Консенсусный подход в решении политических проблемных ситуаций

Разделы: Общепедагогические технологии


Последние события в мире и России показывают рост экстремистских и радикальных настроений. В авангарде событий часто находится молодежь. Старшеклассники, как представители молодежных групп, являются самым уязвимым социальным слоем с ещё не установившимися взглядами на мир. Они становятся участниками асоциальных выступлений и неформальных объединений. Ими легко манипулировать и поэтому все более актуальным является применение метода решения политических проблемных ситуаций в школе. Эти задачи моделируют настоящие проблемы нашего общества и поиск их решения научит старшеклассников оценивать, сравнивать, делать определенные выводы. Основой разрешения этих ситуаций должны быть демократические ценности и толерантное отношение друг к другу, умение добиться согласия в спорных вопросах.

Этим требованиям отвечает консенсусный подход - совокупность способов конструирования процесса достижения согласия в разрешении спорных вопросов ( проблем, конфликтов) посредством демократических методов и процедур. В зависимости от масштаба, остроты и сложности спорного вопроса для согласования используются разные средства и способы: совместный анализ проблемы, обмен мнениями, обсуждение новых предложений, выстраивание возможных негативных последствий принятия разных вариантов решения (рисков), уступка, приспособление, прохождение через примирительные процедуры, свободная дискуссия, деловая игра, мозговой штурм и т.п.

Главным понятием консенсусного подхода является “консенсус”. Понимание консенсуса довольно противоречиво, отсюда и различное толкование этого термина в специальной литературе. Консенсус определяется как “общее согласие по спорным вопросам”,мнение, которого придерживается большинство; общее согласие, особенно во мнениях, согласие, основанное на сходстве взглядов или ориентации относительно значимых ценностей, целей, норм, правил поведения, ролей, отношений к власти и т.д. между индивидами, социальными группами и общностями, являющееся важным фактором функционирования и поддержания стабильности общества” [1].

Отмеченное позволяет определить консенсус как общее согласие, достигаемое на основе компетентного разрешения противоборствующими сторонами спорных вопросов и проблем, позиций путем обсуждения или компромисса. Предложенное понимание консенсуса применимо не только к отношениям в социуме. Его можно применять и в педагогике. Расширение знаний о категории консенсуса как форме взаимодействия в поиске удовлетворяющего всех решения позволит приоткрыть и реализовать незадействованный потенциал созидательных взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Консенсус в педагогике может быть рассмотрен не только как результат (согласие), но и как педагогическое средство (процесс его достижения). Особое значение для воспитания имеет использование консенсуса как процесса, то есть деятельности по достижению взаимного согласия, что предполагает сложный и длительный обмен требованиями, встречными предложениями, которые обоснованы с точки зрения пользы, справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в разрешении спорного вопроса. В процессе совместного поиска устраивающего его участников разрешения возникшей проблемы или конфликта они приобретают необходимые знания, усваивают общезначимые общественные ценности, овладевают нормами и правилами соответствующего поведения и опытом ведения цивилизованных переговоров.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (2009) прямо ориентируют на реализацию консенсуса: “образование должно быть основой объединения, а не разъединения, не раскола нации. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных политических и социальных сил” [2;19].

В современном российском обществе не достигнут консенсус по базовым ценностям: старые разрушены и дискредитированы, а новые не сформированы; некоторые из предлагаемых не воспринимаются общественным сознанием. Мы считаем, что основными базовыми ценностями консенсуса являются: права человека, человеческое достоинство, политические свободы, плюрализм, справедливость и т.д.

Консенсус - один из способов взаимодействия людей, поэтому деятельность по его достижению подчиняется требованиям, вытекающим из демократических принципов: толерантности, ценностно-ориентационного единства, диалогичности, партнерства и др.

Достижение консенсуса включает в себя ряд последовательно выполняемых действий: - идентификацию возникшей проблемы;

- осмысление собственного подхода к её разрешению;

- подбор аргументов для обоснования своей позиции;

- выявление позиций противоположных сторон;

- выделение несогласных в частном, но принципиально согласных в главном;

- выделение альтернативных позиций;

- разработку стратегии и тактики отстаивания своей позиции;

- согласование позиций;

- принятие и ратификацию соглашения.

Действия по достижению консенсуса не предусматривают отказа от борьбы или от кардинальной смены собственных взглядов и позиций. Они объективно обусловливают признание необходимости и возможности существования и наличия другой точки зрения, законности иных интересов, взглядов, позиций и целей. Поэтапное достижение консенсуса предполагает, что каждая из беспокоящихся о собственных интересах сторон должна помнить о существовании и правомерности интересов противоположной стороны. Без этого трудно достичь взаимопонимания и согласия.

Использование нами консенсусного подхода показало эффективность применения с этой целью решения проблемных политических вопросов (задач, проблем, проблемных ситуаций) построенных на предметном, межпредметном и внепредметном материале.

Предметные вопросы политического характера создавались на базе истории, обществознания, политологии. Вот некоторые из таких вопросов: 1) На чьей стороне Ваши симпатии: республики или монархии? Президентского или парламентского государства? Унитарного или федеративного устройства? 2) Если все страны такие разные по конституционному строю, то почему с точки зрения социально- экономической эффективности они образуют группы, более и менее развитых, строй в которых не только не одинаковый, но и вообще противоположный? К примеру: ФРГ – парламентская республика, федерация; Япония – конституционная монархия, унитарное государство. Кроме того, в этих наиболее развитых странах разные культуры, цивилизации, религии…

Межпредметные политические проблемы охватывали знания нескольких учебных предметов. Например: 1) Когда-то Ш. Монтескье связывал выбор правления с размерами государства: “Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, монархическое – для больших”. Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель? Подходит ли это высказывание Российской Федерации? 2) Согласно “канонической” версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В XIII веке он проявил талант полководца и дипломата. Группа историков (И. Карацуба, И. Курукин, И. Яковенко), считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. Все же Александр Невский- герой или предатель Руси?

Внепредметные политические проблемные задачи подсказывает сама политическая жизнь страны. Любая современная ситуация во внутренней или внешней политике может быть предметом обсуждения. В частности, для обсуждения с учащимися старших классов был взят затянувшийся российско- украинский конфликт по транзиту газа в Европу.

Обсуждение началось с осмысления проблемы: государство А импортирует газ в государство Б и через его территорию -в государство С. Имея большие долги за потребление газа, Б, чтобы покрыть их, требует от А увеличения цены за транзит и, в случае отказа, грозит отбирать газ, предназначенный для С. Нужно срочно решить проблему транзита газа и долгов Б. На экономическом уровне государства не договорились. Проблема переросла в политическую.

В группах, представляющих государства А и Б, началось уяснение сути проблемы, определение позиций для поиска выхода из сложившейся ситуации. Представители А не хотели терять прибыль от импорта газа, намеревались вернуть долги и остаться надежным партнером государства С. Усматривая в позиции Б шантаж, А тем более не хотело идти на уступки.

Началось бурное и продолжительное обсуждение, каждая группа защищала свои интересы. Когда спор достиг тупика, арбитр-ведущий предложил выявить, что объединяет и что разъединяет позиции государств. Учащиеся предложили воспользоваться “листами согласия”, в которых фиксировались бы интересы каждой оппонирующей стороны, предел их уступок и возможные решения.

После обмена “листами” были выявлены общие для А и Б опасение штрафных санкций со стороны С и желание сохранить с ним добрососедские отношения. Осталось главное- договориться о возвращении долга, о цене поставок газа в Б и транспортировке газа в С.

Разговор стал более спокойным. Представители государства А пошли на уступку Б и предложили отсрочить долг при условии полного транзита газа в С. Б предложило бартер- рассчитаться за долг продовольственными и промышленными товарами. Это не устраивало А, которое предложило Б кредит. Возникла очередная спорная ситуация, но теперь представители А и Б поняли, что договориться все равно придется, так как оба государства заинтересованы в транзите.

Согласование позиций привело к подписанию соглашения, по которому государство А отсрочило долг за импорт газа, а государство Б не стало препятствовать транзиту газа и решило изыскать внутренние резервы на погашение долга в течение 6 месяцев.

Таким образом, через переговоры, взаимные уступки, анализ позиций, зафиксированных в “Листах согласия”, государства нашли компромиссное решение, которое привело к подписанию договора.

Консенсусный подход в нашем опыте нашел активное применение и на уроках, и во внеурочной работе со старшеклассниками. Мы использовали его в разрешении различных конфликтных ситуаций. Так, во время выбора президента школьной республики “Лицленд” возник конфликт между представителями 10б и 9б классов из-за испорченных предвыборных плакатов. Стороны в резкой форме обвиняли друг друга в порче рекламы своих кандидатов. Члены избирательной комиссии предложили уладить конфликт с помощью переговоров.

Выяснив позиции членов предвыборных штабов кандидатов, оппонирующие стороны пришли к выводу о необоснованности взаимных обвинений, так как виновники порчи рекламных плакатов не были установлены. Одновременно были отмечены недостатки в работе самой избирательной комиссии и сделаны предложения о выделении специального места для рекламы и организации дежурства.

Таким образом, наш опыт свидетельствует, что консенсусный подход является эффективным средством формирования политической компетенции старшеклассников; в процессе достижения согласия учащиеся овладевают умениями согласовывать свои действия, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнения и позиции других людей.

Список литературы

1. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Серия “Стандарты второго поколения”. М.: Просвещение, 2009. 27 с.

3. Медведев Н.П. Консенсуальные аспекты современного российского федерализма // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология, 2001. № 3. С. 66–79.

6.06.2014