Как познать своего ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, "эмоционального тыла", поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Влияние семьи на растущего человека многосторонне. Фактором, составляющим важную сторону жизни взрослых и детей, является взаимопонимание между родителями и детьми. Оно возможно только в ситуации взаимодействия друг с другом. А между тем, именно родители, закладывают основы счастья и несчастья в будущем своего ребенка. Чтобы хорошо знать и понимать своего ребенка, надо уметь видеть и слышать его. А для этого одной из форм является наблюдение.

Основные этапы работы:

I этап анкетирование родителей. На данном этапе с целью выявления положительного опыта и недостатков в вопросах воспитания и обучения были использованы темы:

  • "Знаю ли я своего ребенка"
  • "Закончи предложение"
  • "Ваши взаимоотношения с детьми"
  • "Какой я родитель"

На этом этапе мы специально подобрали такие темы, которые как можно шире дают понять и узнать родителей. Какими они видят своих детей. Как к ним относятся. Какие взаимоотношения у них со своими детьми. Анкеты давали заполнить не только одному из родителей, а обоим. Если семья неполная, то заполняли те члены семьи, которые участвуют в воспитании детей (бабушки, дедушки, тети, дяди и др.)

II этап работы это анализ анкет.

Интерпретируя анкеты мы увидели , что наши наблюдения не совпадают с родителями. У многих родителей в ответах было "не знаю". Это говорило о том, что родители не достаточно наблюдают за детьми, интересуются их делами.

Для перехода к 3 этапу мы запланировали собрание с родителями. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание "Будем знакомы" мы провели в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему подготовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Родители с интересом и пониманием отнеслись к теме нашей работы.

После собрания на III этапе было запланировано

  • консультации
  • рекомендации
  • совместное наблюдение. Где подход к родителям был дифференцированный.Есть очень молодые родители, есть в возрасте. Провели с родителями беседу "Зачем мы наблюдаем за детьми" и сделали выводы для того чтобы:
  • лучше понять своих детей
  • определить интересы, умения и потребности каждого ребёнка, выяснить, что оно предпочитает.
  • увидеть изменения в развитии ребёнка с течением времени
  • получить информацию

- Определить моменты, вызывающие озабоченность.

Для наблюдения были использованы

Индивидуальные карты наблюдений за особенностями поведения ребенка (поведение, инициатива, открытость, любопытство пассивность, замкнутость, безразличие, беспокойство, возбудимость)

Особенности общения со взрослыми. Непосредственность, искренность, эмоциональная близость. Ощущение дистанции, послушание.

Особенности общения со сверстниками. Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба. Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность. Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов.

Для улучшения качества наблюдений были проведены: совместные игры, развлечения.

Родители посещали режимные моменты, занятия.

Участвовали в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала.

Это все объединяло детей и взрослых в общих делах.

В результате наблюдений повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей. Проявился искренний интерес к жизни группы.Родители научились выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.Узнали о своих детях то, чего до этого не замечали.

Приложение.