Урок информатики по теме "Деловая графика. Графические возможности табличного процессора". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Место урока в системе уроков: Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере [1], урок 7 (9 класс (базовый уровень))

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить технологии выбора типа диаграммы и создания диаграмм в табличном процессоре MS Excel 2010.

Задачи урока:

обучающие

  • ввести понятие “деловая графика”;
  • знакомить с основными типами сравнения количественных данных;
  • знакомить с основными типами диаграмм;
  • учить сопоставлять типы диаграмм и типы сравнения количественных данных;
  • знакомить с алгоритмом создания диаграмм в MS Excel;
  • знакомить с основными элементами диаграммы и с возможностями их редактирования в MS Excel;

развивающие

  • развивать познавательную активность и интерес к предмету;
  • обучение приемам запоминания: смысловая нагрузка материала, выделение опорных пунктов, составление плана;
  • развивать умение анализировать диаграммы, делать выводы;
  • развивать алгоритмическое мышление;
  • развивать умение применять теоритические знания на практике;

воспитательные

  • воспитывать информационную культуру;
  • воспитывать объективное отношение к результатам работы – критичность, способность адекватно оценивать ситуацию;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

предметные

учащиеся должны знать

  • что такое “деловая графика”;
  • основные типы сравнения количественных данных (покомпонентное, позиционное, временное, частотное, корреляционное);
  • основные типы диаграмм (график, гистограмма, линейчатая, точечная, круговая)
  • элементы диаграммы Excel (заголовок, оси, легенда, ряды данных, область построения, область диаграммы)

учащиеся должны уметь

  • выбирать тип диаграммы для сравнения количественных данных по схеме:
  • идея —> сравнение —> диаграмма;
  • создавать и редактировать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора MS Excel;

метапредметные

регулятивные УУД

  • выбор путей достижения целей;
  • оценка результатов собственной деятельности;

познавательные УУД

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные УУД

  • работа в группе, умение согласовывать свои действия;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Базовые понятия: деловая графика, диаграмма, типы сравнения числовых данных, типы диаграмм, элементы диаграмм.

Оборудование:

  • компьютеры учеников;
  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
  • презентация к уроку (Презентация);
  • тест созданный в MyTestX (Приложение 1), тест для печати (Приложение 2);
  • опорный конспект “Модель будущих знаний” (для учеников – Приложение 3, для самооценки в конце урока – Приложение 4)

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS Windows 7
  • Пакет офисных программ MS Office 2010
  • Система программ для создания и проведения компьютерного тестирования MyTestX версия 10.2.0.3

Структура урока:

  1. Организационный этап (1 мин).
  2. Актуализация знаний (5 мин).
  3. Постановка цели и задач урока (5 мин).
  4. Разработка алгоритма выбора типа диаграммы (15 мин).
  5. Физкультминутка (2 мин).
  6. Подготовка к практической работе (3 мин).
  7. Практическая работа (10 мин).
  8. Итог урока. Рефлексия (4 мин).

Ход урока

I Организационный этап

В начале урока учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку.

II Актуализация знаний

Повторение понятий:

  • объекты электронной таблицы (диапазон ячеек, строка, столбец, книга);
  • относительная и абсолютная адресация;
  • формула;
  • статистические функции Excel (МАКС, МИН, СРЗНАЧ).

Организация компьютерного и/или письменного тестирования (Приложение 1, Приложение 2).

III Постановка цели и задач урока

Вводится понятие “деловая графика”, учитель говорит о том, что табличный процессор Excel является не только инструментом для обработки числовых данных, но и для их визуализации. (Презентация, слайд 2)

Учитель:

“Вам приходилось не только видеть диаграммы в учебниках, СМИ и интернете, но и создавать их самим при подготовке презентаций проектов и исследовательских работ. Можете ли вы сейчас привести примеры диаграмм?”

Учитель предлагает двум или трем ученикам пройти к доске и схематично нарисовать по одной диаграмме и на словах пояснить свою идею. Путем голосования выясняется чей пример был лучшим.

На экран выводится таблица значений функции f(x)=x2 (Презентация, слайд3)

Учитель:

“Прежде чем наглядно представить числовые данные в Excel, необходимо организовать их в виде таблицы. Вы уже создавали таблицы значений функций с помощью электронной таблицы на предыдущих уроках информатики, и, конечно же, создавали их на уроках других предметов. Как можно представить данные в этой таблице графически?”

Ученики отвечают, говорят о том, что таким графическим представлением является график функции.

На экран выводится график квадратичной функции и круговая диаграмма (Презентация, слайд3)

Учитель:

“Сформулируйте, почему круговая диаграмма не является удачной в данном случае?”

Учитель подводит учеников к мысли о том, что на круговой диаграмме мы не видим зависимости между значениями аргумента и функции.

Учитель:

“Следовательно, прежде чем строить диаграмму необходимо определить, будет ли она адекватно представлять данные в таблице”.

Учитель:

“Сегодня на уроке мы отвечаем на вопросы:

  1. Как выбрать тип диаграммы?
  2. Сможем ли мы разработать алгоритм выбора типа диаграммы?
  3. Как создать и редактировать диаграмму в Excel?
  4. Какие дополнительные знания и умения для этого нужны?”

Ученикам выдается печатный материал, содержащий “Модель будущих знаний” (Приложение 3).

Учитель обращает внимание учеников на то, что “Модель будущих знаний” явно недоработана и предлагает дополнить ее недостающей информацией в течение урока.

IV Разработка алгоритма выбора типа диаграммы

На экран выводятся схематичные изображения основных типов диаграмм (Презентация, слайд 4)

Учитель:

“По личному опыту вы знаете, что существует великое множество разнообразных диаграмм. На уроке будут рассматриваться пять типов диаграмм, которые являются основными.

Основные типы диаграмм: круговая, гистограмма, линейчатая, график, точечная”

На экран выводятся варианты основных типов диаграмм реализованные в MS Excel (Презентация, слайд5)

Учитель:

“MS Excel предоставляет большой выбор вариантов пяти основных видов диаграмм”

Далее рассматривается каждый вид диаграмм (Презентация, слайды 6 – 10) по плану:

  • тип сравнения числовых данных;
  • ключевые слова в формулировке идеи диаграммы;
  • примеры.

Для каждого из примеров учитель предлагает ученикам ответить на вопрос “Какая информация представлена на диаграмме?” и сформулировать свою мысль, используя ключевые слова на слайде или их синонимы.

Например:

Круговая диаграмма (Презентация, слайд 6, пример 1)

Тип сравнения: покомпонентное – процент от целого.

Ключевые слова: “доля”, “проценты от целого”, “составило Х%”

Возможные формулировки учащихся:

  • “Вода составляет примерно две третьих от поверхности Земли”
  • “Суша составляет 29 % от поверхности Земли”

При изучении точечной диаграммы (Презентация, слайд 10) учитель говорит ученикам о том, что корреляционные зависимости они будут изучать позже и предлагает им вспомнить пример рассмотренный вначале урока (Презентация, слайд3), где точечная диаграмма использовалась для построения графика квадратичной функции.

После изучения основных типов диаграмм на экран выводится схема алгоритма выбора типа диаграммы (Презентация, слайд 11).

Учитель предлагает ученикам проверить свои записи на листе “Модель будущих знаний” (Приложение 3) и при необходимости исправить их или дополнить.

Учитель предлагает одному из учеников прокомментировать схему алгоритма, изображенную на слайде.

V Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся разделиться на группы по 3-4 человека и показать фигуры, символизирующие типы диаграмм (группы получают типы диаграмм, например, способом жеребьевки). Группы по очереди показывают тип диаграммы, остальным ученикам предлагается его назвать. Побеждает группа, показавшая самую узнаваемую фигуру.

VI Подготовка к практической работе

Учитель демонстрирует основные элементы диаграммы (Презентация, слайд 12) и набор средств Работа с диаграммами Excel (Презентация, слайд13). Комментирует слайды. Отвечает на вопросы учеников.

Ученики работают с листом “Модель будущих знаний” (Приложение 3).

VII Практическая работа

Во время выполнения практической работы (Презентация, слайды 14 – 25) ученики получают представление о том, как создавать диаграмму в MS Excel и редактировать каждый из перечисленных ранее элементов диаграммы.

Работа проводится фронтально и/или самостоятельно, в индивидуальном для каждого ученика темпе.

В конце практической работы ученики получают домашнее задание [2] (Презентация, слайд 26)

VIII Итог урока. Рефлексия

Образец заполненного листа “Модель будущих знаний” (Приложение 4) проецируется на экран. Ученики сравнивают свою работу с образцом, осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Учитель проверяет выполнение практической работы.

Оценка за урок выставляется по совокупности трех оценок: оценка за тест в начале урока, оценка за практическую работу и оценка за заполнение листа “Модель будущих знаний”.

Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шеставкова Л. В. – 2-е изд. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2009. – 341 с.: ил.
  2. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе [электронный ресурс] / Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И.Г. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf