Урок по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях"

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;
  • Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Оборудование: жгуты, бинты, палочки для закрутки. Цифровые образовательные ресурсы. КМ – школа. Уроки Медиатека. Презентация на тему “Причины сердечно-сосудистых заболеваний””.

Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

На протяжении нескольких уроков мы изучали тему “Транспорт веществ. Кровь, лимфообращение и кровообращение”. Давайте систематизируем и проверим свои знания.

Форма работы: тестирование по теме: “Кровь. Кровообращение”

ВАРИАНТ 1

1.  Сосуды, по которым кровь течёт от сердца:

а) вены б) артерии в) капилляры

2.  Мельчайшие кровеносные сосуды – это:

а) капилляры б) вены в) артерии

3.  Белок гемоглобин содержится в:

а) тромбоцитах б) лейкоцитах в) эритроцитах

4. Основная роль лейкоцитов заключается в:

а) транспорте газов б) свёртываемости крови в) иммунной защите

5.Венозная кровь содержит:

а) кислород б) угарный газ в) углекислый газ

6. Камера сердца, дающая начало малому кругу кровообращения:

а) левое предсердие б) правое предсердие в) правый желудочек

7. Кровь какой группы можно перелить человеку со II группой крови:

а) первой и второй б) первой и третьей в) первой, второй, третьей

8. Скорость тока крови в венах:

а) 0,5 мм/с б) 200 мм/с в) 500 мм/с

9. Установите соответствие.

  КЛЕТКИ КРОВИ   ФУНКЦИЯ
1 Т-лимфоциты А Транспорт кислорода
2 В-лимфоциты Б Свёртываемость крови
3 Эритроциты В Клеточный иммунитет
4 Тромбоциты Г Выработка антител
5 Фагоциты Д Обнаружение антигенов

10. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением её качественного состава – …

ВАРИАНТ 2

1. Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу:

а) капилляры б) вены в) артерии

2.  Самые крупные кровеносные сосуды – это:

а) артерии б) капилляры в) вены

3.  Белок фибриноген содержится в:

а) эритроцитах б) тромбоцитах в) лейкоцитах

4.  Основная роль гемоглобина заключается в:

а) иммунной защите б) транспорт газов в) свёртывание крови

5. Артериальная кровь содержит:

а) кислород б) угарный газ в)углекислый газ

6. Камера сердца, дающая начало большому кругу кровообращения:

а) левый желудочек б) правый желудочек в) левое предсердие

7. Кровь какой группы можно перелить человеку с IV группой крови:

а) второй и третьей б) первой и третьей в) первой, второй, третьей и четвёртой

8. Скорость тока крови в аорте:

а) 500 мм/с б) 200 мм/с в) 0,5 мм/с

9. Установите соответствие:

  КЛЕТКИ КРОВИ   ФУНКЦИЯ
1 Т-лимфоциты А Транспорт кислорода
2 В-лимфоциты Б Свёртываемость крови
3 Эритроциты В Клеточный иммунитет
4 Тромбоциты Г Выработка антител
5 Фагоциты Д Обнаружение антигенов

10. Наследственной заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвёртываемости крови – …

Критерий оценивания 1 балл за правильный ответ. Ребята обмениваются работами и проверяют друг у друга (работа в паре).

Ключ на экране: 1 вариант: 1- б, 2- а, 3- в, 4- в, 5- б, 6- в, 7- а, 8- б,

9.

А. Б. В. Г. Д.
3 4 5 2 1

10. Малокровие.

2 вариант: 1- б, 2- а, 3- а, 4- б, 5- а, 6- а, 7- в, 8- а,

9.

А. Б. В. Г. Д.
3 4 5 2 1

10. Гемофилия.

Учитель: Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил оценку четыре – замечательно, кто получил оценки ниже, попробуйте их исправить на следующем уроке.

Изучение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, какие заболевания стоят на 1 месте среди населения? Слайд 1,2 презентации.

Ученики: Заболевания сердца и сосудов.

Учитель: Какие к ним относятся?

Ученики: Инфаркт миокарда, гипертония, порок сердца, тромбофлебит и др.

Учитель: Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей.

Учитель: Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения? Слайд 3 презентации

Ученики: Алкоголь, курение, наркотики, плохая экология, наследственность, гиподинамия и др.

схема
Причины сердечно-сосудистых заболеваний

Учитель: Давайте послушаем сообщения ребят по темам:

  • “Влияние вредных привычек”
  • “Гиподинамия – что это?”
  • “Влияние окружающей среды на сердечно – сосудистую систему”

Учитель: Какое влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь?

Ученики: Под воздействием алкоголя возникают нарушения в работе вегетативной системы, что приводит к быстрому росту пульса, а скорость сокращения сердечной мышцы падает, нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.

Учитель: Посмотрите на сердце здорового человека и человека, употребляющего алкоголь (слайд 4). Чем оно отличается?

Ученики: Размерами. Алкоголь в небольших количествах влияет на обмен веществ в клетках сердца. В них накапливается жир, уменьшается содержание белка и, в конце концов, мышечные волокна сердца отмирают.

Учитель: Перечислите последствия курения на сердечно-сосудистую систему (слайд 5).

Ученики:

  • способствует повышению частоты сердечных сокращений;
  • вызывает спазм питающих сердце сосудов;
  • повышает давление;
  • повышает свертываемость крови, что ускоряет образование тромбов;
  • резко усиливает накопление в организме лишнего холестерина;
  • способствует образованию жира на стенках сосудов;
  • сужает сосуды.
  • уменьшает количество кислорода, поступающего к сердцу.

Учитель: Что такое гиподинамия и как она влияет на сердце? (слайд 6).

Ученики: Гиподинамия – это ограничение физической подвижности. Гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость.

Учитель: Как избежать таких последствий?

Ученики: Больше двигаться.

Учитель: Движение необходимо. Давайте проведем физкультминутку.

Учитель: Какие факторы окружающей среды влияют на сердце?

Ученики: К факторам окружающей среды, влияющим на деятельность сердца относятся резкие колебания температуры и шум.

Учитель: Повышение температуры окружающей среды, вызывая расширение сосудов кожи и увеличение теплоотдачи, сопровождается увеличением минутного объема сердца. Нагрузка на сердце при этом дополнительно возрастает из-за повышения вязкости крови в результате потерь воды при усиленном потоотделении.

Нервное напряжение, создаваемое шумом, способствует повышению сосудистого тонуса и АД, что увеличивает нагрузку на сердце. Кроме того, при шуме могут возникать неврогенные нарушения сердечного ритма (слайд 7).

Учитель: Также причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы может быть потеря крови. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём практическую работу.

Практическая работа №4. “Изучение приемов остановки кровотечений”

Цель работы: уметь распознавать виды кровотечений; научиться оказывать первую медицинскую помощь при повреждении сосудов.

Оборудование: схемы “Виды кровотечений”, “Оказание первой помощи при капиллярном кровотечении”, видеофрагменты “Остановка артериального кровотечения”, “ Остановка венозного кровотечения”, бинты, палочки для закрутки, ножницы, платки, ткань, жгут.

Учитель: Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний.

При потере одной третьей объёма крови человек может умереть.

Выделяют артериальные, венозные и капиллярные кровотечения (Работа со схемой).

Просмотр видеофрагментов: “Остановка артериального кровотечения”,

“Остановка венозного кровотечения” (КМ – школа. Уроки Медиатека. Биология/Человек и его здоровье/Движение крови по сосудам. Лимфатическая система/

Выработка практических навыков.

Учитель знакомит с методикой наложения жгута и скрутки из подручного материала.

Работа в парах: на столах инструкция хода работы:

1. Наложите марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении.

2. Сделайте скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении.

3. Наложите давящую повязку при венозном кровотечении.

4. Заполните таблицу:

Вид кровотечения Характеристика кровотечения Меры первой помощи
 Капиллярное    
 Венозное    
Артериальное    

5. Сделать вывод.

В ходе практической работы мы научились:

- оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений.

Подведение итогов.

Рефлексия.

- А сейчас мне было бы интересно узнать, что каждый из вас вынес с нашего урока?

На доске висит схема: 

  • УЗНАЛ...
  • Я    ЗАДУМАЛСЯ…
  • ВСПОМНИЛ…
  • НАУЧИЛСЯ…

Учитель: спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Творческое задание: Разработать буклет “Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний”.