Урок русского языка по теме "Для чего Незнайка пришел в школу? Или Н и НН в разных частях речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: обобщающий комбинированный урок в 7 классе.

Задача урока: Проверка навыка выбора Н и НН в разных частях речи.

  • Учащиеся должны знать:
    • алгоритм выбора Н и НН;
    • правила правописания Н и НН в разных частях речи.
  • Учащиеся должны научиться:
    • отличать полные и краткие формы, полные прилагательные и полные причастия, наречия, существительные, краткие прилагательные, краткие причастия, краткие отглагольные прилагательные;
    • правильно выделять части слова;
    • аргументированно объяснять правильность своего вывода, опираясь на различия морфологических признаков сопоставляемых слов.
  • Учащиеся должны повторить: пунктуацию при причастном и деепричастном обороте, в сложном предложении.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Формулировка темы урока. Слайд 2

Цель: знакомство с задачей урока, критериями полного усвоения темы.

На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шелком, была поставле(7)а китайская ваза.

Появляется Незнайка:  Привет! Я Незнайка.  А что это вы тут делаете?  Что у вас написано на доске? Почему вместо букв цифры?

Высвечивается правильный ответ: 1, 4, 6.

Незнайка: Почему? Объясните.

Слайды 3-9. Объяснение выбора Н и НН.
Слайд 10. – Ничего не пойму! Как отличить причастие от прилагательного? Что такое полное причастие, что такое краткое?

– Что же мы сегодня будем объяснять Незнайке?

Цели и задачи.
– Какова цель урока?
– Как это можно достичь?

Ученики отвечают:
– Нужно определить, на месте каких цифр пишется НН( или Н).
Выполняют устно задание.
Объясняют выбор.

Ученики объясняют.

Ученики отвечают: Когда в словах пишется Н, а когда НН.
Ученики отвечают: Научиться определять, когда в словах пишется Н, а когда НН.
Можно повторить алгоритм применения правила «Н и НН в словах» и сделать упражнения на применение этого алгоритма.

2 этап. Отработка навыка выбора орфограммы

Цель: Научиться правильному выбору  Н и НН в словах.

1. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах».

Слайд 11. «Как определить часть речи».
Слайд 12. Незнайка: Теперь понятно!

2. Задание:  Определите части речи.

Серебряные часы, балованный ребенок, бешено мчаться, комфортабельная гостиница.
Девочка послушна и воспитанна. Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Сибиряки обычно всегда сдержанны. Собрание прошло организованно. Сюжеты некоторых произведений сложны и запутанны.

Незнайка:  Когда же пишется Н, а когда НН?

3. Воспроизведем алгоритм выбора н и нн в словах

Слайд 13. «Н и НН в полных прилагательных».

4. Слайд 14. Задание:  Распределите в левый столбик слова с Н, в правый с НН. 

Незнайка: Тяп-ляп  –  и готово!

Тума...ая мгла, багр...ый закат, стари...ое оружие, ветр...ая подруга, бесчисле...ое множество, лебед...ая песня, сви...ая тушенка, песч...ый берег, каме...ый дом, моното...ые звуки, оловя...ые солдатики, осе...яя погода, маши...ое отделение, дров...ой склад, ветр...ая мельница, безветре...ая погода, ю...ый друг, недюжи...ые способности, аукцио...ые правила, двусторо...ий договор, вое...ая прокуратура, пламенный привет.

5. Слайд 15. Самопроверка. На слайде эталон.

Н

багрЯНый закат
ветрЕНая подруга
лебедИНая песня
свиНая тушенка
песчАНый берег
дровЯНой склад
ветрЯНая мельница
юНый друг

НН

тумаННая мгла
стариННое оружие
бесчислеННое множество
камеННый дом
монотоННые звуки
оловяННые солдатики
осеННяя погода
машиННое отделение
безветреННая погода
недюжиННые способности
аукциоННые правила
воеННая прокуратура
пламеННый привет

6. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах»

Слайд16. «Н и НН в причастиях».

7. Слайд 17. Задание: Запишите предложения, расставьте знаки, объясните выбор Н и НН в словах.  

Незнайка:  Ого! Ещё и знаки!!!  Тут тяп-ляп не обойдёшься…

Этот стари…ый район перестрое…ый в середине девятнадцатого века представлял собой величестве…ое сооружение своды которого опиравшиеся на столбы кова..ого железа покрывали территорию более десяти гектаров. Под бараба…ые аккорды изноше..ого пианино дети танцевали а родители смотрели и хлопали сидя на длинных скамейках которые были установле..ы вдоль стен.

Незнайка:  Уф-ф! Сделал!!!

Слайд 18. Проверка.

8. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах»

Слайд 19. «Н и НН в кратких формах»

9. Слайд 20.Составьте предложения со словами: воспитанна – воспитана, рассеянна – рассеяна.

Незнайка: Хорошо, что не писать. А наговорить можно что угодно?

10. Повторение алгоритма выбора «Н и НН в словах».

Слайд 21. «Н и НН в наречиях и существительных».

11. Слайд 22. Задание: Последнее задание. Объяснить выбор Н и НН в наречиях и существительных.

Незнайка:  Ну ладно!

Бессо..ица, имени…ица, совреме..ик, довере…ость. Отвечал рассея…о, толкнул нечая…о, кричал отчая…о, вел себя раскова…о, принялся за работу рья…о.

Незнайка:  Это про меня. Похоже, что это мне придется сейчас приняться за работу рьяно.

Слайд 23. Ответы.

 

 

 

1. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема.

2. Ученики, используя алгоритм, определяют части речи.

 

 

 

3. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема.

4. Ученики записывают в тетради слова в два столбика, выделяя суффиксы.

 

5. Ученики проверяют по слайду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема.

 

7. Ученики пишут в тетрадь предложения, обозначают орфограмму, расставляют знаки, подчеркивают синтаксические конструкции.

 

 

 

8. Отвечают, поэтапно высвечиваются правильные буквы и знаки.

9. Ученики проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема.
Устно составляют предложения.

10. Проговаривают алгоритм, на слайдах поэтапно высвечивается правильная схема

 

 

11. Устно объясняют выбор Н и НН

3. Тест. Слайд 24 .

Цель: диагностика усвоения. 

1. В каком слове пишется одна Н?

      а) общепризнан...ое мнение
      б) сушен...ые в печи грибы
      в) стилизован...ый интерьер
      г) морожен...ая рыба

2. В каком слове пишется НН?

      а) ранен...ый боец
      б) кожан...ое кресло
      в) юн...ый возраст
      г) воспитан...ый человек

3. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

      а) Работа выполнен...а безупречно.
      б) Задача решен...а правильно.
      в) Девушка хорошо воспитан...а родителями.
      г) Учительница строга и сдержан...а.

4. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

      а) Участки застроен...ы.
      б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
      в) Во двор въехала гружен...ая машина.
      г) Поля засеян...ы пшеницей.

5. В каком ряду есть «третье лишнее»?

      а) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки
      б) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а
      в) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок
      г) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость.
Ответы: 1.г 2.г 3.г 4.б 5.г

Выполняют тест.

Проверяют ответы по слайду.

4. Рефлексия. Слайд 25

Цель: провести рефлексию и выбор домашнего задания.

1. Чему же научился Незнайка и вы, ребята?
2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».
5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке:

«2» – Проработаю алгоритм еще раз еще раз (Схема у учащихся. Составлена после изучения темы «Н и НН в наречиях»).
«3» – Выполню упражнения 579, 580, 581 учебника М.М.Разумовской.
«4» – Выберу диктант для выходного контроля по теме.
«5» – Напишу мини-сочинение, употребив Н и НН в разных частях речи.

Дают оценку своей деятельности, ставят в тетради оценку, выбирают домашнее задание.
5. Пред звонком. Слайд 26.

Незнайка: Все!!! Я устал. Больше ничего делать не буду. Переме-е-на-а-а!

 

Использованная литература.

1. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
2. Схемы «Н и НН в словах» Егуповой А.Г.