Урок информатики по теме "Состав и действия объекта". 1-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Научить определять действия объекта.
  • Познакомить с понятием “действие объекта”.
  • Учить называть действия объекта, отвечая на вопрос “что делает?”.
  • Учить определять действия объекта через его составные части.
  • Учить определять действия объекта по предметам (инструментам), которыми он может действовать.
  • Познакомить с понятием “конструирование”.
  • Учить составлять объекты из готовых деталей (конструировать).
  • Развитие мышления, внимания, воображения.
  • Воспитание собранности, дисциплинированности, желания оказать помощь.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ФОРМА УРОКА: игровая – урок-путешествие.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютеры;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • иллюстрации для оформления доски (Приложение2);
  • раздаточный материал с заданиями урока для учащихся (Приложение3);
  • раздаточный материал для выполнения домашнего задания (Приложение5);
  • рабочая тетрадь “Информатика в играх и задачах” Горячев А.В.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • программно-методический комплекс “Мир информатики 1-2 классы” компании “Кирилл и Мефодий” программа “Конструирование”;
  • программное обеспечение интерактивной доски “Средства SMART Board. Программа Notebook”;
  • презентации, выполненные в приложении PowerPoint и в программе Notebook;
  • демонстрационные ролики “Ракета. Начало урока”, “Физминутка”, “Ракета. Конец урока”, выполненные в приложении PowerPoint (Презентация 2, Презентация 3, Презентация 4).

Примечание

  1. Одна презентация (Приложение 1), выполнена в программе Notebook, которая позволяет использовать возможности интерактивной доски, описанные в заданиях (перемещение экранных объектов и т.д.).
  2. Вторая презентация выполнена в приложении PowerPoint (Папка “Презентация”: Презентация 1), здесь перемещение объектов (части робота) реализовано средствами анимации, а в остальных заданиях устанавливать соответствие можно с помощью средства “рукописные заметки” приложения PowerPoint.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности рабочего места учащегося.

2. Воспроизведение знаний по ранее изученному материалу. Проверка домашнего задания. (3 мин.)

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, чем отличаются объекты друг от друга. Дома вам нужно было выполнить задание №14, найти, вычеркнуть лишнее и объяснить по какому признаку вы определили, что предмет лишний. (Проверка задания) (Слайд 2-нумерация слайдов указана для презентации, выполненной в приложении PowerPoint)

Так чем же отличаются объекты друг от друга? (Цвет, форма, размер, состав, количество элементов, вкус, материал – на доске вырисовывается схема (Приложение 2) или Слайд 3).

Вывод: объекты отличаются друг от друга по цвету, форме, размеру, составу, количеству элементов, вкусу, материалу.

3. Постановка задач урока. (1 мин.)

А ещё объекты отличаются друг от друга действиями. Карандаш – рисует, летучая мышь – летит, крокодил – шагает, медведь – катается на коньках. (Слайд 4) Рисует, летит, шагает, катается – это действия этих объектов. (Слово “действие” крепится на схеме вместо “?”). Вот сегодня на уроке мы будем учиться определять действия объектов, и для этого я приглашаю вас совершить космическое путешествие. Представьте, что мы космонавты и находимся на космическом корабле. (Слайд 5) В корабле нужно соблюдать порядок и дисциплину, чтобы не нарушить работу приборов корабля, а ещё нужно слушать внимательно командира корабля, чётко и точно выполнять его команды. Командиром корабля я назначаю себя, а вы моя команда. Готовы к полёту? На старт, внимание – 5-4-3-2-1- Пуск (Ролик “Ракета. Начало урока”, Презентация 2).

4. Объяснение нового материала. (6 мин.)

Наш полет проходит хорошо, все приборы работают отлично, по курсу корабля неизвестная планета, давайте совершим на ней посадку. Посмотрите в иллюминатор (Слайд 6), кажется, нас заметили и встречают жители этой планеты. Интересно они не опасны? Давайте внимательно их рассмотрим – из каких частей состоят эти существа, и на каких известных нам животных они похожи? Как вы думаете, что эти существа умеют делать, если судить по их составным частям? (Слайд 7)

Смотрят, поливают, прыгают, переносят – это действия этого объекта. Слова, обозначающие действия объекта обычно отвечают на вопрос “Что делает?”. (Вопрос крепится на схеме, ниже слова “действие”). “Что делает?” – смотрит, поливает, переносит и т.д. (Слайд 8)

А как вы догадались, что эти существа умеют делать?

Задание 1: проведите стрелки от слов, обозначающих действия объекта к частям, которые помогли нам определить эти действия. Ученики выполняют задание у доски, используя возможности интерактивной доски, рисуют стрелки-линии от слов к частям существа, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение3).

Вывод: по составным частям объекта можно догадаться, что делает объект. Слова, обозначающие действия предмета отвечают на вопрос “Что делает?”

Ну, раз эти существа не опасны, давайте выйдем из корабля. (Слайд 9)

Ребята, жители этой планеты и, правда встречали нас, они приняли наш корабль за возвратившихся путешественников, которые были здесь до нас и оставили им подарки. Вот один из подарков они и потеряли. Это был Робот – вот его фотография. (Слайд 10) Только она и осталась, а сам Робот пропал, и нас просят помочь его найти. Поможем?

Давайте подумаем, куда Робот мог отправиться. Рассмотрите его внимательно, как вы думаете, что он умеет делать, может это поможет нам догадаться, куда он отправился. На какой вопрос отвечают слова обозначающие действия? Называйте этот вопрос и отвечайте на него.

Как вы догадались, что он умеет делать?

Вывод: по предметам и инструментам, которыми может пользоваться объект можно узнать какие действия он выполняет.

5. Закрепление и анализ усвоения нового материала. (26 мин.)

Робот кормит цыплят, ухаживает за животными, как вы думаете, куда он мог отправиться?

Давайте и мы отправимся на ферму. (Слайд 11) Вот смотрите, фермер ухаживает за животными, сейчас мы его спросим, не помогает ли ему наш Робот. Нет, ребята, фермер говорит, что не видел он Робота, но он очень просит нас ему помочь. Путешественники, которые были здесь до нас, оставили фермеру подарок, вот это удивительное животное. (Слайд 12) Фермер не знает, что это за животное и что оно умеет делать. Поможем? Какой вопрос мы будем себе задавать, чтобы ответить, что делает это существо? Что оно делает? Как догадались?

Задание 2: установите соответствие между частями объекта и его действиями (Слайд 13). Ученики выполняют задание у доски, используя возможности интерактивной доски, перетаскивают объекты-части существа в нужные овалы со словами-действиями или проводят линии, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение3).

Вывод: по составным частям объекта можно догадаться, что делает объект.

Не нашли мы Робота зато помогли фермеру. Посмотрите, как у него интересно на ферме, сколько животных, скажите, что они делают. (Слайд 14) И давайте, вместе с ними выполним эти действия (физминутка). (Ролик “Физминутка”, Презентация 3)

Отдохнули? Давайте дальше искать Робота. (Слайд 10) Робот поливает цветы, ухаживает за растениями, как вы думаете, куда он мог отправиться?

Давайте и мы отправимся в сад. Чем это занят садовник? (Слайд 15) Посмотрите путешественники и ему оставили подарок, да только он не знает какой, потому что, чтобы открыть ящик с подарком нужно выполнить задание: назвать действия растения. Давайте поможем ему. (Слайд 16) На какой вопрос отвечают слова обозначающие действия? Задавайте этот вопрос и отвечайте на него (на слайде открывается первый вопрос, закрытый шторкой интерактивной доски).

Задание 3: назвать действия растения, отвечая на вопрос “что делает?”.

Описывая предмет, можно называть не только действия самого предмета, но и действия, которые можно совершать с этим предметом (на слайде открывается второй вопрос, закрытый шторкой интерактивной доски).

Задание 4: назовите действия, которые можно совершать с растением.

Вывод: описывая предмет, можно называть не только действия самого предмета, но и действия, которые можно совершать с этим предметом.

Посмотрите, ящик открылся, что же в нём? (Слайд 17) Назовите множество. Как вы думаете, что теперь сможет делать садовник? Как догадались?

Задание 5: установите соответствие между инструментами, которыми умеет пользоваться объект, и его действиями (Слайд 18). Ученики выполняют задание у доски, используя возможности интерактивной доски, перетаскивают объекты-инструменты в нужные овалы со словами-действиями или проводят линии, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение 3)..

Вывод: по предметам и инструментам, которыми может пользоваться объект можно узнать какие действия он выполняет.

Ну, вот помогли мы и садовнику, а Робота не нашли. Давайте, отправимся на поиски дальше. (Слайд 10)

У Робота в руках палитра с красками, я думаю, он отправился в мастерскую художника, пойдёмте и мы туда. (Слайд 19)

Откройте тетрадь на странице 45, №28. Посмотрите вот беда – у художника заказчик не принимает его картины, потому что он всё напутал. (Слайд 20)

Задание 6: назовите героев сказок и скажите, что они делают и что должны делать. Перечеркните неправильные картинки. Ученики выполняют задание у доски, используя возможности интерактивной доски, перечёркивают неправильные картинки, остальные дети выполняют задание в рабочей тетради.

Ну, вот художник не горюй, бери кисточку и всё исправляй. (Слайд 21) А мы видим, Робота у тебя нет, пойдем искать его дальше. (Слайд 10)

Осталось поискать его в мастерской механика. (Слайд 22) Вот же он! Что это он делает? Решил Робот друга себе собрать. Из чего он его собирает? Давайте ему поможем.

Задание 8: собери робота по образцу из готовых деталей. Ученики выполняют задание у доски, используя возможности интерактивной доски, перетаскивая объекты-детали, собирают модель робота. (Слайд 23)

Вывод: сборка объектов из готовых деталей называется конструированием (на слайде открывается слово “Конструирование”, закрытое шторкой интерактивной доски).

Вы в своей жизни уже встречались с конструированием, это и создание моделей из деталей конструктора, аппликация из листьев и бумаги, мозаика, поделки из бумажных и деревянных деталей. (Слайд 23)

Вот и сегодня при помощи компьютера мы тоже будем конструировать, создавать объекты из геометрических фигур. Сначала по образцу (показать, ссылка на скриншоты программы (Презентация 4) на слайде 24, на уроке заменить на ссылку на саму программу).

А потом нам нужно самим придумать и сконструировать объект, я предлагаю создать ещё одного друга Роботу, но можно придумать и сконструировать объект по своему желанию. Хотя нам и даны определённые детали, но при создании из них объектов нужно применить фантазию, придумать, как расположить детали, как их повернуть.

Задание на компьютере: сконструировать объекты сначала по образцу, потом придумать и сконструировать свой объект (работа с программой “Компьютерное конструирование” из программно-методического комплекса “Мир информатики 1-2 классы” компании “Кирилл и Мефодий”).

Приложение 4

6. Задание на дом. (1 мин.)

В тетради задание №26 раскрасить предметы как указано в задании в соответствии с действиями предмета. (Слайд 25)

Из геометрических фигур сконструировать картинку на выставку “Юный конструктор” (ссылка на фигуры (Приложение 5) на слайде 26).

7. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Посмотреть работы детей. Отметить оригинальность.

  1. Чем отличаются объекты друг от друга?
  2. Что сегодня мы учились определять у объекта?
  3. На какой вопрос обычно отвечают слова, обозначающие действия объекта?
  4. Как можно догадаться какие действия может выполнять объект?
  5. Какое действие мы выполняли при помощи компьютера?
  6. Что такое конструирование? (Слайд 27)

Вот и закончилось наше путешествие, вовремя которого

Вывод: мы научились определять действия объектов. Узнали, что слова, обозначающие действия объекта отвечают на вопрос “Что делает?”, что о действиях объекта можно догадаться по составным частям объекта и по предметам (инструментам), которыми он может действовать.

Помогли жителям этой планеты (Слайд 28), создали Роботу друзей, теперь ему не будет скучно, и он не будет убегать. Пора нам отправляться обратно на Землю. (Слайд 29) На старт, внимание – 5-4-3-2-1- Пуск. (Ролик “Ракета. Конец урока”, Презентация 4)

Приложение 6