Тема урока: "Чтим и помним"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (654,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (316,5 кБ)


Пояснительная записка.

Воспитание патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.

С раннего возраста идет приобщение детей к истории своей страны, воспитание любви к родному краю, к Родине. Это очень кропотливая работа, которая ведется систематически и планомерно в разных видах деятельности.

В дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге своего народа в войне, подготовке подрастающего поколения к защите своего Отечества. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы проводим занятия по воспитанию патриотических чувств и ознакомлению детей с героическим прошлым нашей страны. Накопленный опыт представляем в цикле занятий для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в подготовительной группе в марте-апреле. Цикл, включает 3 занятия и развлечения. Так же ведется работа по ознакомлению детей с художественной литературой.

Занятия составлены с учетом возрастных особенностей и психологической возможности усвоения нового материала. Особое внимание на занятиях уделяется трудностям, которые приходилось терпеть бойцам и всем жителям страны. В занятиях используются фото материалы, фонограммы, слайды.

Материал усваивается детьми в полном объеме.

Цикл состоит:

1. Занятие “ Вставай страна огромная”

2. Занятие“ Подвиг Ленинграда”

3. Занятие “ Родина дороже жизни”

4. Развлечение “Во имя жизни на земле”

Я представляю 2 занятия.

Занятие №1 тема “Вставай страна огромная”

Цели:

  • Познакомить детей с подвигом нашего народа во время войны.
  • Развивать внимание, учить выражать свое отношение к войне.
  • Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Словарная работа: набат, фашист, Гитлер, эвакуация

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми по теме “Наше счастливое детство”
  • Чтение рассказов о войне.
  • Экскурсия к мемориалу “Памяти павшим”
  • Рассматривание альбома “Война 1941г”

 Материал: фотографии военного времени, слайды, фонограмма песни “Священная война”, фонограмма обращения к советскому народу, текст рассказа “Панфиловцы”, стихи о войне.

Литература: Большая советская энциклопедия, журнал “Дошкольное воспитание”№5 1980г, В.В. Беленко “ Нам дороги эти позабыть нельзя”.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о самом тяжелом времени в истории нашей страны. Послушайте отрывок музыкального произведения.

Звучит отрывок песни “Священная война” .

Как Вы думаете, о каком событии мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, сегодня я Вам расскажу о Великой Отечественной войне....

На рассвете 22 июня 1941года в 4 часа утра, когда спали города и села нашей Родины, с аэродромов Германии поднялись воздух груженные бомбами немецкие самолеты. Громом по всей западной границе прокатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов танков, грузовиков и мотоциклов. Немецко-фашистские полчища вероломно без объявления войны напали на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и села, железнодорожные станции, аэродромы. Бомбы сыпались на детские сады и больницы, на жилые дома, где спали мирно люди.

(на экране демонстрация фотографий начала войны)

Воспитатель: Фашисты приступили к чудовищному плану уничтожения нашего государства и превращения народа в рабов. Фашисты, используя внезапный удар, сразу же нанесли большой урон нашей обороне, в первые дни войны было уничтожено много застав, аэродромов, заводов и фабрик. Лишь на некоторых участках границы они встретили героическое сопротивление. Но не только солдаты встали на защиту Родины, все люди нашей страны отозвались на призыв.

(Звучит фонограмма “Обращения к советскому народу” голос Левитана)

Воспитатель: В те грозные дни звучала как набат, как призыв к борьбе эта песня.

(Звучит песня “Вставай страна огромная” сл В Лебедева-кумача, муз. А.В Александрова; на экране фотографии военных лет)

Воспитатель: И встала вся страна, в военкомат шли и стар и млад, все просились на фронт на борьбу с врагом. Летопись всех войн не знала такой мужественности, сплоченности, стойкости героизма как показал советский народ.

Армия фашистских захватчиков не ожидала такого сопротивления. С первых дней планы фашистов стали рушится. Дорогой ценой, пришлось заплатить фашистам, чтобы пройти через нашу границу. Бессмертный подвиг защитников Брестской крепости останется навсегда. Пограничники первыми приняли удар на себя и защищали крепость до 20 июля 1941 года. Теряя в боях своих товарищей, не имея в достатке оружия и боеприпасов, без пищи и воды гарнизон сражался героически. Нечеловеческие страдания пришлись на долю раненых, находящихся в крепости. До наших дней сохранились надписи на стенах Брестской крепости “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай родина.20 июля 1941 г”

Героизм защитников пограничных застав был приумножен защитниками городов - героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Новороссийска, Севастополя, Мурманска и многих других городов. Бессмертные подвиги совершались и в воздухе, на море, на земле, солдаты не жалели своей жизни, чтобы остановить врага.

А фашисты рвались к Москве. Гитлер торопил свои войска и требовал:

“Будьте непреклонными, будьте беспощадными, не может быть ни какого снисхождения, ни к женщинам, ни к детям, ни к старикам...”

(слайды с фотографиями захвата наших городов и деревень) пояснение к фотографиям:

Враг наступал на большой территории и везде встречал сопротивление. Ожесточенные бои шли на подступах к Москве, Гитлеровские танки рвались к городу, подмосковные поселки были объяты огнем. В тылу врага действовали партизаны, которые не давали покоя, нанося большой вред. 23 октября наступление фашистов было остановлено, и план молниеносной войны провалился. Наши войска вели кровопролитные бои по всему фронту, наши воины стояли на смерть, много братских могил осталось после боев. Много героических подвигов совершали солдаты, партизаны, труженики. Послушайте рассказ о Панфиловцах.

(воспитатель читает рассказ)

Панфиловцы.

“...16 ноября 1941года панфиловцы во главе с политруком Василием Клочковым занимали оборону у разъезда Дубосеково. Утром после сильной бомбардировки с воздуха на их позиции двинулись цепи автоматчиков. Панфиловцы отбили атаку. Тогда враг бросил против них 20 танков. На броне сидели автоматчики и вели несмолкаемый огонь. Панфиловцы отбивались гранатами и бутылками с зажигательной жидкостью. Было уничтожено 14 танков, остальные повернули назад.

Не успели солдаты перевязать раны, как на их окопы двинулись еще 30 танков. Василий Клочков обратился к боевым друзьям со словами, которые потом стали девизом всех защитников Москвы: “ Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” Солдаты стояли насмерть. В тяжелый момент боя раненый политрук со связкой гранат бросился под танк и взорвал его.

18 танков, десятки автоматчиков потеряли фашисты, но прорвать оборону на этом участке так и не смогли. За этот подвиг все панфиловцы были награждены посмертно. Им было присвоено звание Героя Советского Союза”.

(на экране фотографии военных действий) пояснение к фотографиям:

Война продолжалась еще 4 года много будет жестоких боев, много будет героев и мы с вами будем знакомиться с историей нашей великой победы. М. Исаковский написал такие стихи:

Куда б ни шел, ни ехал ты
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись
Кто б ни был ты.
Рыбак, шахтер
Ученый иль пастух
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг
И для тебя и для меня
Он сделал все что мог
Себя в бою не пожалел
А Родину сберег.

Воспитатель: На следующих занятиях я познакомлю вас с героическими подвигами русских людей во время войны.

А теперь я предлагаю вам нарисовать рисунки по теме “Чтобы не было войны”.

(Дети рисуют рисунки, звучат солдатские песни)

Приложение 1.

Занятие № 2

Тема: “Подвиг Ленинграда”

Цель:

  • Познакомить детей с подвигом защитников Ленинграда.
  • Развивать способность внимание.
  • Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Словарная работа: Блокада, осажденный город, дорога жизни, эвакуация

Предварительная работа:

  • Воспитатель читает рассказы о жизни детей в блокадном Ленинграде журнал дошкольное воспитание №5 1980г.
  • Просмотр диафильма “Музеи Ленинграда”
  • Рассматривание альбома “Город герой Ленинград”

Материал: слайды, стихи, дневник Тани Савичевой, музыкальное сопровождение.

Литература: журнал “Дошкольное воспитание” №5 1980г, “Семья и школа” №5 1982г, Большая советская энциклопедия, В.В .Беленко “ Нам дороги эти позабыть нельзя”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем знакомиться с подвигом нашего народа во время Великой Отечественной войны. Сегодня я расскажу вам о самом легендарном городе Ленинграде, сейчас этот город называют Санкт-Петербург.

Воспитатель: 1941 год, страшный год для нашей страны. Фашисты рвутся к Москве, тяжелые бои идут на юге страны, к Ленинграду с большим упорством рвутся полчища врагов. Не мало, легенд сложено о героической обороне городов и крепостей. Но бессмертный подвиг Ленинграда затмевает все. Послушайте отрывок произведения написанного вовремя блокады Ленинграда.

(Звучит отрывок “Ленинградской симфонии” Шостаковича “Фашистское нашествие”)

Воспитатель:

Гитлеровцы очень стремились захватить город, город уникальных памятников и музеев, они хотели стереть его с земли, превратить в груды пепла, уничтожить всех жителей. С первых дней войны фашисты стремительно продвигались к городу, но захватить сразу не смогли все встали на защиту родного города. Тогда фашисты захватили город в кольцо и жители оказались “отрезанными” от всей страны. Не было возможности эвакуировать детей и женщин, стариков и раненых солдат. Город оказался в блокаде. Фашистские генералы готовились получать награды за взятие Ленинграда, но город стоял, сопротивлялся. Все жители встали на защиту своего любимого города. Вся страна протянула руку помощи Ленинграду. Взятый в блокаду город жил и работал, наступила страшная зима 1941-42 года, подвоз продовольствия прекратился и пришел голод, вся страна переживала за жителей Ленинграда. Со всех уголков огромной страны шла помощь. Рискуя жизнью, солдаты проложили по льду Ладожского озера дорогу, которую назвали “Дорога жизни” по ней в город поступали продукты, а из города вывозили детей стариков и раненых.

(На экране слайды блокады) пояснения к фотографиям

Воспитатель:

Жителям города стали выдавать карточки на хлеб, с каждым днем норма хлеба уменьшалась она составляла 125-250 грамм в день (воспитатель показывает норму используя черный хлеб)

Да и какой это был хлеб: смесь муки с отрубями и древесной корой. Каждый день и каждую ночь город бомбили, смерть собирала свою зловещую дань, унося тысячи жизней детей, женщин, стариков. Мужество, с каким боролись Ленинградцы, не возможно передать словами.

Ленинградская школьница Таня Савичева вела свой дневник, она делала записи о том, как на её глазах от голода умирали близкие родственники

(На слайдах дневник Тани воспитатель его читает)

 Дневник потрясающей силы:

Женя умерла 28.12.41года в 12.30
Бабушка умерла 25. 01.42г в 3дня
Лека умер 17.03.42г в 5 утра
Д Вася умер 13.04 42г в 2 часа ночи
Д.Леша умер 10.05.42г в 4 дня
Мама умерла 13.05 .42г в 7.30 утра
Савичевы умерли все
Осталась одна Таня.

Кто же они, Савичевы, жившие на 2-й линии Васильевского острова в доме №13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструктороском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и Дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. О Тане были написаны стихи вот одно из них:

Сергей Смирнов

ТАНЯ САВИЧЕВА
(из поэмы "Дневник и сердце")

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится
                  очень скромный
                                         дневничок

Его писала
Савичева Таня.
Он
      каждого пришедшего
                                         влечет.

Пред ним стоят
                         сельчане,
                                       горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная
                      сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.

Это - всем живущим
                                 в назиданье,
Чтобы каждый
                        в суть явлений
                                               вник, -

Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит,
                      как звезда,
                                          с руки.

 

И гласят о жизненном накале
Сорок две
                святых
                             его строки.

В каждом слове -
                  емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И
        почти молчанье 
                                      о себе...

Это
       смертный приговор
                                      убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце,
                          что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами
                                и тобой.
Встань пред миром,
                              Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!

Пусть
           из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет,
                     не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!

Только в ноябре 41 года умерло 11 тысяч Ленинградцев, декабре 53 тысячи. Блокада продолжалась 900 дней и ночей. Мужественно сражались своим оружием деятели искусства, писатели, артисты, музыканты. Создавались фронтовые коллективы артистов, они выступали с концертами в госпиталях, во время передышки между боями на передовой. Много песен было написано во время войны, они помогали выстоять и победить.

(звучит песня “Смуглянка”)

Лишь 18 января 1943года радио сообщило о прорыве блокады. Блокада была прорвана, но бои не прекращались. Очищенная от врага территория позволила улучшить снабжение города продуктами вывезти из города ослабевших детей, стариков, женщин.

Документы блокадного времени говорят о великом мужестве, героизме, бесстрашии, о непоколебимом чувстве долга.

3 года упорных страшных боев, фашисты бросали все новые и новые силы, но захватить город так и не смогли. 2 февраля 1943 года произошла историческая битва под Сталинградом, которая положила начало великой победы. Это был переломный момент в войне, по всему фронту началось наступление и фашисты начали отступать. Наши войска освобождали села, города и везде была разруха, голод, смерть. Враг отступая уничтожал все – музеи, памятники, храмы, вывозились в германию ценности, скот, угоняли людей.

9 Мая 1945 года в Берлине над рейхстагом взвился наш флаг. Полной победой России над фашизмом завершилась Великая Отечественная война советского народа.

Воспитатель:

Так закончилась самая страшная в мире война. Победой добра над злом. Много стихов, песен, рассказов написано о войне .Много лет прошло но мы с вами должны помнить о подвиге нашего народа и уважать память о тех кто защитил Родину от фашистов.

Запомни всех героев поименно
Кем сломлена
Фашистская орда
Вот падают фашистские знамена
Чтоб больше
Не подняться никогда!
Под Брестом, под Москвой и в Сталинграде
Свой путь они к рейхстагу повели!
И от на историческом параде
Стоят освободители земли!

(Звучит отрывок песни “День победы”)

Приложение 2

9.04.2014