Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (987 кБ)


Тип урока. Урок развития умений.

Цели для учителя: создание условий для повторения правил употребления в словах разделительных ъ и ь знаков.

Задачи для учителя:

  • способствовать развитию умений сравнивать, анализировать;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
  • создать комфортную, доброжелательную обстановку на уроке.

Цель  как деятельность учеников: развитие умений распознавать слова с ъ и ь знаками, находить орфограммы-буквы разделительный  ь и ъ знак, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы-буквы разделительного  ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами.

Задачи для ученика:  

  • уметь писать слова с разделительными знаками через повторение признаков их употребления;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в парах сменного состава, оценку и самооценку деятельности;
  • закрепить полученные учащимися знания о разделительных Ъ и Ь знаках. Закрепить умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь знаков;
  • повторить ранее изученные орфограммы;
  • развивать умение группировать, выделять подгруппы по определенным свойствам;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, (презентацию можно показывать на интерактивной доске) набор настроения (солнышко и тучка) у каждого ученика,  карточки-проверялки,   тексты,  таблицы для заполнения.

Комментарии к презентации

После коллективного составления плана урока, учащиеся сами выбирают с какого пункта работать. Учитель направляет учащихся. Можно данную презентацию частично использовать на других уроках по теме.

ХОД УРОКА

1. Рефлексия настроения

– Я пришла сегодня на урок вот с таким настроением  (слайд № 2). А у вас какое настроение? Как прошла перемена? Положите перед собой (ребята выкладывают на парту солнышко или тучку,  или прячут солнышко за тучку)

2. Обсуждение темы урока

– У меня слайде (№ 3) затранскрибировано два слова. Озвучьте их.

[пал’от]
[пал’йот]

– Одинаково звучат слова?
– Из-за чего слова прозвучали по-разному?
– Давайте сделаем буквенную запись слов. Как на письме отразить эту разницу в произношении? Как во втором слове надо [л’] отделить от [й’]? (Записывают слова полёт и польёт.)
– Какую роль выполнил ь? (Разделительную.)
– Когда пишем разделительный ь?
– Для этой же цели служит и ещё один знак. Какой? (ъ)
– На слайде предложение: К об...ду я всю окрестность об...еду.
– Запишите предложение, вставив пропущенные буквы.
– В каком из выделенных слов согласный при произношении не сливается с гласным?
– Какой знак вставили?
– Когда пишем разделительный ъ?
– Почему важно знать, когда надо писать разделительные ь и ъ знаки?
– Как вы думаете, что будем сегодня закреплять на уроке? Какая тема урока?
– Тема урока “Правописание разделительных ъ и ь знаков”  (Слайд №4)
– Выделите в слове “правописание” корень. (Прав, пис)
– Соответственно, какая ваша цель на уроке?

3. Планирование деятельности

– Как необходимо организовать работу, чтобы достичь желаемого результата?

(Выслушиваются варианты учащихся.  Повторить правило, потренироваться, а потом выполнять самостоятельно.  Выводится план работы)

Слайд № 5

4. Актуализация знаний

– В таком порядке мы и будем сегодня работать.
– Озвучьте правило правописания разделительного ъ. Приведите примеры. (По гиперссылки проверяются знания  правила)
– Какие слова иностранного происхождения с ъ вы знаете?
– Озвучьте правило правописания разделительного ь. Приведите примеры. (По гиперссылки проверяются знания  правила)
– Какие слова иностранного происхождения с ь вы знаете?
– На какую часть слова вы будете обращать внимание при написании слов с ь и ъ знаками?
– Достаточно ли теперь ваших знаний, чтобы работать самостоятельно?

5. Тренировочное упражнение (слайд № 8)

– Тогда выполним мгновенную поверку. (У учащихся имеются квадраты из 25 ячеек. Учитель диктует слова, а дети записывают в клеточке только знак ъ или ь)

Приложение 2

– Диктую: подъезд, съедобный, варенье, обезьяна, хлопья, вьюга, подъём, листья, счастье, печенье, бельё, взъерошенный, объём, въезд, семья, серьёзно, объявление, копьё, инъекция, ружьё, воробьи, съемка , съезд, предъюбилейный,  ручьи.

– Закрасьте только те клеточки, в которых написан ъ. Давайте проверим. При правильном написании должно получиться:

6. Физкультминутка

7. Работа по учебнику (Слайд № 9)

Стр. 137, упр. 169

  • Прочитайте задание.
  • Какие слова отвечают на вопрос  что?
  •  Какие слова отвечают на вопросы  что сделал? что сделаю?
  • I  вариант выписывает слова отвечающие на вопрос  что?   I I  вариант выписывает слова отвечающие на вопрос  что? 
  • Взаимопроверка.

8.  Сказка «Два братца»  (Слайды 10-12, переход по гиперссылкам. Приложение 1)

(Сказку может прочитать учитель или инсценировать, подготовленные  ученики)

9. Работа в парах (Слайд 13)

1) Положите перед собой листочки.

2) Прочитайте.

Текст на карточках (Приложение 2)

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.
Учитель:О чем говорится в предложениях? Можно их назвать текстом? Почему? Докажите.
Дети:В предложениях говорится о борьбе зимы с весной. Эти предложения связаны между собой по смыслу, объединены одной темой, поэтому их можно назвать текстом. На какие группы можно разделить орфограммы?

Орфограммы
Приставки Безударные гласные Ъ знак Ь знак Парны согласные

3) Заполните таблицу.

4) Проверка.

10.  Итог урока

– Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
– Приведите примеры слов с названными орфограммами в корне между приставкой и корнем.
– Какую цель вы поставили перед собой в начале урока?
– Как думаете, достигли вы этой цели?

11. Рефлексия результативности урока

– Оцените свою работу на уроке. Какой высоты вы достигли сегодня на уроке? Нарисуйте себя на вершине горы, если у вас всё получилось. Ниже, если есть ещё затруднения.
– Поскольку вы достигли цели нашего урока, то настроение у меня осталось такое же,  как и в самом начале урока  (Слайд  14)

12. Д/з по выбору