Презентация на уроках учебной практики как средство активизации познавательной деятельности

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Использование ИКТ в учебном процессе предлагает повышение качества профессионального образования.
Одно из доступных форм использования ИКТ в учебном процессе – создание мультемидийных презентаций.
Использование презентаций позволяет реализовать основные принципы обучения: наглядности, научности, системности.

Принцип наглядности:

На занятиях учебной практики обязательно используется иллюстративный материал, видеоматериал. Наглядность материала повышает его усвоение обучающимися, т.к. задействованы все каналы восприятия: зрительный, механический, слуховой, эмоциональный.
Применение презентаций не только способствует эффективному усвоению информации. Но и активизирует у них способность увязывать теорию с практикой; формирует у них навыки профессиональной культуры, повышает интерес к учению и делает его более доступным.

Принцип системности:

К.Д. Ушинский отмечал: «Голова наполненная бессвязным знанием, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет.»
Презентации позволяют вывести на экран элементы предыдущих занятий использовать их для повторения и объяснения нового материала, а также для отработки профессионально значимых навыков и умений.

Принцип научности:

Требует, чтобы предложенный учебный материал отвечал современным достижениям науки.

Мультимедийную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям и рассматривать как вспомогательное средство, используемое мастером на занятии и требующего его комментарий и дополнений.

Целесообразность применения презентаций на уроках учебной практики обусловлена конкретными обстоятельствами:

  1. Необходимостью демонстрации теоретического материала
  2. Необходимостью проведения блиц-опроса
  3. Необходимостью показа алгоритма выполнения профессиональных приемов
  4. Невозможностью показать объект иным способом
  5. Необходимостью показать образец выполнения задания

Слайды могут содержать задания для фронтальной работы.
Презентация может быть «каркасом урока» облегчая работу мастера.

При создании презентаций для уроков следует учитывать ряд требований:

1. Не следует переносить на слайд текст большого объема. Это затрудняет восприятие представляемой информации. Слайд презентации – прежде всего опора и наглядная иллюстрация к словам выступающего.
2. Лучше всего, если каждый слайд иллюстрирует один факт, одно утверждение.
3. Выбирая цветовую гамму, важно помнить, что цвета текста и фона должны быть контрастными (один и тот же цвет в режиме редактирования и в режиме показа может выглядеть по-разному).
4. Не нужно размещать на слайде рисунки, не относящиеся к теме презентации, а также ани­мации, которые отвлекают внимание аудитории
от основного содержания.
5. При создании презентации следует реализовать единый стиль оформления.
6. Связанные между собой элементы лучше груп­пировать, чтобы они не смещались относительно друг друга.
7. Не следует перегружать слайды анимацией. Особенно нежелательные такие эффекты, как: вылет, вращение, побуквенное появление текста.
8. Переход от слайда к слайду нередко сопровождается видеоэффектами: «жалюзи», «шашки», что нежелательно, поскольку это разбивает слайды на перемежающиеся фрагменты и выглядит раздражающе. То же относится и к звуковому сопровождению смены слайдов.
9. Не рекомендуется использовать автоматический переход от слайда к слайду, т.к во время демонстрации слайдов может быть нарушен заданный временной регламент.
Мультемидийная презентация может быть использована в качестве домашнего задания, выступать как творческая работа. Это позволит повысить интерес к будущей профессии, поможет в формировании компетенций учащихся как общих так и профессиональных.
При создании презентаций можно использовать групповой метод работы. Так при подготовке презентации «Мелирование на косичку» одна группа готовит информацию об истории мелирования, вторая группа – способы мелирования, третья группа – препараты для мелирования.
При подготовке слайдов можно использовать сказочные персонажи, картины знаменитых художников, литературные тексты и др.
Все группы участвуют в представлении и защите презентации. Обучающие сопровождают представления устными комментариями.
При такой организации работы у обучающихся формируется коммуникативная компетенция.
Применение презентаций на различных этапах урока позволяет мастеру расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения, разрабатывать собственные электронные пособия.

Кроме этого применение ИКТ в учебном процессе способствует:

1. Повышению эффективности уроков учебной практики.
2. Осознанности в овладении профессии.
3. Развитию творчества у обучающихся.

План урока учебной практики

«____» _______________201 г.

Урок № 7 УП 03 «Выполнение окрашивания волос»

Вид деятельности: Приемы окраски волос. Мелирование на косичку

Группа: профессия 1001116.01 «Парикмахер»

Предмет: учебная практика УП 03., Профессиональный модуль ПМ 03. «Выполнение окрашивания волос»

Формирование профессиональных компетенций:

ПК.2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
ПК.2.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
ПК.2.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цели и задачи урока:

  • Обучающий компонент: освоение профессиональных компетенций при мелировании волос на косичку.
  • Развивающий компонент: способствовать совершенствованию информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности.
  • Воспитывающий компонент:способствовать освоению компетенций личностного совершенствования.

Методы обучения:

  • Словесный: беседы, объяснение, повторение материала, инструктирование.
  • Наглядный: алгоритм выполнения упражнений, демонстрация готовых образцов, моделей.
  • Практический: решение технологических задач, работа с инструкционно – технологическими картами, выполнение учебно-производственных работ по теме: «Приемы окраски волос. Мелирование на косичку»

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническая база:

  • Оборудование: климазон, сушуар, фен
  • Инструменты: кисточка, расческа,
  • Приспособления: мисочка, весы, зажимы, перчатки.
  • Материалы: краситель первой группы, окислитель, шампунь, бальзам.
  • Парикмахерское белье: полотенце, пеньюар, салфетки.
  • Наглядные пособия: образцы правил разведения красителя, презентация, плакаты
  • Дидактический материал: инструкционно-технологические карты. Технические средства: проектор, ноутбук, экран.

Литература:

  1. Панина Н.И. Парикмахер-универсал: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Панина Н.И. Основы парикмахерского дела: учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Одинокова И.Ю. Технология парикмахерских работ. Учеб. пособие для нач. проф.образования – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  4. Кулешкова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2009

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (5 мин.)

1) Проверить явку учащихся.
2) Проверить внешний вид учащихся, наличие спецодежды (с целью определения соответствия одежды безопасным условиям труда)

II. Вводный инструктаж (45 мин.)

1. Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте! Тема нашего урока: «Мелирование на косичку»
Для Вас не секрет, что мелирование волос очень популярно, и каждый из нас либо видел как оно выглядит, либо даже делал его себе.
При помощи мелирования модно добиться различных эффектов.
Женщины всех веков желали быть блондинками или очень близкой к ней. И даже в то время «придумали различные способы» и методы для эффекта мелирования или блондирования. Например, они надевали шляпы с широкими полями с прорезью на макушке, выправляли волосы на поля шляпы и сидели под солнцем часами, тем самым достигая эффекта выгоревших волос.
В наше время профессионально, соблюдая технологические операции, зная пропорции препаратов, мелирование может сделать только квалифицированный специалист.
Парикмахер не может получить 4 разряд и выполнять мелирование волос без освоения профессиональных компетенций.
Поэтому тема нашего урока сегодня очень важна в освоении будущей профессии «Парикмахер 4-го разряда»

Сегодня мы на уроке научимся:

  • Выполнять мелирование на косичку;
  • Выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
  • Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

– Правильно разводить краситель первой группы;
– Определять максимальное время выдержки для данного типа волос;
– Правильно смывать краситель первой группы с волос.

2. Актуализация опорных знаний

Прежде чем перейти к новой теме, я бы хотела узнать, что же вы знаете о мелировании

Вопросы к учащимся (фронтальный опрос)

– Как Вы думаете, на что (какими методами) можно выполнять мелирование волос? (Фольга, шапочка)
Какие инструменты может использовать парикмахер при мелировании? (Кисточка, фольга, весы)
– Какие средства индивидуальной защиты используют при мелировании волос? (Пеньюар, фартук, перчатки )
Какие вы молодцы! Вы практически все знаете. А сейчас я предлагаю Вам перейти к освоению профессиональных компетенций по мелированию волос.

3. Объяснение нового материала

Мелирование волос – это обесцвечивание или осветление отдельных прядей. Впервые технология мелирования волос появилась в дорогом салоне Парижа, основателем стал один из самых именитых парикмахеров Жак Диссанж и его первой моделью стала актриса Бриджит Бордо.

3.1. Способы мелирования

Мелирование волос можно выполнять несколькими способами.

  • Самый распространенный – это через шапочку. Я думаю этот метод вам всем известен. Выполняется крючком, который вытаскивает тонкие пряди волос через маленькие отверстия в шапочке. Способ идеален для тех, кто желает почти осветлить волосы, при этом не навредить корням волос.
  • Второй известный способ – это на фольгу. Выполняется на полудлинные и длинные волосы. Фольга задерживает тепло. Вызывающее взаимодействие состава с волосами, тем самым реакция осветления проходит быстрее и качественнее. Самое интересное, что только в этом способе существует множество видов набора прядей: «штопка», « пластинами», «треугольниками».
  • Третий способ – мелирование расческой. Выполняется только по верхним прядям волос. Наносится расческой выделяя отдельные пряди. Создается эффект выгоревших волос.

3.2. Красители и окислители

Чем же мы выполняем мелирование волос?
Нам нужны препараты, осветляющие пряди. К ним относятся: осветляющий порошок, который продается в банках и выпускается профессиональными фирмами-производителями «Лонда», «Велла», «Шварцкопф». Как правило он имеет цвет от белого до синего. Но мы не можем наносить порошок как самостоятельный краситель нам нужно развести его с окислителями нужной концентрации, только тогда у нас будет происходить процесс реакции взаимодействия состава с структурой волос, под воздействием чего он начнет осветляться. Но в работе с окислителям существуют свои правила.
Посмотрите пожалуйста на таблицу использования окислителя.
(Обращает внимание на слайд) Так, как наши волосы могут быть различного цвета, то и уровень концентрации окислителя мы берем различный. При светлых волосах – 3%, при средних – 6%, при темных –9% окислителя
Мы с вами рассмотрели стандартные классические способы, но мир не стоит на месте. Люди хотят необычного и в то же время красивого. Поэтому появляются креативные окрашивания волос. И не обязательно, что это будет экстремальная окраска в зеленые и малиновые цвета. Можно выполнить более спокойные и в то же время необычные рисунки на волосах.
К одним из таких как раз и относится способ применения косички для создания эффекта «Леопардовые пятна». При этом идеально смотрится как при создания светлых пятен на темном фоне, так и темных на светлом фоне. Как же нам этого добиться? Этому мы научимся последовательно, соблюдая технологию, время выдержки, правила безопасности.

3.3. Необходимые инструменты и приспособления, применяемые при мелировании на косичку

Давайте рассмотрим инструменты, приспособления, препараты, парикмахерское белье необходимые нам для выполнения мелированния (обращает внимание на слайд). Прежде всего это мисочка для разведения состава, кисточка, фольга, расческа, весы для точности нормы расхода состава и правильного его разведения, пеньюар и перчатки для защиты клиента и парикмахера, зажимы, препараты, а также шампунь, бальзам и полотенце.

3.4. Показ с комментарием технологического процесса выполнения мелирования волос на косичку

В первую очередь, чтобы приступить к работе мы должны покрыть клиента бельем, пеньюаром одноразовым.
На теменной зоне по желанию клиента на какой стороне от пробора, выделяется прядь размером 3 на 3 или 4 на 4 и заплетается косичка, кончик пряди закрепляется резинкой. Затем надеваем перчатки для защиты рук от воздействия состава и разводим состав для мелирования. В мисочку, стоящую на весах насыпаем порошок нужного количества (для одной косички нам хватит 10 грамм). Порошок мы разводим с окислителем 6% в соотношении 1 : 2. Это значит, что мы наливаем в порошок 20 грамм окислителя. Аккуратно перемешиваем между собой ингредиенты до получения пастообразной консистенции. Далее укладываем косичку на фольгу, поддерживая одной рукой фольгу с косичкой, другой наносим состав кисточкой на заплетенную прядь. Состав хорошо распределяем по косичке, после чего закрываем фольгой, обращая внимание на правильное расположение фольги и косички. Определяем время выдержки. Оно может варироваться от 40-60 минут. Постоянно контролируем, то есть мы периодически открываем фольгу и смотрим как происходит процесс реакции.
По истечении времени, когда результат Вас удовлетворил, препарат смывается с косички, используется при этом шампунь и бальзам.
После всех операций косичка высушивается, расплетается и мы получаем конечный результат мелирование на косичку.
Показ трудовых приемов проходит в процессе движения слайдов заплетания косички, нанесения красителя, готового результата.

3.5. Воспроизведение приемов обучающимися

Мастер предлагает обучающимся воспроизвести приемы:

– плетения косичек;
– разведение состава;
– нанесения состава на косичку;

3.6. Ошибки, которые могут возникнуть при мелировании на косичку

1) Полоску фольги плохо складывают или наносят препарат слишком толстым слоем: препарат просачивается из-под фольги, он попадает на остальные волосы или кожу головы.

2) Препарат наносится неравномерно: не достигается равномерное прокрашивание волос.

3) При подготовке окислительных красок для волос не соблюдается инструкция по применению (например: рекомендуемая пропорция смешивания): желаемый результат не будет достигнут.

4) Руки не были защищены: не соблюдаются соответствующие инструкции и нормы.

3.7. Охрана труда при выполнении мелирования на косичку

Обязательно при выполнении любого вида работы с химическими препаратами нужно пользоваться перчатками, защитными кремами, парикмахерским бельем и спецодеждой

4. Закрепление нового материала

С целью закрепления нового материала мастер проводит с обучающимися игру. Вопросы игры находятся на экране.

– Выберите инструменты необходимые для мелирования на косичку.
– Составте последовательность выполнения операций по выполнению мелирования на косичку.
– Составте слова из предложенных букв.

5. Подведение итогов вводного инструктажа

6. Задание на день

– Задание на учебно-тренировочные упражнения.
– Сообщение нормы времени на выполнение операций.
– Сообщение учащимся критерии оценок.

III. Текущий инструктаж (5 час.)

Целевые обходы рабочих мест учащихся

Отработка умений и навыков обучающимися при мелировании на косичку.

Обходы мастера производственного обучения рабочих мест с целью:

Первый обход – проверка организации рабочих мест.
Второй обход – контроль правильности выполнения трудовых приемов. (Особое внимание на слабых обучающихся.)
Третий обход – индивидуальное инструктирование обучающихся. (Если допущены типичные ошибки многими обучающимися, провести групповое текущее инструктирование).
Четвертый обход – проверка соблюдения обучающимися технологического процесса.

IV. Заключительный инструктаж (15 мин.)

1. Подвести итоги урока.
2. Сообщить о достижении целей урока
3. Сообщить оценку работы каждого обучающегося.
4. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы.
5. Проанализировать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся, приемы и способы их устранения.

Задание на дом: составить кроссворд по теме: «Мелирование на косичку»

V. Уборка рабочих мест

Приложение 1

Приложение 2