Урок информатики по теме "СУБД VS Access. Создание базы данных"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели занятия:

Учебная:

  • закрепить знания по теме “Базы данных”,
  • дать основные понятия по методам работы в СУБД MS Access;
  • изучить термины “таблица”, “форма”, “отчет”, “типы данных”;
  • научить работать в режимах “таблица” и “конструктор”

Воспитательная:

  • вызвать интерес к изучению информационных технологий;
  • возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
  • закрепить чувство ответственности и внимательности при выполнении практической работы.

Развивающая:

  • развивать память и логическое мышление;
  • развивать речевую активность путем обогащения и усложнения словарного запаса;
  • развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля.

Межпредметные связи:

  • Обеспечивающие “Математика”, “Информатика”.
  • Обеспечиваемые “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, курсовое и дипломное проектирование.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

А. Наглядные пособия: Презентация урока, Созданная БД “Студенты” в программе MS Access (Приложение 4).

Б. Раздаточный материал. Тестовые задания (Приложение 2), инструкции к практической работе (Приложение 3).

В. Учебные места. Аудитория  № 214.

Г. ТСО: Проектор, интерактивная доска, ПК, программа MS Access.

Д. Литература и интернет-ресурсы:

Основная

  • Информационные технологии в профессиональной деятельности Автор: Михеева Е.В., Академия, М, 2008.
  • Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности Автор: Михеева Е.В., Академия, М, 2005.

Дополнительная:

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

№ элемента Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых учебных вопросов Формы и методы обучения
  Организационный момент.
  • взаимное приветствие;
  • проверка внешнего вида и состояния рабочих мест; организация внимания;
  • проверка отсутствующих.
 
  Постановка задач занятия.
  • повторение предыдущего материала;
  • изучение методов работы с приложением СУБД MS Access;
  • создание базы данных и заполнение таблицы в MS Access;
 
  Проверка домашнего задания.
  • раздать тесты (4 варианта по 8 вопросов);
  • работа у доски
  • фронтальный опрос.
Индивидуальная работа студента, тесты,

устный фронтальный опрос.

  Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Актуальность вопроса при извлечении информации из Базы данных.

- Для чего нужна база данных?

- С помощью чего создают базы данных?

- Какие СУБД вы знаете?

Беседа
  Объяснение новой темы.
  • MS Access – это СУБД (СЛАЙД 1)
  • Начальное стартовое окно (СЛАЙД 2)
  • Создание базы данных (СЛАЙД 3,4)
  • Объекты приложения (СЛАЙД 5)
  • Создание таблицы (СЛАЙД 6,7,8)
Лекция с элементами беседы
  Закрепление материала. Практическая работа.
  • Задание (СЛАЙД 9):
  • Проверка работ (Приложение 4)
  • Повторение (СЛАЙД 10):
Практическая работа.
  Домашнее задание и подведение итогов.

(СЛАЙД 11)

Работа с конспектом. Создать структуру таблицы, которая бы отражала досуг и увлечения студентов.

 
  Подведение итогов занятия.
  • Сообщение оценок.
  • Анализ деятельности студентов на занятии.
 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Дежурный, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует на уроке. Дежурный отвечает.

Спасибо.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым приложением, научимся создавать базы данных и таблицы. А для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом занятии, и проверим, как вы подготовились к уроку.

Четверо ответят на вопросы тестов (раздать тесты 4 варианта по 8 вопросов).

Желающий выйдет к доске нарисовать структуры построения данных, объяснить особенности каждой структуры (выходит к доске, рисует 3 схемы, потом объясняет).

Начать фронтальный опрос:

  • Что такое База данных?
  • Какие примеры баз данных вы можете назвать?
  • Что такое запись и поле таблицы?

База данных — совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области).

Примеры:

  • база данных книжного фонда библиотеки;
  • база данных кадрового состава учреждения;
  • база данных поликлиники;
  • база данных аптеки.

В реляционных базах данных строка таблицы называется записью, а столбец — полем.

Проверка работы у доски

Модель данных строится по принципу взаимосвязанных таблиц - реляционной. Один тип объекта является главным, все нижележащие – подчиненными - иерархической. Любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным - сетевой.

Проверка тестов (в течении урока)

Молодцы! Давайте подумаем:

- Для чего нужна база данных?

- С помощью чего создают базы данных?

- Какие СУБД вы знаете?

Правильно MS Access – это система управления базами данных.

(Слайд 1)

  • Приложение входит в состав пакета прикладных программ MS Office.
  • Чтоб его запустить, необходимо выполнить действия:
  • Пуск —> Все программы —> Microsoft Officea Microsoft Access.

(Слайд 2)

После запуска программы нам открывается стартовое окно, где предлагаются действия, которые необходимо выполнить, приступая к работе: открыть базу, создать базу.

(Слайд 3)

Создать Базу данных можно двумя способами:

  • новую пустую Базу;
  • на основе шаблонов (локальных или используя веб-узел Microsoft).

(Слайд 4)

Для создания новой базы необходимо:

  1. Указать название;
  2. Указать место сохранения (нажав кнопку )

Для создания на основе шаблонов:

  1. Выбрать шаблон
  2. Указать название;
  3. Указать место сохранения (нажав кнопку )

После создания БД вы видите перед собой окно программы, где предлагается создать первый объект.

(Слайд 5)

MS Access работает со следующими объектами:

- таблицами

- формами

- запросами

- отчетами

Кроме того, квалифицированные пользователи могут работать еще с двумя объектами: макросами и модулями.

Макрос – набор специальных макрокоманд (открыть форму, напечатать отчет).

Модуль – это программа, написанная на специальном языке.

Таблица является базовым объектом MS Access. Все остальные объекты являются производными и создаются только на базе ранее подготовленных таблиц.

Таблица – это объект предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.

Форма не является самостоятельным объектом MS Access, она просто помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе.

Запросы и отчеты выполняют самостоятельные функции.

Запрос – объект БД, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц.

Отчет – объект БД предназначенный для печати данных.

Каждый объект MS Access имеет имя. Длина имени не более 64 символов, включая русские буквы и пробел (исключение – точка и некоторые специальные символы).

Сегодня на занятии мы посмотрим такой объект, как Таблица.

(Слайд 6)

Создание таблицы производится двумя способами

  1. В режиме Таблица (сразу открывается при создании БД)
  2. В режиме Конструктор.

Отличия их в том, что в режиме Конструктор, можно моделировать таблицу, настраивая свойства полей, а в режиме Таблица путем ввода данных в поля приложение автоматически задает свойства. Режимы переключаются на соответствующей кнопке, на панели инструментов.

- Что такое Поле?

(отвечают: поле – элемент таблицы, столбец или ячейка)

- Что такое Запись?

(отвечают запись – полный набор данных об определенном объекте, в режиме таблицы это строка.)

(Слайд 7)

Каждое поле имеет свой тип данных.

Типы данных бывают (записать):

  • текстовый - символы
  • поле МЕМО - хранение большого количества текста
  • числовой - числа
  • дата/время – разные форматы даты или времени
  • денежный – денежные единицы
  • счетчик – автоматическая нумерация
  • логический – “да” или “нет”
  • поле объекта OLE - можно хранить данные
  • гиперссылка - ссылки
  • вложение – для добавления одного или нескольких файлов
  • мастер подстановок - это поле в таблице, значение которого загружается из другой таблицы или из списка значений

Для каждого типа данных рассматривается свой набор свойств. При построении таблицы в конструкторе свойства отображаются в нижней части окна.

На экране вы видите примеры свойств полей с определенными типами данных.

(Слайд 8)

При построении таблицы в режиме Конструктор необходимо вводить поочередно название поля, тип данных и свойства этого поля.

Откройте инструкции к практической работе, познакомимся со структурой таблицы “Личные данные”, которую будем создавать. (см. таблицу)

Имя поля Тип данных Свойства (размер поля, формат данных, обязательность заполнения)
№ студ. билета Числовой совпадения не допускаются, обязательное поле,
Фамилия Текстовый размер поля - 30, обязательное поле
Имя Текстовый размер поля - 20, обязательное поле
Отчество Текстовый размер поля - 25, не обязательное поле
Дата рождения Дата/время краткий формат даты,
Страна Текстовый размер поля - 25, не обязательное поле
Область, регион Текстовый размер поля - 25, не обязательное поле
Город Текстовый размер поля - 25, не обязательное поле
Улица Текстовый размер поля - 25, не обязательное поле
Дом Числовой целое, формат поля - Основное
Корпус Текстовый размер поля - 2, не обязательное поле
Квартира Числовой целое, формат поля - Основное
Телефон Текстовый размер поля 15

- Какие типы данных мы с вами видим? (отвечают: числовой, текстовый, дата/время)

- Какие особенности свойств есть у типа “числовой”, “текстовый”, “дата/время”? (отвечают: размер поля, формат и др.)

Прошу обратить ваше внимание на поля, где указано, что они должны быть обязательными.

- Как вы думаете, что это значит? (отвечают)

Правильно, это означает, что при заполнении таблицы данные в этих поля обязательно должны быть внесены.

Сейчас мы приступим к выполнению работы на компьютере.
При выполнении работы не забывайте, что свойства полей находятся в нижней части экрана.

(Слайд 9)

Запишите задание себе в тетрадь.

  • создать БД “Студенты”.
  • в режиме Конструктор создать таблицу “Личные данные”.
  • в режиме Таблица заполнить таблицу произвольными данными (5 записей)

Если нет вопросов по выполнению задания, можете приступать, если возникнут вопросы по ходу выполнения, поднимайте руку, я к вам подойду.

Время выполнения практической работы 20-25 минут.

Тем, кто выполнил работу раньше, предложить дополнить таблицу данными.

Все закончили? Давайте проверим!

Проверка работ осуществляется самими студентами (меняются рядами).

Я открываю свою БД “Студенты” (Приложение4), таблицу “Личные данные”.

- Откроем в режиме Конструктор нашу таблицу. Установим курсор в поле “Фамилия” и проверим, все ли свойства вы указали?

Каждое поле проверить!

Отлично, с практической работой все справились!

А теперь вспомним, что нового мы узнали сегодня:

(Слайд 10)

- В какой СУБД мы работали? (MS Access)

- Какие объекты есть в этой программе? (Таблица, Форма, Отчеты, Другие)

- Какие типы данных мы теперь знаем? (Текстовый, числовой, дата/время, денежный, счетчик и т.д.)

- В каких режимах можно создавать и работать с таблицей? (Конструктор и Таблица)

Молодцы, вы очень внимательно слушали на уроке!

(Слайд 11)

А теперь запишите домашнее задание:

Работа с конспектом. Создать структуру таблицы, которая бы отражала досуг и увлечения студентов.

При выполнении домашней работы будьте внимательны при выборе типа данных для каждого поля.

Вы славно потрудились. Практическую работу выполнили верно. Новый материал усвоили. На следующий урок проверим насколько прочно.

Сообщение оценок.

Выключайте компьютеры.

Спасибо за урок.

До свидания!