Программа социально-педагогического практикума "Социализация подростков группы риска"

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются подростки - люди, вещи, явления окружающей жизни, накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.

Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Для освоения нравственного опыта, подростки нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом.

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий.

Нравственное воспитание в учреждении дополнительного образования должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество. Необходимо систематическое воспитание, направленное на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, сила воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.

Процессы, происходящие в обществе, утрата социально-значимых ориентиров, разнообразие трудностей, с которыми приходится сталкиваться подросткам, и ее неумением их преодолевать, порождает проблему появления подростков “группы риска”. В психолого-педагогической литературе они обозначаются различной терминологией: “трудные дети”, трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети “группы риска”, дети с девиантным поведением и т.д.[4,12,18]

В процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.В условиях современного общества и имеющихся изменений морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с тем и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Подростки характеризуются стремлением к самостоятельности и общению со сверстниками. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Особенно это касается подростков “группы риска”. Появление у подростков социально вредных черт можно объяснить тем, что у них нарушается процесс социализации и как следствие – формируются извращенные, с точки зрения общечеловеческих ценностей, модели поведения. Такие подростки становятся подростками “группы риска”.[4,10] Их действия угрожают обществу и им самим. У таких подростков формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, раздражительность.

Актуальность работы с подростками “группы риска” возрастает в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков из “неблагополучных” семей, малообеспеченных, которые, попадая в “неблагоприятную среду”, нередко становятся на путь правонарушений и преступлений. Именно такие подростки, подростки “группы риска” требуют нашего пристального внимания.

Данная программа поможет подросткам расширить знания в вопросах нравственного воспитания, научит анализировать, повысит личную ответственность за свои действия и поступки. Кроме того, ее актуальность определяется необходимостью помочь подросткам осознать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, понять, как их поступки могут повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности.

Программа предназначена для проведения групповых занятий в МБОУ ДОД “ЦДТ” Центрального района или на базе образовательных учреждений Центрального района.

Цель:формирование у подростков “группы риска” адекватного восприятия себя и окружающей действительности.

Задачи:

  • учить подростков адекватно выражать свои чувства, находить конструктивные способы выхода из жизненных ситуаций;
  • развивать у подростка умения регулировать свое поведение через развитие самопознания и самооценки;
  • вырабатывать устойчивое отношение к неблагоприятным средствам влияния, ориентации на положительного лидера в среде сверстников;
  • способствовать сознательному принятию подростками нравственных категорий как механизма регуляции отношений между людьми.

Направление программы:

Социально-педагогическая профилактика, коррекция:

  • профилактическая и коррекционная работа с подростками, состоящими на различных видах учета (“группа риска”, внутришкольный учет);
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • индивидуальные консультации для подростков, оказавшихся в трудныхжизненных ситуациях.

Методические рекомендации:

Групповые занятия проводятся педагогом-организатором. Программа рассчитана на 16 часов, 16 занятий с периодичностью встреч 2 раза в месяц по 1 часу. Желательно участие социального педагога образовательного учреждения, классного руководителя, психолога, которые будут обеспечивать поддержку ребенку в период между занятиями.

Количество участников: 12-15 подростков.

Принципы комплектования группы и организации работы:

  • добровольное участие;
  • индивидуализация, т.е. актуализация максимума различий между участниками группы.

В структуру занятий входят:

1. Теоретическая часть (беседа).

2. Практическая часть:

- игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу;

- упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия барьеров в общении;

- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения;

- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.

3. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников).

Формы работы:

- проблемные ситуации

- ситуации выбора

- социологический опрос

- анкетирование

- игры

- дискуссии

- работа в группах

Требования к ведущему занятия практикума:

- педагогическая компетентность.

- наличие знаний и опыта работы с подростками.

Оценка эффективности работы: эффективность работы отслеживается по данным диагностики, проводимой перед началом курса занятий и по завершению занятий, по результатам исследования социального педагога, классного руководителя – экспертная оценка наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Исследование проводится психологом в начале работы практикума и после его завершения с применением диагностического метода анкетного опроса, используются методики: “Диагностика межличностных отношений” по Тимоти Лири , “Я – другой” (жизненные ситуации) и “Отношения “Я – Другой” в самопознании” (Н.И. Непомнящая). Изучение нравственной сферы подростков по критерию “Добродеятельность” осуществляется с помощью теста “Духовно-нравственное развитие личности”.

Процедура проведения состоит в сборе материалов, письменного опроса социального педагога, классного руководителя, психолога.

Ожидаемые результаты:

- 100% обучающихся посещают учебные занятия;

- подростки умеют анализировать и владеть своимичувствами, выбирать эффективные способы поведения управлять собой;

- имеют устойчивое отношение к неблагоприятным средствам влияния;

- умеют понимать точку зрения другого,сочувствовать, сопереживать;

- уважительно относятся к себе;

- умеют жить вместе с другими;

-успешная социализация личности (дальнейшее обучение, трудоустройство).

- принятие подростками нравственных категорий как механизма регуляции отношений между людьми (осознают ценность понятий: добро, зло, совесть, стыд, любовь, влюблённость и т.д.).

Приложение 1. Содержание программы.

Тематическое планирование курса “Социализация детей “группы риска”

Разделы и темы Количество занятий Количество часов
1 Входная диагностика

Знакомство с группой.

 

1

1
2 Комплексная коррекция участников группы

Стыд и совесть

Добро и зло

Дружба

Любовь и влюбленность

Счастье

Семья

Честь и достоинство

Культура поведения

Мое здоровье

Навыки общения

Толерантность и мы

Самопознание и самовоспитание

Формула успеха

Мой жизненный путь

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

3 Итоговая диагностика 1 1
  Всего 16 занятий 16 часов

Список литературы

1.Беседа Что такое любовь? - сайт священника Павла Гумерова -pavel-gumerov.ru/book/tri-kita/part...

2.Бирюков, А. А. С легким паром [Текст]/ А. А. Бирюков. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 464 с.

3.Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей [Текст]/ И.П. Брязгунов.-М.:Просвещение,1992.

4.Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас...: О проблемах алкоголизма, наркомании и табакокурении [Текст]/ Б.М. Гузиков, А.А. Мейроян.-Л.:Лениздат,1990.

5.Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст]/ И.В. Дубровина.- Просвещение, 1987,184с.

6.Здоровое питание. Здоровый образ жизни [Текст]/. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 237 с. - (Медицина и здоровье).

7.Золотарёв, Ю. Г. Надежный путь к здоровью[Текст]/ Ю. Г. Золотарёв. – СПб. : ДИЛЯ, 2002. - 352 с.

8.Иванов, Ю. М. Как исцелить душу и тело. Советы экстрасенса[Текст]/ Ю. М. Иванов. - М.: Центрполиграф, 2000. - 495 с.

9.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет [Текст]/ Е.А. Каралашвили . – М.,2002.

10.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]/ Ю.А. Клейберг.- М. Новая школа, 2001,160 с.

11.Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения[Текст]/ Н.А. Козлов. - Екатеринбург: АСТ Пресс, 1997,145с.

12.Коррекционно – развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками [Текст]/. М.2002.

13.Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения Текст]/ Г.И. Макартычева. - Санкт – Петербург: Речь, 2006,191с.

14.Малахов, Г. П. Золотые правила питания[Текст]/ Г. П. Малахов .- М.: МарТ, 2003. - 576 с.

15.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [Текст]/ М.Д. Маханева. – М.:АРКТИ, 1999.

16.Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности [Текст]/ Н.И. Непомнящая.- М.: ВЛАДОС,2001.-192с.

17.Одинцова М.А. "Я - целый мир" [Текст]/ М.А. Одинцова. М. 2004

18.Подросток на перекрестке эпох /Под ред. Кривцовой [Текст]/. – М.:Генезис,1997.

19.Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. [Текст]/. – СПб.: Ювента, 1999.

20.Родионов, В.А. Я и все – все – все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков подростков [Текст]/ В.А. Родионов.- Ярославль: Академия развития, 2002,240с.

21.Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей [Текст]/ Г.И. Сартан. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

22.Семенова, Л. О. Здоровье от Фэн-Шуй [Текст]/ Л. О. Семенова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 188 с.- (Панацея).

23.Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001,80с.

24.Смид З. Групповая работа с детьми и подростками [Текст]/ З. Смид. – М.: Генезис, 1999.

25.Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими [Текст]/ Г.У. Солдадова. – М.: Генезис, 2000.

26.Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей [Текст]/ М.Я. Студеникин. - 5-е изд. - М.: Медицина , 1988.

27.Сухарев, В. А. Мир здоровья [Текст]/ В. А. Сухарев. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 400 с. - (Животворные источники)

28.Ужегов, Г. Н. Здоровье мужчины [Текст]/ Г. Н. Ужегов. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2002. - 400 с. - (Ваше здоровье).

29.Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст]/ О.Н. Усанова.- М.: СПб: Питер, 1995.

30.Фопель К. Как научить детей сотрудничать [Текст] К. Фопель/. – М.: Генезис, 1998.