Урок окружающего мира по теме "Родители и дети". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: систематизировать и расширить знания учащихся о родителях и детях животного мира и человека.

Дидактическая задача: организовать совместную (групповую), самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового материала.

Задачи урока:

  • Предметные:
    • формирование у учащихся новых понятий о вынашивании матерью ребёнка, о выкармливании его молоком, об обучении потомства;
    • знакомство с правами ребёнка, формирование положительного отношения к правам других.
  • Метапредметные:
    • познавательные:
      • способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
      • развитие умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
      • овладение приёмами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию;
      • развитие словарного запаса учащихся.
    • регулятивные:
      • развитие зрительного восприятия;
      • продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся.
    • коммуникативные:
      • создать условия для развития умения работать в группах, обсуждая результаты наблюдений;
      • способствовать воспитанию коммуникативной культуры.
    • личностные:
      • воспитание любви и уважительного отношения к родным и близким;
      • воспитание культуры общения «учитель – ученик – ученик»;
      • воспитание толерантности, интереса к предмету.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Методы, приемы и технологии для решения поставленных задач:

  • технология критического мышление через чтение и письмо;
  • технология продуктивного чтения;
  • технология оценивания учебных успехов.

Организационная структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Стадия 1. Вызов. Подготовка к изучению нового.
  4. Сообщение темы и цели урока.
  5. Стадия 2. Осмысление. Изучение нового.
  6. Стадия 3. Рефлексия – Размышления.
  7. Физкультминутка.
  8. Права ребенка.
  9. Это интересно!
  10. Итог урока.

Оборудование для урока:

  • Презентация;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • карточки для групповой работы;
  • учебник.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

– Подарите улыбку друг другу. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания

– Вначале урока проведем викторину «Система органов» (Приложение 1).  Допишите выражения:

(Слайд 2)

  • Скелет, мышцы …
  • Пищевод, желудок, печень, кишки …
  • Носовая полость, трахея, лёгкие …
  • Почки, мочеточники, мочевой пузырь …
  • Сердце, сосуды …
  • Головной мозг, спинной мозг, нервы …

– Какие органы из системы органов выпали с поля нашего зрения? (Органы чувств.) (Слайд 3)
– Обобщим знания об органах чувств. Перед вами значки глаза (орган зрения), уха (орган слуха), носа(орган обоняния), языка (орган вкуса) и руки(орган осязания). У вас на столах лежат карточки со словами. Расположите их с соответствующими органами чувств. (Красный, солёный, громкий, мама, тухлый, мальчик, папа, твёрдый, девочка)
– С какими словами у вас возникли затруднения? (Папа, мама, мальчик, девочка.)

3. Совместное «открытие знаний»

– На какие группы можно разделить эти слова? (Папа, мама; мальчик, девочка.)
– Как назвать одним словом папу и маму, мальчика и девочку? (Родители, дети.)
– Тема нашего урока… (слайд 4)
– Каждому из вас я приготовила листок. В таблице вы запишите, что знаете по этой теме, что хотели бы узнать. Третью графу пока не заполняйте. Её вы заполните в конце урока.

Что я знаю по данной теме

Что хочу знать по данной теме

Что узнал по данной теме

     
     
     

– Листки отложите на край стола.
– Хочу предложить вам немного отдохнуть и поиграть в лото. Здесь пять конвертов. В конвертах лото. Нужно собрать рассыпанные части в одно целое.
– Что получилось? (Из разрезанных частей картинок собраны рыба, пресмыкающееся, птица, зверь.)
– В чём различие размножения рыб, пресмыкающихся, птиц и зверей? (Слайд 5) (Большинство рыб и земноводные мечут в воду икру (исключение – живородящие рыбы, например гуппи), и затем из икринок появляются мальки и головастики; пресмыкающиеся и птицы откладывают яйца, но птицы, в отличие от пресмыкающихся, заботятся о своем потомстве; звери рождают живых детенышей (исключение – утконос и ехидна, которые откладывают яйца)
– Сколько детёнышей должно родиться у рыб, пресмыкающихся, птиц и зверей, чтобы они выжили и дали в дальнейшем потомство? (Слайды 6, 7, 8, 9, 10)
(Чтобы сохранить потомство, у рыб рождается миллионы икринок, из которых появляются мальки. Много мальков погибает. Пресмыкающиеся откладывают яйца. Из них вылупляются детёныши, но многие из них тоже погибают, потому что родители о них не заботятся. Птицы откладывают яйца. Вылупившихся птенцов опекают, кормят, учат летать. У зверей появляется один или два детёныша. О них тоже заботятся, кормят, учат выживать в природе, находить корм).

– А как  появляются на свет детеныш человека? (Слайд 11)

Согласны ли вы с утверждениями:

1. Прежде чем родиться, ребенок 9 месяцев растет и развивается в организме матери.
2. Ребенок в теле матери окружен специальной жидкостью, предохраняющей его от сотрясений и ударов.
3. Тело женщины приспособлено к длительной дополнительной нагрузке во время вынашивания ребенка.
4. Целый год новорожденный малыш сосет материнское молоко, содержащее все питательные вещества в таком виде, что они легко всасываются в кровь.
5. В течение многих лет малыш нуждается в заботе родителей.

– Прочитайте текст учебника на стр. 52-53 и проверите свои предположения.

4. Физкультминутка (Слайд 12)

5. Выборочно-индивидуальная работа

– Что же объединяет родителей и детей,  всех членов семьи? Для этого я некоторым (у кого на стуле звездочка) предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

(Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.)

6. Самостоятельная работа в группах

– У каждого человека есть права. Существует документ международного значения — «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены права, принадлежащие каждому человеку. (Слайд 13)
Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. 
Они отличаются от прав взрослых. Разработали большой документ о правах детей. Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». (Слайд 14)
Конвенция  — это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. (Слайд 15)
– Посмотрите, какие права есть у детей. 

Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 7

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения  имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.  (Слайд  16)

Статья 9

Право ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. (Слайд 17)

Статья 24

Право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. (Слайд 18)

Статья 28

Государства-участники признают право ребенка на образование. (Слайд 19)

Статья 23

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.  (Слайд 20)
В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. (Слайд  21)
Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.  (Слайд 22)

(Учащиеся отвечают)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. (Слайд 23)

Статья 30 

Ребёнку  не может быть отказано пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Дети читают стихи и определяют номер статьи по Конвенции.

1. Только ты на свет родился, 
Право первое твое: 
Получи, чтоб им гордиться 
Имя личное свое. Статья 7 (Слайд 16)

2. Очень трудно самому, 
жить на свете одному. 
Правом с Мамой жить и с Папой 
Пользуйтесь везде ребята. Статья 9 (Слайд 17)

3. Если жар, все тело ломит 
И совсем не до игры, 
То позвать врача на помощь 
Тоже право детворы. Статья 24 (Слайд 18)

4. Чтоб с наукой подружиться , 
С книжкой в маленькой руке 
Правом пользуюсь учиться 
На родимом языке. Статья 30

5. Подросла, взяла я книжки 
И пошла я в первый класс. 
В школу ходят все детишки – 
Это право есть у нас. Статья 28 (Слайд 19)

6. Будь ты слабым или сильным , 
Белым, черным все равно 
Ты родился быть счастливым 
Это право всем дано. Статья 23 (Слайд 20)

– Ребята, важно знать свои права, чтобы вырасти хорошими людьми. (Слайд 24)

7. Интересные факты из книги рекордов Гиннеса

– Семья Светланы Ивановны и Павла Евгеньевича Лестьевых – самая большая и дружная в Туле. В ней 13 человек – папа, мама и 11 родных детей! (Слайд 25)
– Самая многодетная украинская семья живет в Черновицкой области в селе Острица. У Леоноры и Яноша Намени 20 детей. Они воспитывают 10 сыновей и 10 дочек. (Слайд 26)
– Семья ШИШКИНЫХ, «самая многодетная» семья России, в которой 20 собственных детей (11 дочек и 9 сыновей) – этот рекорд занесен в Книгу рекордов ГИННЕСА. (Слайд 27)
– Кстати, знаете, что самой многодетной матерью в России являлась – женщина, имени которой не сохранилось, и у которой было 69 детей! Она жила в 18 веке, и попала в Книгу рекордов Гиннеса. Это простая крестьянка, которая в результате 27 родов смогла принести миру такое количество детей. У нее ни разу не было одного ребенка, рожала она по двое, трое и несколько раз по четверо детей за одни роды. (Слайд 28)

8. Рефлексия

– Настало время заполнить третью графу таблицы: что узнал о родителях и детях. (Слайд 29)
– За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?

Звучит стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

9. Итог урока

– Закончить урок хочу словами Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Слайд 30)
– Будьте счастливы и любите своих родителей.