Тема урока: "Железо и его сплавы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Рассматриваемые вопросы: строение атома, физические и химические свойства, История открытия, сплавы на основе железа их свойства и применение, биологическая роль железа. Генетические ряды железа (II) и железа (III).

Цели урока: на основе уже имеющихся общих знаний о металлах, дать представление о физических и химических свойствах железа как химическому элементу побочной подгруппы. Рассмотреть важнейшие соединения железа (II) и (III), качественные реакции на ионы железа. Сплавы железа и их применение. Биологическую роль железа.

Универсальные учебные действия:

1. Предметные: уметь характеризовать элемент по его положению в периодической системе химических элементов, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, совершенствовать умения в составлении химических уравнений, определять химические процессы и их значимость, выявлять главные причины проявления свойств элементом, определять биологическую роль железа и его сплавов.

2. Личностные: понимать смысл своей деятельности, использовать химические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей, приводить примеры строения и соответствующих химических свойств железа, составлять уравнения характерных реакций, определять качественную реакцию на ионы железа, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов на основе железа, уметь работать с химическими веществами, с текстом учебника.

3. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

4. Познаватнльные: анализировать, сравнивать, классифицировать и оббощать факты и явления; выявлять причины и следствия химических явлений; осуществлять сравнение, классификацию, отбор критериев для логических операций; давать характеристику элемента на основе его положения в Периодической системе элементов: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели записи химических процессов; составлять тезисы, характеристики по плану, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему или таблицу); выделять все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Коммуникативные: самостоятельно организовывать свою познавательную и учебную деятельность на уроке, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Оборудование: компьютер, проектор, периодическая таблица Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ, ряд активности металлов, тесты, наборы оборудования для эксперимента,

Вещества: на каждый стол: минералы (магнитный железняк Fe3O4, гематит, красный железняк Fe2O3, лимонит, бурый железняк Fe2O3 · 3Н2О, железный колчедан FeS2), Fe металлическое, растворы HCI, CuSO4, FeCI2, FeCI3, на стеле учителя: красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид аммония.

Тип урока/ вид деятельности: Урок изучения нового материала/учебно-познавательная, частично поисковая.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадку, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

– Я в веке этом продолжаю жить, и элемент, что дал ему названье,
Мне продолжает верно так служить, что без него скудны мои желанья.
В составе крови ты его найдёшь, в коре земной его опять не мало,
Он рельс и ложка, всюду с ним живешь, а без него труднее б в жизни стало.

Итак, объектом нашего сегодняшнего рассмотрения будет железо.

Определение темы (учащиеся совместно с учителем).

Выдвижение цели урока и основных задач-этапов урока.

Учитель: На сегодняшнем уроке Вы познакомитесь с элементом побочной подгруппы – железом: его строением атома, физическими и химическими свойствами, нахождением в природе, соединениями и сплавами железа.

Слайд 1. Тема урока: Железо и его сплавы: строение атома, физические и химические свойства. Генетические ряды железа (II) и железа (III). (Ученики записывают тему урока в тетрадь).

I. “Мозговой штурм”, беседа. Задание: Определите, по какому признаку подобраны продукты. Слайд 2. Верно, во всех этих продуктах содержится микроэлемент железо.

II. Рассказ учителя с элементами беседы.

Биологическая роль, история получения, нахождение в природе. Слайды 3, 4, 5.

Биологическая роль: железо присутствует в организмах всех растений и животных как микроэлемент, то есть в очень малых количествах (в среднем около 0,02%). Однако железобактерии, использующие энергию окисления железа (II) в железо (III) для хемосинтеза, могут накапливать в своих клетках до 17-20% железа. Основная биологическая функция железа — участие в транспорте кислорода (O) и окислительных процессах. Эту функцию железа выполняет в составе сложных белков — гемопротеидов, простетической группой которых является железопорфириновый комплекс — гем. Среди важнейших гемопротеидов дыхательные пигменты гемоглобин и миоглобин, универсальные переносчики электронов в реакциях клеточного дыхания, окисления и фотосинеза цитохромы, ферменты каталоза и пероксида, и других. У некоторых беспозвоночных железосодержащие дыхательные пигменты гелоэритрин и хлорокруорин имеют отличное от гемоглобинов строение. При биосинтезе гемопротеидов железо переходит к ним от белка ферритина, осуществляющего запасание и транспорт железа. Этот белок, одна молекула которого включает около 4 500 атомов железа, концентрируется в печени, селезенке, костном мозге и слизистой кишечника млекопитающих и человека. Суточная потребность человека в железе (6-20 мг) с избытком покрывается пищей (железом богаты мясо, печень, яйца, хлеб, шпинат, свекла и другие). В организме среднего человека (масса тела 70 кг) содержится 4,2 г железа, в 1 л крови — около 450 мг. При недостатке железа в организме развивается железистая анемия, которую лечат с помощью препаратов, содержащих железо. Препараты железа применяются и как общеукрепляющие средства. Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсичное действие. Железо также необходимо для нормального развития растений, поэтому существуют микроудобрения на основе препаратов железа. История получения железа: железо играло и играет исключительную роль в материальной истории человечества. Первое металлическое железо, попавшее в руки человека, имело, вероятно, метеоритное происхождение. Руды железа широко распространены и часто встречаются даже на поверхности Земли, но самородное железо на поверхности крайне редко. Вероятно, еще несколько тысяч лет назад человек заметил, что после горения костра в некоторых случаях наблюдается образование железа из тех кусков руды, которые случайно оказались в костре. При горении костра восстановление железа из руды происходит за счет реакции руды как непосредственно с углем, так и с образующимся при горении оксидом углерода (II) СО. Возможность получения железа из руд существенно облегчило обнаружение того факта, что при нагревании руды с углем возникает металл, который далее можно дополнительно очистить при ковке. Получение железа из руды с помощью сыродутного процесса было изобретено в Западной Азии во 2-м тысячелетии до нашей эры. Период с IX– VII века до нашей эры, когда у многих племен Европы и Азии развилась металлургия железа, получил название железного века, пришедшего на смену бронзовому веку. Усовершенствование способов дутия (естественную тягу сменили меха) и увеличение высоты горна (появились низкошахтные печи — домницы) привело к получению чугуна, который стали широко выплавлять в Западной Европе с XIV века. Полученный чугун переделывали в сталь. С середины 18 века в доменном процессе вместо древесного угля начали использовать каменно-угольный кокс. В дальнейшем способы получения железа из руд были значительно усовершенствованы, и в настоящее время для этого используют специальные устройства — домны, кислородные конвертеры, электродуговые печи.

Нахождение в природе: в земной коре железо распространено достаточно широко — на его долю приходится около 4,1% массы земной коры (4-е место среди всех элементов, 2-е среди металлов). Известно большое число руд и минералов, содержащих железо. Наибольшее практическое значение имеют красные железняки (руда гематит, Fe2O3; содержит до 70% Fe), магнитные железняки (руда магнетит, Fe3О4; содержит 72,4% Fe), бурые железняки (руда гидрогетит НFeO2·nH2O), а также шпатовые железняки (руда сидерит, карбонат железа, FeСО3; содержит около 48% Fe). В природе встречаются также большие месторождения пирита FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа и другие), но руды с высоким содержанием серы пока практического значения не имеют. По запасам железных руд Россия занимает первое место в мире. В морской воде 1·10–5 — 1·10–8% железа.

III. Положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Учитель: Определите положение железа в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Ученики отвечают.

Учитель: ЖЕЛЕЗО (лат. Ferrum), Fe, химический элемент VIII группы периодической системы, атомный номер 26, атомная масса 55,847. Происхождение как латинского, так и русского названий элемента однозначно не установлено. Природное железо представляет собой смесь четырех нуклидов с массовыми числами 54 (содержание в природной смеси 5,82% по массе), 56 (91,66%), 57 (2,19%) и 58 (0,33%). Конфигурация двух внешних электронных слоев 3s2p6d64s2. Обычно образует соединения в степенях окисления +3 (валентность III) и +2 (валентность II). Известны также соединения с атомами железа в степенях окисления +4, +6 и некоторых других.

В периодической системе Менделеева железо входит в группу VIIIВ. В четвертом периоде, к которому принадлежит и железо, в эту группу входят, кроме железа, также кобальт (Co) и никель (Ni). Эти три элемента образуют триаду и обладают сходными свойствами.

Радиус нейтрального атома железа 0,126 нм, радиус иона Fe2+ — 0,080 нм, иона Fe3+ — 0,067 нм. Энергии последовательной ионизации атома железа 7,893, 16,18, 30,65, 57, 79 эВ. Сродство к электрону 0,58 эв. По шкале Полинга электроотрицательность железа около 1,8.

Железо высокой чистоты — это блестящий серебристо-серый, пластичный металл, хорошо поддающийся различным способам механичской обработки.

Учитель: Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп.

Слайд 6. Запомни! Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.

Ученики записывают правило в тетрадь.

IV. Строение атома железа.

Задание: Закончите электронно-буквенную формулу и нарисуйте графическую формулу строения атома железа: 1s22s22p63s23p63d6….

Изучение нового материала:

Объясняется учителем.

Слайд 7.

Учитель: Какова степень окисления железа?

Ответы учеников.

Пояснения учителя: Железо – такой же восстановитель, как и другие металлы, однако, атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но способны к отдаче 1 электрона с предпоследнего уровня, принимая при этом степень окисления +3. Слайд 8.

Ученики записывают в тетрадь.

Для железа характерны две основные степени окисления: +2, +3.

Fe0 –2e – Fe+2

Fe0 –3e – Fe+3

V. Физические свойства.

Задание: Рассмотрите образец выданного вам металла. Опишите его физические свойства.

Используя текст учебник, заполните таблицу: Слайд 9

1. Цвет

2. Блеск

3. Пластичность

4. Магнитные свойства

5. Температура плавления

6. Твердость

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Физические свойства: при температурах от комнатной и до 917°C, а также в интервале температур 1394-1535°C существует -Fe с кубической объемно центрированной решеткой, при комнатной температуре параметр решетки а = 0,286645 нм. При температурах 917-1394°C устойчиво -Fe с кубической гранецентрированной решеткой Т (а = 0,36468 нм). При температурах от комнатной до 769°C (так называемая точка Кюри) железо обладает сильными магнитными свойствами (оно, как говорят, ферромагнитно), при более высоких температурах железо ведет себя как парамагнетик. Иногда парамагнитное -Fe с кубической объемно центрированной решеткой, устойчивое при температурах от 769 до 917°C, рассматривают как модификацию железа, а -Fe, устойчивое при высоких температурах (1394-1535°C), называют по традиции -Fe (представления о существовании четырех модификаций железа возникли тогда, когда еще не существовал рентгеноструктурный анализ и не было объективной информации о внутреннем строении железа). Температура плавления 1535°C, температура кипения 2750°C, плотность 7,87 г/см3. Стандартный потенциал пары Fe2+/Fe0 –0,447В, пары Fe3+/Fe2+ +0,771В.

VI. Химические свойства железа.

Учитель: При хранении на воздухе при температуре до 200°C железо постепенно покрывается плотной пленкой оксида, препятствующего дальнейшему окислению металла. Во влажном воздухе железо покрывается рыхлым слоем ржавчины, который не препятствует доступу кислорода и влаги к металлу и его разрушению. Ржавчина не имеет постоянного химического состава, приближенно ее химическую формулу можно записать как Fe2О3·xН2О.

С кислородом (O) железо реагирует при нагревании. При сгорании железа на воздухе образуется оксид Fe2О3, при сгорании в чистом кислороде — оксид Fe3О4. Если кислород или воздух пропускать через расплавленное железо, то образуется оксид FeО. При нагревании порошка серы (S) и железа образуется сульфид, приближенную формулу которого можно записать как FeS.

Железо при нагревании реагирует с галогенами. Так как FeF3 нелетуч, железо устойчиво к действию фтора (F) до температуры 200-300°C. При хлорировании железа (при температуре около 200°C) образуется летучий FeСl3. Если взаимодействие железа и брома (Br) протекает при комнатной температуре или при нагревании и повышенном давлении паров брома, то образуется FeBr3. При нагревании FeСl3 и, особенно, FeBr3 отщепляют галоген и превращаются в галогениды железа (II). При взаимодействии железа и иода (I) образуется иодид Fe3I8.

При нагревании железо реагирует с азотом (N), образуя нитрид железа Fe3N, с фосфором (P), образуя фосфиды FeP, Fe2P и Fe3P, с углеродом (C), образуя карбид Fe3C, с кремнием (Si), образуя несколько силицидов, например, FeSi.

При повышенном давлении металлическое железо реагирует с монооксидом углерода СО, причем образуется жидкий, при обычных условиях легко летучий пентакарбонил железа Fe(CO)5. Известны также карбонилы железа составов Fe2(CO)9 и Fe3(CO)12. Карбонилы железа служат исходными веществами при синтезе железоорганических соединений, в том числе и ферроцена состава [Fe(-C5H5)2].

Чистое металлическое железо устойчиво в воде и в разбавленных растворах щелочей. В концентрированной серной и азотной кислотах железо не растворяется, так как прочная оксидная пленка пассивирует его поверхность.

С соляной и разбавленной (приблизительно 20%-й) серной кислотами железо реагирует с образованием солей железа (II):

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2; Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2.

При взаимодействии железа с приблизительно 70%-й серной кислотой реакция протекает с образованием сульфата железа (III):

2Fe + 4H2SO4 = Fe2 (SO4)3 + SO2 + 4H2O

Оксид железа (II) FeО обладает основными свойствами, ему отвечает основание Fe(ОН)2. Оксид железа (III) Fe2O3 слабо амфотерен, ему отвечает еще более слабое, чем Fe(ОН)2, основание Fe(ОН)3, которое реагирует с кислотами:

2Fe(ОН)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O

Гидроксид железа (III) Fe(ОН)3 проявляет слабо амфотерные свойства; он способен реагировать только с концентрированными растворами щелочей:

Fe(ОН)3 + КОН = К[Fe(ОН)4]

Образующиеся при этом гидроксокомплексы железа(III) устойчивы в сильно щелочных растворах. При разбавлении растворов водой они разрушаются, причем в осадок выпадает гидроксид железа (III) Fe(OH)3.

Соединения железа (III) в растворах восстанавливаются металлическим железом:

Fe + 2FeCl3 = 3FeCl2

При хранении водных растворов солей железа (II) наблюдается окисление железа (II) до железа (III):

4FeCl2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)Cl2

Из солей железа (II) в водных растворах устойчива соль Мора — двойной сульфат аммония и железа (II) (NH4)2Fe(SO4)2·6Н2О.

Железо (III) способно образовывать двойные сульфаты с однозарядными катионами типа квасцов, например, KFe(SO4)2 — железокалиевые квасцы, (NH4)Fe(SO4)2 — железоаммонийные квасцы и т.д.

При действии газообразного хлора (Cl) или озона на щелочные растворы соединений железа (III) образуются соединения железа (VI) — ферраты, например, феррат (VI) калия (K): K2FeO4. Имеются сообщения о получении под действием сильных окислителей соединений железа (VIII).

Учитель: Попробуйте сделать вывод, какие соединения образует железо и почему.

Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.

Ученики записывают схему в тетрадь. Слайд10.

Задание: Закончить уравнения химических реакций, демонстрирующих химические свойства железа: (работа у доски и в тетради со схемой):

1) Fe + CI2 =
2) Fe + S =
3) Fe + HCI =
(Ученики проводят реакцию самостоятельно в группах).
4) Fe + O2 =
5) Fe + CuSO4 =
(Ученики проводят реакцию самостоятельно в группах).
6) Fe + H2O =
7) Fe + O2 + H2O =

Слайд 11. Задание: Какие из реакций соответствуют схеме Fe+2 ® Fe+3

  1. FeCI2 + CI2 = FeCI3 (верный)
  2. FeCI3 + NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCI
  3. Fe(OH)2 + O2 + H2O = Fe(OH)3 (верный)

“Найди ошибку”.

Учитель: Что неправильно записано в уравнениях?

Ученики: В уравнениях 1 и 3 не хватает коэффициентов.

Задание: Расставить коэффициенты в уравнениях 1 и 3 методом электронного баланса, определить окислитель и восстановитель в реакции.

VII. “Конструирование текста”.

Слайд 12. Задание: Из предложенных формул соединений составьте генетический ряд Fe+2 (для первого варианта) и генетический ряд Fe+3 (для второго варианта).

Fe(OH)3 , Fe, Fe(OH)2 , FeCI3 , Fe2O3 , FeCI2 , FeO.

Ответы учеников записываются на доске.

Генетические ряды Fe+2, Fe+3.

1) Fe–> FeCI2 –> Fe(OH)2 –> FeO 2) Fe –> FeCI3 –> Fe(OH)3 –> Fe2O3

VIII. Качественные реакции на ионы железа.

Учитель: Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким – либо ярким внешним эффектом.

Для обнаружения в растворе соединений железа (III) используют качественную реакцию ионов Fe3+ с тиоцианат-ионами CNS. При взаимодействии ионов Fe3+ с анионами CNS образуется ярко-красный роданид железа Fe(CNS)3. Другим реактивом на ионы Fe3+ служит гексацианоферрат (II) калия (K): K4[Fe(CN)6] (ранее это вещество называли желтой кровяной солью). При взаимодействии ионов Fe3+ и [Fe(CN)6]4– выпадает ярко-синий осадок.

Реактивом на ионы Fe2+ в растворе может служить раствор гексацианоферрат (III) калия (K) K3[Fe(CN)6], ранее называвшегося красной кровяной солью. При взаимодействии ионов Fe3+ и [Fe(CN)6]3– выпадает ярко-синий осадок такого же состава, как и в случае взаимодействия ионов Fe3+ и [Fe(CN)6]4–.

Демонстрация качественных реакций на ионы железа Fe+2 и Fe+3 учителем.

Обучающиеся проводят лабораторный опыт и записывают уравнения в тетрадь.

Слайд 13. Качественная реакция на ион Fe+2

Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]

Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)

K3[Fe(CN)6] + FeCI2 = 2KCI + KFe[Fe(CN)6]

3K+ + Fe2+ + 2CI+ [Fe(CN)6]3– –> KFe[Fe(CN)6] + 2K+ + 2CI-

K+ + Fe2+ + [Fe(CN)6]3– –> KFe[Fe(CN)6]

Слайд 14. Качественная реакция на ион Fe+3

1) Реактив – желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]

Результат воздействия – синий осадок (берлинской лазури)

K4[Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]

4K+ + Fe3+ + 3CI+ [Fe(CN)6]4– –> KFe[Fe(CN)6] + 3K+ + 3CI-

K+ + Fe3+ + [Fe(CN)6]4-–> KFe[Fe(CN)6]

2) Реактив – роданид натрия (аммония) NaNCS (NH4NCS)

Результат воздействия – интенсивно– красный цвет.

FeCI3 + NaNCS = [FeNCS]CI2 + NaCI

Fe3+ + NCS= FeNCS2+

IX. Сплавы железа.

Сплавы железа с углеродом: железо используется главным образом в сплавах, прежде всего в сплавах с углеродом (C) — различных чугунах и сталях. В чугуне содержание углерода выше 2,14 % по массе (обычно — на уровне 3,5-4%), в сталях содержание углерода более низкое (обычно на уровне 0.8-1 %). Слайд 15.

Чугун получают в домнах. Слайд 16. Домна представляет собой гигантский (высотой до 30-40 м) усеченный конус, полый внутри. Стенки домны изнутри выложены огнеупорным кирпичом, толщина кладки составляет несколько метров. Сверху в домну вагонетками загружают обогащенную (освобожденную от пустой породы) железную руду, восстановитель кокс (каменный уголь специальных сортов, подвергнутый коксованию — нагреванию при температуре около 1000°C без доступа воздуха), а также плавильные материалы (известняк и другие), способствующие отделению от выплавляемого металла примесей — шлака. Снизу в домну подают дутье (чистый кислород (O) или воздух, обогащенный кислородом (O)). По мере того, как загруженные в домну материалы опускаются, их температура поднимается до 1200-1300°C. В результате реакций восстановления, протекающих главным образом с участием кокса С и СО:

Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO; Fe2O3 + 3CО = 2Fe + 3CO2.

возникает металлическое железо, которое насыщается углеродом (C) и стекает вниз. Этот расплав периодически выпускают из домны через специальное отверстие — клетку — и дают расплаву застыть в специальных формах. Чугун бывает белый, так называемый передельный (его используют для получения стали) и серый, или литьевой. Белый чугун — это твердый раствор углерода (C) в железе. В микроструктуре серого чугуна можно различить микрокристаллики графита. Из-за наличия графита серый чугун оставляет след на белой бумаге. Чугун хрупок, при ударе он колется, поэтому из него нельзя изготавливать пружины, рессоры, любые изделия, которые должны работать на изгиб. Твердый чугун легче расплавленного, так что при его затвердевании происходит не сжатие (как обычно при затвердевании металлов и сплавов), а расширение. Эта особенность позволяет изготавливать из чугуна различные отливки, в том числе использовать его как материал для художественного литья. Если содержание углерода (C) в чугуне снизить до 1,0-1,5%, то образуется сталь. Стали бывают углеродистыми (в таких сталях нет других компонентов, кроме Fe и C) и легированными (такие стали содержат добавки хрома (Cr), никеля (Ni), молибдена (Mo), кобальта (Co) и других металлов, улучшающие механические и иные свойства стали). Стали получают, перерабатывая чугун и металлический лом в кислородном конвертере, в электродуговой или мартеновской печах. При такой переработке снижается содержание углерода (C) в сплаве до требуемого уровня, как говорят, избыточный углерод (C) выгорает. Слайд 17. Физические свойства стали существенно отличаются от свойств чугуна: сталь упруга, ее можно ковать, прокатывать. Так как сталь, в отличие от чугуна, при затвердевании сжимается, то полученные стальные отливки подвергают обжатию на прокатных станах. После прокатки в объеме металла исчезают пустоты и раковины, появившиеся при затвердевании расплавов. Производство сталей имеет в России давние глубокие традиции, и полученные нашими металлургами стали отличаются высоким качеством. Задание: Рассмотреть образцы сплавов железа, отметить основные их характеристики. (Использование образцов изделий из чугуна и стали, работа в группах).

Применение железа, его сплавов и соединений: чистое железо имеет довольно ограниченное применение. Его используют при изготовлении сердечников электромагнитов, как катализатор химических процессов, для некоторых других целей. Но сплавы железа — чугун и сталь — составляют основу современной техники. Находят широкое применение и многие соединения железа. Так, сульфат железа (III) используют при водоподготовке, оксиды и цианид железа служат пигментами при изготовлении красителей и так далее.

X. Закрепление изученного на уроке.

Выполнение проверочного теста с последующей проверкой (тест на отдельных карточках). Приложение 2.

XI. Рефлексия:

Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:

Сегодня я понял (а), что…
Главным на уроке для меня было…
Больше всего мне запомнилось…
Свои знания я могу использовать …

Ученики зачитывают свои выводы.

Домашнее задание: §45, 46, упр. 5 на странице 205, упр. 1-4 на странице 209.

Оценивание работы на уроке, самооценка. Коррекция оценки совместно с учителем.

Литература:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений., М.: Русское слово, 2011.
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс: Сборник самостоятельных работ по химии М.: Русское слово, 2010.
  3. НовошинскийИ.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику Химия. 9 класс. М.: Русское слово. 2010.
  4. Ерохин Ю.М. Химия в воросах и ответах/ учебное пособие/. М.: Проспект, 2010.
  5. Интернет-ресурсы.

Приложение 1 (Презентация)