Урок русского языка по теме "Своя игра". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цели и задачи:

  • расширить кругозор учащихся, обобщить и углубить знания по русскому языку;
  • развивать внимание, память, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения;
  • воспитывать чувство коллективизма, любовь и уважение к русскому языку

Форма деятельности учащихся: групповая

Оборудование и материалы к уроку:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • презентация в программе Power Point.

Подготовительная работа: разработать игру, подготовить ведущего и членов жюри.

Ход урока

1. УСТАНОВОЧНЫЙ МОМЕНТ

Итак, сегодня мы с вами встретились в телестудии Останкино, где собрались знатоки русского языка для участия в занимательной интеллектуальной викторине «Своя игра».

2. ЦЕЛЬ ИГРЫ

Выявить уровень усвоения материала, закрепить знания, расширить кругозор учащихся через дидактическую игру.

3. ПРАВИЛА ИГРЫ

Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии. Класс делится на команды. Одновременно играют все команды. Количество участников в команде зависит от количества человек в классе. Участникам предлагается 6 тем из изученных разделов языкознания. Каждая тема состоит из 10 вопросов разной степени сложности – от 10 до 50 баллов.

Начинает игру команда, первой правильно разгадавшая загадку.

Загадка:

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.

Отгадка - ветер

Она выбирает тему и уровень сложности вопроса. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим.

Игроки могут отвечать не в любой момент после того, как вопрос был выведен на экран, а только после сигнала.

В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса и получает право выбрать следующий вопрос. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса. В этом случае оставшиеся команды имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение 10 секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий. Если команда вообще не дает ответа, то ничего не происходит.

Специальные вопросы

Помимо обычных вопросов, существуют специальные - «Кот в мешке», «Вопрос-аукцион»

Кот в мешке

Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили «Кота». Ведущий называет тему «Кота» (она не совпадает с исходной темой выбранного вопроса), а получившая его команда выбирает уровень сложности, равный минимальному или максимальному в раунде. Команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.

Вопрос-аукцион

Если вопрос оказывается аукционом, то команды торгуются за него, и в результате он достаётся той команде, которая сделала наибольшую ставку, т.е. выбрала наибольший уровень сложности. Ставки не должны быть ниже номинала вопроса и не должны превышать суммы баллов на счету у команды.

Финал

В финале играют 2 команды.

Победителем игры объявляется команда, которая по итогам финального раунда набрала наибольшую сумму баллов.

Полноту и правильность ответов оценивает жюри.

4. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Блок 1. Лексика и фразеология

10 баллов: Что изучают лексика и фразеология?

20 баллов: «Чудесный квадрат»

По горизонтали запишите:

  1. вид топлива;
  2. упрямое животное;
  3. корнеплод,
  4. синоним к слову знамя.
1
2
3
4

30 баллов: Назовите антонимы в пословицах:

Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Мир строит – война разрушает.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а недруг поддакивает.

40 баллов: Вспомните фразеологизмы со словом голова.

50 балов: Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним.

  • Жара – ... , ... .
  • Работа – ... , ... .
  • Грусть – ... , ... .
  • Аккуратный – ... , ... .
  • Бранить – ... , ... .

Блок 2. Фонетика

10 баллов: Что изучает фонетика?

20 баллов: Загадки – шутки

  1. Чем кончаются день и ночь?
  2. Что стоит посередине земли?
  3. Чем кончается лето и начинается осень?

30 баллов: Решите народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?

40 баллов: Как называется наука, изучающая нормы произношения?

50 балов: Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?

Блок 3. Морфемика и словообразование

10 баллов: Что изучают морфемика и словообразование?

20 баллов: Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова.

30 баллов: Игра «Третий лишний»

  1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
  2. Водитель, вода, водить.
  3. Запах, пахать, пахарь.
  4. Море, измор, морской (берег).

40 баллов: Назовите морфологические способы образования слов в русском языке.

50 балов: Составьте слово!

  1. Приставка такая же, как в слове полёт.
  2. Корень такой же, как в слове дарить.
  3. Суффикс такой же, как в слове дружок.
  4. Окончание такое же, как в слове лес.

Блок 4. Морфология

10 баллов: Что изучает морфология?

20 баллов: Перечислите все известные Вам части речи.

30 баллов: Назовите 5 литературных произведений, в названиях которых встречаются числительные.

40 баллов: Ответьте на шуточные вопросы:

  1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
  2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
  3. Какие три местоимения самые чистые?

50 балов: К каким частям речи относятся слова:

  • быт – быть,
  • ел – ель,
  • жал – жаль,
  • плач – плачь,
  • шест – шесть,
  • ясен – ясень?

Блок 5. Орфография

10 баллов: Что изучает орфография?

20 баллов: Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:

Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.

  1. а, а, а, а.
  2. а, о, о, а.
  3. а, а, о, о.

30 баллов: Назовите орфограмму и слова-исключения.

Ц…рк, ц…плёнок, ц…фра, ц…ган, ц…ц, панц…рь

40 баллов: Существуют ли слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд?

50 балов: Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.

Бе…шумный, ра…дать, бе…ударный (гласный).

Блок 6. Синтаксис и пунктуация

10 баллов: Что изучают синтаксис и пунктуация?

20 баллов: Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.

[ ], и [ ].

А: «П».

«П», - а.

[О, …]!

30 баллов: «КОТ В МЕШКЕ» Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ? »

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

40 баллов: Найдите ошибки в схемах:

[ О и О ].

[ - = ] и [ - =].

[ О а О].

[ О , О].

50 балов: Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?

Блок 7. Финал

А) Задача-шутка

В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу?

Б) Загадочные круги

По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?

В) Волшебная буква

Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.

Не выдержал тогда Буратино:

- Дай-ка и я попробую.

Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино.

А старик Хоттабыч говорит:

- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.

Назовите эту волшебную букву!

Г) Вопрос и ответ

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
  2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это?
  3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?

Д) Из двух слов - одно

К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол
приз
сено
кипа
сад
  рак
овод
рис
вал
окно

ОТВЕТЫ

Блок 1. Лексика и фразеология

10 баллов: Лексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

20 баллов:

Т О Р Ф
О С Ё Л
Р Е П А
Ф Л А Г

30 баллов: Антонимы в пословицах:

Ученье – неученье, свет – тьма.
Сытый – голодный.
Мир – война, строит – разрушает.
Старый – новый.
Друг – недруг, спорит – поддакивает.

40 баллов: Фразеологизмы со словом голова:

Человек с головой.
Быть на голову выше.
Выдать с головой.
Повесить голову.
Как снег на голову.
Поднять голову.
С ног до головы.
Разбить наголову
  Горячая голова.
В певую голову.
Голова кругом идёт.  
Из головы вон.
Ломать голову.
Сложить голову.
Потерать голову.
С больной головы на здоровую.

50 балов:

  • Жара – зной, холод
  • Работа – дело, безделье
  • Грусть – печаль, радость
  • Аккуратный – опрятный, неряшливый
  • Бранить – ругать, хвалить

Блок 2. Фонетика

10 баллов: Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.

20 баллов:

  1. Мягким знаком.
  2. Буква М.
  3. Буквой О.

30 баллов: Три палки и четыре галки.

40 баллов: ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:

  1. система единых норм произношения в литературном языке;
  2. наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

50 балов

  • башня – пашня
  • борт - порт,
  • бочка - почка,
  • быль - пыль,
  • жар - шар,
  • жалость – шалость.

Блок 3. Морфемика и словообразование

10 баллов: Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы.

Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.

20 баллов: Значимые части слова:

Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.

30 баллов:

  1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша)
  2. Водитель, вода, водить
  3. Запах, пахать, пахарь
  4. Море, измор, морской (берег)

40 баллов:

Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение
сбить
подгруппа
выдумать
тишина
моржовый
платочек
подснежник
загородный
подоконник
рассвет
вздох
взрыв
вертолет
вечнозеленый
стенгазета

50 балов: Подарок

Блок 4. Морфология

10 баллов: Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

20 баллов:

Части речи
Самостоятельные Служебные
имя существительное
имя прилагательное
имя числительное
местоимение
глагол
наречие
причастие
деепричастие
категория состояния
предлог
союз
частица

30 баллов:

  • С. Маршак «Двенадцать месяцев»,
  • А. Дюма «Три мушкетёра»,
  • М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»,
  • А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
  • В. Каверин «Два капитана»,
  • Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.

40 баллов:

  • оно, тот
  • я-мы
  • вы-мы-ты

50 балов: быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.).

Блок 5. Орфография

10 баллов: Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

20 баллов:1) а, а, а, а.

30 баллов: Орфограмма «Гласные и и ы после ц».

Слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыц.

40 баллов: Это слова змееед

и длинношеее(животное)

50 балов: Бесшумный, раздать, безударный (гласный)

Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения:

  • З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне;
  • С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

Блок 6. Синтаксис и пунктуация

10 баллов: Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.

20 баллов:

1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ].
2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: «П». «П», - а.
4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!

30 баллов: Ответ издателя: « ! »

40 баллов: Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения).

[О и О]. [ - = ], и [ - =]. [О, а О]. [О , О].

50 балов: Повторение – мать учения.

Блок 7. Финал

А) Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.

Б) Сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.

В) Буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).

Г) 1) сон, 2) тень, 3) яма.

Д) Волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод

5. РЕФЛЕКСИЯ

Обсуждение игры.

Каждый учащийся отмечает плюсы и минусы своей игры, отвечая на вопросы:

  • Что понравилось? В чём испытывал трудности?
  • Хотел бы в будущем участвовать в интеллектуальных играх или нет?
  • Комфортно чувствовал себя в команде или нет?
  • Оцени свою работу и работу своей команды по пятибалльной системе.

6. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ИГРОКАМ