Налетел ураган,
На пальме остался
Последний баран.

2. Чтение и отгадывание загадок (на слайдах).

<Слайды 18–19>

  • белка
  • бобры

3. Добавление слога до образования слова (с.51). Работа в парах.

  • бли – ны, бли – ки
  • бан – ка, бан – тик
  • буб – ны, буб – лик
  • бро – ви, бро – ши
  • пил – ка, пил – ки
  • при – стань, при – зыв, при– бой, при – бор, при – пев, пру – тик, пру – ды, пал – ка, пал – тус.

4. Работа в печатной тетради (с.25).

Учащиеся осуществляют контроль по эталону на доске:

лапа липа лупа

V. Итог урока.

– Что мы узнали о буквах «б» и «п»?

– Что мы узнали о звуках [б], [п]?

VI. Домашнее задание.

С.51 учебника, читать.

Использованные источники – Приложение 2.