Урок информатики по теме "Системы счисления"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (314,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Вид урока: Комбинированный.

Тип занятия: Урок сообщения новых знаний.

Цели занятия:

Дидактические:

  • ознакомить с понятиями системы счисления;
  • ознакомить с принципами перевода чисел из одной системы счисления в другую систему счисления;
  • научить применять теоретические навыки на практике.

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • развитие навыков самостоятельного анализа на основе полученных результатов;
  • развитие настойчивости, терпения.

Воспитательные:

  • воспитание профессионального интереса;
  • воспитание интереса к приобретению новых знаний, общей и формирование информационной культуры, трудолюбия, усидчивости, терпения, бережного отношения к вычислительной технике.
  • формирование профессиональных и личностных качеств будущего специалиста.

Межпредметные связи: Математика, компьютерные дисциплины, электроника, электротехника.

Оснащение урока: карточки с заданиями, карточки с наиболее распространенными системами счисления, слайды.

Технические средства: компьютер, встроенная программа «Калькулятор», экран, процессор презентации PowerPoint.

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

  • определение системы счисления;
  • классификацию систем счисления, используемых в ЭВТ;
  • правила перевода чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

Обучающиеся должны уметь:

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;
  • применять теоретические навыки на практике.

Методы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

1.1. Приветствие

1.2. Проверка присутствующих

1.3. Сообщение темы урока. (слайд 1)

2. Сообщение новых знаний.

Знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке, вам понадобятся при изучении компьютерных дисциплин, также при изучении таких дисциплин как «Электроника», «Электротехника», «Математика» и т.д.

Несмотря на то, что исторический человек привык работать в десятичной системе счисления, с технической стороны зрения она крайне неудобна. Дело в том, что в компьютере имеются всего два устойчивых состояния работы микросхем, связанные с прохождением электрического тока через данное устройство или его отсутствием.

Эти состояния кодируются соответственно (1 и 0).

Именно поэтому вся информация в компьютере представляется в двоичной форме – с помощью «нулей» и «единиц».

Действительно, технически это проще, чем реализовать десять различных состояний для обработки информации в привычной для нас десятичной форме.

К тому же, чем меньше сигналов в электрических цепях, тем проще микросхемы компьютера, и тем надежнее они работают.

Принцип работы компьютера с использованием двоичного алфавита означает не только сравнительно простой способ представления символов. В этом случае возможна также автоматическая обработка числовой информации на основе двоичной системы счисления и законов алгебры логики. Здесь наиболее интересен тот факт, что выполнение любой арифметической операции в двоичной системе счисления сводится всего лишь к сложению чисел 0 и 1 в различных комбинациях, что предельно просто как с математической, так и технической точки зрения.

Таким образом, двоичная система счисления с точки зрения организации работы компьютера является наиболее наилучшей.

Как и десятичная система счисления, двоичная система счисления является позиционной, т.е. в ней значение каждой цифры числа зависит от занимаемой позиции.

Мы с детства привыкли работать в десятичной системе счисления, а в технике применяем двоичную систему счисления. Может возникнуть вопрос о том, зачем нужны другие системы счисления?

Чтобы ответить на этот вопрос, возьмем любое число в десятичной системе счисления, например 255, и переведем его в другие системы счисления с основаниями, кратными двойке:

25510 = 111111112 = 33334 = 3778 = FF16

Хорошо видно, что чем меньше основание системы счисления, тем больше разрядов требуется для его записи, то есть тем самым мы проигрываем в компактности записи чисел и их наглядности. Поэтому, наряду с двоичной системой счисления, в вычислительной технике применяют запись чисел в 8-и и 16-ричной системах счисления.

Также с теоретической точки зрения рассматриваются другие системы счисления.

2.1. Система счисления. Определение. (слайды 2-9)

2.2. Общая классификация систем счисления. (слайд 10)

2.3. Непозиционных систем счисления. (слайды 11-22)

2.4. Применение римской системы счисления. (слайд 23)

2.5. Позиционные системы счисления. (слайды 11-49)

2.6. Общие характеристики всех позиционных систем счисления. (слайды 45-47)

2.7. Примеры задач. (слайды 48-50)

2.8. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления. (слайд 51)

2.9. Перевод целых двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. (слайды 52-53)

2.10. Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую. (слайды 54-58)

2.11. Перевод целых чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления. (слайды 59-62)

2.12. Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления. (слайды 63–68)

2.13. Перевод дробных чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления. (слайды 69-71)

2.14. Перевод двоичной дроби в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. (слайд 72)

3. Практическое задание.

3.1. Перевести предложенные числа из одной системы счисления другие системы счисления. (слайды 73-74)

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Практическая работа по карточкам. Приложение 1. (слайды 75 - 76)

4.2. Компьютерное тестирование. Приложение 2. (слайд 78)

5. Подведение итогов.

5.1. Фронтальный опрос

5.2. Выставление оценок

6. Домашнее задание.

6.1. Перевести предложенные числа из одной системы счисления другие системы счисления. Приложение 3. (слайд 77)

6.2. Повторить пройденный материал

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

  1. Бройдо В. Л., Ильина О. П. Архитектура ЭВМ и систем. Издательство: СПб. Питер, 2009. – 720
  2. Гук М.Ю. Аппаратные средства IBM. Энциклопедия, 2-е изд.-СПб.: Питер, 2006. – 923 с.:ил.
  3. Калабеков Б.А. Цифровые устройства и микропроцессорные системы. Учебник для техникумов.М: – Горячая линия, 2007.
  4. Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник. – М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007-512 с.:ил.
  5. Жмакин А. П. Архитектура ЭВМ.: БХВ-Петербург. Формат PDF 2008 – 320 с.:ил.

Дополнительные источники:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – 4-изд. –М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. -511с.:ил.
  2. Семакин И.Г., Структурированный конспект базового курса, М., БИНОМ, 2008
  3. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. 2-е издание. СПб.: Питер, 2006. – 640 с.:ил.

Интернет ресурсы:

  1. firo.ru/ сайт Федерального института развития образования
  2. www.umcpo.ru/ сайт учебно-методического центра профессионального образования
  3. www.open-edu.ru/ Всероссийский портал открытого образования
  4. www.open-edu.ru/mod/resource/ Термины и определения открытого образования
  5. www.informika.ru/text/index.htm Информатика - Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
  6. window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог учебных продуктов.
  7. inf.e-alekseev.ru/text/toc.html
  8. spisok-literaturi.ru/details/tolkovyiy-slovar-po-informatike.html
  9. www.metod-kopilka.ru/page-4-3-2.html
  10. markx.narod.ru/inf/tst
  11. marklv.narod.ru/inf/links.htm
  12. beta-ege.ru/predmety/informatika-ege/otkrytyj-bank-zadanij-ege-po-informatike-2011-goda
  13. www.softwerk.ru/tests_r.htm
  14. www.problems.ru/inf