Урок математики по теме "Арифметические действия над числами". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задачи:

  • Образовательные:
    • совершенствовать вычислительные навыки;
    • отработать табличное умножение и деление чисел;
    • отработать  правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
  • Воспитательные:
    • воспитывать навыки работы в нестандартной ситуации;
    • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире;
    • воспитывать любовь к природе.
  • Развивающие:
    • развивать умение решать текстовые задачи, занимательные задачи (логические), геометрические;
    • развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
    • развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
    • совершенствовать графическую культуру.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • Компьютерная презентация.
  • Распечатки карточек с заданиями (3 варианта).
  • Листья с заданиями, дерево без листьев.
  • Подснежники с домашним заданием.
  • Музыкальное сопровождение

ХОД УРОКА

1. Организация внимания учащихся

– Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелёными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.

2. Постановка темы урока

– Сегодня на уроке математики мы будем наблюдать смену весенней природы, выполняя арифметические действия над числами. Тема нашего урока «Арифметические действия над числами» (Слайд №1)

3. Устный счёт

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.

– Весною природа просыпается после долгого зимнего сна. В это время года на деревьях распускаются листья, а наше дерево ещё не проснулось и стоит без листьев. Вы догадались что это за дерево? (Берёза)
– Как узнали? (Легче всего узнать это дерево. Белая кора с красивыми чёрными штрихами.) 
– Листья берёзы лежат рядом, на них написаны примеры на табличное умножение и деление. Давайте украсим наше дерево. (Ребята выходят с листом, читают пример, дают ответ и прикрепляют лист к дереву.)
– Какое красивое дерево у нас получилось!

4. Закрепление пройденного материала

Ученик 1.

После долгой зимней стужи                                                                                                                          
На снегу синеют лужи                                                                                                                           
И берёза ожила                                                                                                                                           
От весеннего тепла.

Ученик 2.  

                                                                                                                                                                                                                                                                             
Возвращаются скворцы,                                                                                                                        
Наши старые жильцы.                                                                                                                       
Воробьи у лужицы                                                                                                                         
Шумной стайкой кружатся.

                                                                                                               
Ученик 3. 
                                                                                                                                                     
И малиновка, и дрозд                                                                                                                   
Занялись устройством гнёзд.                                                                                                          
Носят, носят в домики                                                                                                                     
Птицы по соломинке.

                                                                                                                
Учитель на дерево прикрепляет птичку, которая в клюве держит задание. (Слайд №2)

– А что это за птица?

В лесу ночном кукует птица.                                                                                                          
Она назвать себя боится.                                                                                                        
– Ку-ку…ку-ку –                                                                                                                                        
Не спит опушка,                                                                                                                            
А птицу звать…     (Кукушка)

Кукушки не вьют гнёзд и подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Вот и нам кукушка подбросила задание.

1) Логическая задача. Найдите яйцо  с цыплёнком, если известно, что все надписи ложные. (Слайд №3)

(Цыплёнок находится в третьем яйце, так как в 1-ом и во 2-ом даны ложные надписи «цыплёнок»)

– А в каком яйце утёнок, пингвинёнок? (Если во 2-ом яйце «пингвинёнок» - ложно, значит он в 1-ом яйце. Следовательно, утёнок во 2-ом яйце.) (Слайд №4)

2) Вам предстоит найти значения выражений. Вспомним правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

На доске:

a . b – c . d
n . (a – b) + m
b + c : d – k

 (Если выражение без скобок, то действия расставляются по порядку слева направо сначала в умножении и делении, затем в сложении и вычитании. Если выражение со скобками, то сначала выполняем действие в скобках, затем умножение и деление, сложение и вычитание.)

5. Самостоятельная работа по вариантам (Приложение 1)

– Под каждым ответом напишите букву, которая соответствует значению, прочитайте слова, которые у вас получатся.

Проверка.

– Что у вас получилось? (Слайды №5-10) (1 вариант – Пчела. 2 вариант – Комар. 3 вариант – Кузнечик.)
– Кто это и почему мы о них говорим? (Это насекомые. Они появляются весной, когда оживает природа)
– Послушаем звуки этих насекомых. (Слайды №6, 8, 10)

6. Решение задач

– Прочитайте на экране тексты. (Слайд №11)

  1. Кукушка за 5 минут съела 10 гусениц. Сколько гусениц съест кукушка за 1 час?
  2. Кукушка за 5 минут съела 10 гусениц. Сколько комаров съест кукушка за 1 час?

– Что вы можете сказать об этих текстах? (Они похожи. В них речь идёт о гусеницах, которых съела кукушка. Вопросы разные.)                                                                                          
– Какой из этих текстов является задачей? Почему? (Первый. Во втором тексте вопрос по смыслу не подходит к условию. Задача не получается.)    (Слайд №12)
– А сразу можем ответить на вопрос задачи? (Нет. Мы должны найти сколько гусениц съест кукушка за 1 минуту. Затем перевести 1 час в минуты. (Слайд №13)

Задача.  Кукушка за 5 минут съела 10 гусениц. Сколько гусениц съест кукушка за 1 час?

Запишите краткую запись к задаче, решение. (1 ученик решает с объяснением у доски)

За 5 минут – 10 г.
За 1 минуту – ? г.
За 1 час – ? г.
1 час = 60 мин. (Слайд №13)

1) 10 : 5 = 2 (г) – за 1 минуту
2) 2 ? 60 = 120 (г)

Ответ: 120 гусениц съест кукушка за 1 час.

– Можно ли решить эту задачу другим способом? (Да, первым действием найдем сколько по 5 минут содержится в 60 минутах 60 : 5 = 12. Вторым действием возьмём по 10 гусениц 12 раз 10 . 12 = 120 гусениц.) (Слайд №14)

– Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда, но этой птице прощается  вина за великие заслуги перед лесом. Она сражается с волосатыми и ядовитыми гусеницами, которых все остальные птицы боятся клевать. И случается, что несколько кукушек спасают большие участки леса от нашествия ядовитых гусениц. (Слайд №15)

Физкультминутка (под музыку)

– Представим, что вы маленькие семечки. (Дети садятся, закрывают ладошками щёки.)
– Я буду очень бережно относиться к семечкам, поливать, ухаживать за вами. (Учитель гладит детей по головкам)
– С первыми лучами солнышка семечки начинают расти, появляются первые листочки. (Дети поднимают руки вверх.)
– Стебелёк растёт. (Дети потягиваются, расправляют плечи.)
– И вот наступает радостный момент: появляется первый цветок. (Дети разводят руки в стороны, показывая, как распускается цветок.)
– Цветок распустился, он улыбается солнцу. (Дети улыбаются друг другу.)
– Как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.

(Слайды №16-19)

Физкультминутка для глаз и дыхания

На геометрических фигурах записаны названия весенних цветов.

– Как называются эти красивые цветы? (Ландыш, медуница, подснежник).
– Давайте насладимся их ароматом. Вдохните аромат цветов.

7. Работа с геометрическим материалом

На столе геометрические фигуры в конвертах. Составьте из них скворечники.  С помощью клея приклеить их в тетрадь. (Слайд №20)

– Какую птицу мы поселим в наш скворечник?  (Скворца) (Слайд №21)
– Послушаем песню скворца. Этих птиц считают хорошими певцами. Но собственная песня далеко не музыкальная. Зато скворец прекрасно подражает птицам, и в его песне встречаются самые разные мелодии: и соловьиные, и синичьи, и иволги, и жаворонка, и многих других птиц. Да и не только птиц: эти птицы могут «петь» голосом лягушки или «лаять» по-собачьи, могут подражать свисту человека и работе какой-нибудь машины. Во время войны скворцы, находившиеся неподалёку от фронта, научились воспроизводить свист мин и пулемётную дробь.
– Вспомним, что мы называем периметром? (Периметр многоугольника – это сумма длин сторон этого многоугольника)
– Измерьте стороны треугольника и найдите его периметр. (Р∆ = 3 + 2 + 2 = 7 (см))
– По какой формуле можем вычислить площадь прямоугольника? (Нужно длину умножить на ширину.)
– Измерьте стороны прямоугольника и найдите его площадь. (S□ = 3 . 4 = 12 (см2))
Проверка. (Слайд №22)

8. Итог урока. Задание на дом

– Чем запомнился наш урок?
– Что особенно понравилось? 
– В чём вы испытывали затруднения?
– С каким заданием вам было не легко справиться?
– О каком времени года шла речь на нашем уроке?

Ученик 4.

Солнце ёлочки пригрело,
Сосны и валежники.
На поляну вышли смело
Первые подснежники.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звёздочки горят,
Лесу улыбаются.

– За активную работу на уроке от имени Весны дарю вам подснежники, на листьях которых написано домашнее задание. В первом задании вычислите площадь и периметр прямоугольника. Во втором  задании найдете значения выражения, вспомнив порядок действий,  узнаете в каком месяце расцвели подснежники в сказке Маршака «12 Месяцев». (Приложение 2) (Слайд №23)

13.05.2014