Урок русского языка по теме "Что такое суффикс. Роль суффиксов в речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о частях слова;
  • узнать основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
  • способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование УУД:

  • способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
  • способствовать формированию коммуникативных умений.

Оборудование и материалы:

  • учебник: Л.Ф.Климанова «Русский язык. 2 класс»
  • раздаточный материал
  • памятка разбора слова по составу (для слабых учащихся).
  • карточки для работы в группах
  • карточки для дифференцированной работы
  • проектор, компьютер
  • Презентация Microsoft Power Point

ХОД УРОКА

Этапы урока

Форма организации урока

Учитель

Учащиеся

Формирование УУД

1. Самоопределение к деятельности Организационный момент. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы Слайд 2

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.

– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Дети настраиваются на активную работу Личностные:
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Работа в парах – Откройте свои тетради, запишите дату. Объясните орфограммы.

Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)

Слайды 3

Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами

Слайд № 4 (подсказка)

28 февраля
Классная работа

Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного
3. Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока Работа в группах – Какие части слова вы знаете?
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 5
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось?
Слайд 6
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 7
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?
Слайд 8
– Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

– Корень, основа
– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

С помощью к дети образовывают слова: (шляпка, лапка голубка, чашка), обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс -к-, устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса и сравнивают его с выводом в учебнике стр. 62

– С помощью суффикса образовались новые слова?

После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.

Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование
проблемы
Коммуникативные: работа в группах.
4. Закрепление: создание условий
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.
Прием «Кластер»
Фронтально
На доске и удетей карточки со словами:

Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение

– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 9, 10

У детей и на доске получается схема:

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Физминутка для глаз Слайд 11
5. Осмысление: получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации Групповая работа.
Образование слов с помощью суффиксов
1 группа

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ист-

строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 12)

Дети работают в группах.

Проверка.

– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
2 группа

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.

Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 13)

 

 

 

 

 

 

– Имена звучат ласково.
-ик-, -ишк-

3 группа

Задание. От слова дом образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, -ищ-, -ишк-, -ин-
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Можно сравнить вывод на стр. 63
Проверка по слайду (Слайды 14-16)

 

 

– Увеличивает предметы

4 группа

Задание. Проанализируйте, когда пишется в словах суффикс -онок-, а когда -ёнок- и сделайте вывод.

лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок

(Слайды 17-20)

 

Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.

5 группа

Задание. Сравните пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс -ек-.

Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка

Проверка по слайду 21, 22, 23

Используя вывод, напиши правильно

Платоч…к стол…к
листоч…к билет…к
песоч…к зуб…к.

Укажите значение суффикса. (Уменьшительно-ласкательное)
Слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Превращает слова в маленькие предметы
-ищ, ин

Итог урока, рефлексия: создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.   – А теперь давайте подведем итог нашего урока.
– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
Слайд 25
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Какие смысловые оттенки они вносят?
– Кто остался доволен своей работой?
– Дополните предложения.
Дополнение предложений на сл.
– Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените работу группы на доске, а себя на листочках.
Самооценка (Слайды 26, 27)
– Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З индивидуальные дифференцированные карточки
Поменяйтесь заданиями между группами и выполните дома. Можно выбрать задание из конверта.
– Суффикс
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-тель-, -ник-, -ист-, -очк-, -ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-, -онок-, -ёнок-
Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4