Урок информатики по теме "Описание предметов". 2-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Научить описывать и определять предметы через их признаки.
  • Научить сравнивать предметы по их признакам.
  • Научить обобщать и классифицировать предметы по какому-либо признаку.

Предварительная подготовка:

1. Принести любые, легко описываемые по признакам предметы или картинки с их изображением, например: кусочек сахара, плитку шоколада, деревянную линейку, однотонную ученическую тетрадь и т.п.
2. Принести любые картинки для сравнения по парам, например: монета и пуговица, одинаковые по размеру два цветных карандаша, два мяча и т.п.

ХОД УРОКА

– Ребята, сегодня к нам на урок пришел Незнайка. Все мы знаем, что этот веселый коротышка хвастливый, но очень сообразительный. И он  хочет научиться описывать предметы.
– Мы должны помочь Незнайке! Но для этого нам следует вспомнить – какие признаки мы изучили на прошлом уроке?
– Дети перечисляют по очереди признаки (свойства): цвет, форма, материал, размер, вес, вкус.
– Итак, что же значит описать предмет?!

Описать предмет – это значит объяснить, какой это предмет, перечислить как можно больше его признаков, т.е. подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: «Какой это предмет?» (Слайд 3)

Задание «Опиши предмет» (Слайд 4)

– Давайте попробуем описать некоторые предметы, т.е. перечислить их признаки.

Учитель показывает детям различные карточки с предметами: сахар, шоколад, карандаш, тетрадь, монету, школьную доску…
Ученики должны перечислить как можно больше признаков этого предмета.

Например, шоколад – коричневый, сладкий, прямоугольный, твердый, съедобный.

– А теперь выполним аналогичное задание №9 в тетради.

Задание №9. (Слайд 5)

– Ребята, перед нами Буратино, друг Незнайки. Он  очень хотел бы, чтобы мы помогли ему справиться с заданием – описать предметы: воздушный шарик и холодильник.
Ученики описывают (устно) каждый предмет. (Воздушный шарик – круглый, синий, легкий, резиновый; Холодильник – прямоугольный, белый, тяжелый, металлический).

– Сейчас немного отдохнем и поиграем. Для игры нам потребуются ваши ладошки.

Игра «Бывает – не бывает» (физпауза) (Слайд 6)

 – Я сейчас буду называть предметы с их признаками, а вы будете сидеть тихо, если эти признаки бывают у предмета, и хлопать в ладоши, если их не бывает (можно воспользоваться карточками). А на экране в этом нам поможет волшебная палочка.

Например: сладкий лимон (хлопки), зеленое солнце (хлопки), черный виноград (бывает), белый котенок (бывает), деревянная ложка (бывает), добрый синий крокодил (хлопки)…

– Снова обратимся к тетради.

Задание №10. (Слайды 7, 8)

– Незнайка выполнил задание, но сомневается в правильности своих ответов. Давайте проверим!

Ученики должны раскрасить все флажки красным цветом, а затем изменять только требуемые признаки. Например, требуется изменить только цвет флажка, значит, дети должны нарисовать такой же флажок, но любого другого цвета, в следующем случае изменяют только форму флажка и т.д.

(Для учеников, которые работают быстрее, можно предложить выполнить задания под звездочкой и оценить 2-3 работы)

– Молодец, Незнайка! Справился с заданием, все выполнил верно!

Задание «Сравни предметы» (Слайд 9)

– Ребята, Буратино нашел карточки и хочет проверить, сможем ли мы назвать общие и различающие признаки  пары предметов.
Учитель показывает детям пары предметов (картинки с предметами) и просит назвать общие признаки, а затем найти  различающие их признаки. Например:

Монета и пуговица (одинаковы  по цвету и форме, но различны по размеру и материалу)

Два мяча (одинаковы по форме и  материалу, но различны по размеру и цвету)

Две тетради (одинаковые по форме, размеру и материалу, но различные по цвету)

Красный воздушный шарик и помидор (одинаковые по цвету, но разные по размеру, форме и материалу) и т.д.

– Вернемся к тетради.

Задание №11. (Слайд 10)

– Это задание аналогичное тому, что задал Буратино. Начнем сравнивать предметы с  общих признаков, а затем найдем различающие их признаки.

Пример:  Табуретки схожи всем, кроме формы, карандаши – всем, кроме размера, машины различаются только по цвету, следующие два предмета отличаются названием (зеркало и часы), вазы различаются размером и формой, а лопаты – размером, формой, цветом и, может быть материалом.

– Ребята, я думаю, Незнайка понял, что значит описать предмет. И теперь он хочет поиграть с нами в игру – наоборот. Незнайка будет перечислять признаки, а мы должны отгадать предмет. Все предметы спрятаны в волшебной шляпе.

Игра «Угадай предмет» (Слайд 11)

Максимально подробно описывается какой-либо предмет (только признаками), а ученики отгадывают его.

Например:

– фрукт: желтый, овальный, кислый (ЛИМОН);
– зверь: лесной, маленький, серый, колючий (ЁЖ);
– рыба: морская, большая, хищная, серая, зубастая, злая (АКУЛА);

– Ребята, Незнайка очень любит рисовать, но у него не всегда получается. Он хочет, чтобы мы нарисовали для него …(Работа в тетради)

Задание №12. (Слайд 12)

а) большой, круглый, желтый овощ (ТЫКВА);
б) маленький, круглый, серый, металлический предмет (МОНЕТА).

Задание №13. (Слайд 13)

– А еще Незнайка любит играть в разные игры. Но сейчас он потерял игрушку и просит нас найти ее: это красный, круглый, большой предмет (МЯЧ).

Задание «Выбери общее название и убери со стола лишние предметы» (Слайд 14)

Фрукты: яблоко, груша, абрикос.
Съедобные предметы: яблоко, мороженое, груша, абрикос, вишня.
Круглые предметы: яблоко, мяч.
Желтые предметы: абрикос, яблоко, груша.

– Мы знаем, что Незнайка большой шалун. Все пуговицы он собрал вместе. А по какому признаку теперь их разделить, совсем запутался.  Давайте поможем ему разделить пуговицы и выясним, сколько групп у нас получилось. (Работа в тетради)

Задание №14. (Слайд 15)

– Сначала разделим пуговицы по одному признаку – по цвету, а затем по другому – по форме.

Ученики должны разделить одной линией пуговицы по цвету – желтые и зеленые, другой – по форме – овальные и круглые.

– Итак, у нас получились 4 группы: зеленые круглые, зеленые овальные, желтые круглые, желтые овальные. (Ученик должны самостоятельно сделать такой вывод).

Задание №15. (Слайд 16)

– Данное задание напоминает «…убери со стола лишние предметы». Поиграем с Незнайкой?
Нужно вычеркнуть лишний предмет и объяснить причину, т.е. назвать признак, который делает предмет лишним в данной группе:

1) Овальный шар, как единственный среди остальных круглых предметов;
2) Большой шар, т.к. он больше остальных предметов по размеру;
3) Синий шар, как единственный среди остальных желтых предметов;
4) Мяч, т.к. все остальные предметы – шары.

– Ребята, в следующих заданиях Незнайка предлагает нам дорисовать предметы. Я думаю, мы справимся и с этими заданиями.

Задание №16. (Слайд 17)

Дети должны определить закономерность расположения фигур и нарисовать следующую фигуру, сохранив эту закономерность. Определяем сначала форму следующей фигуры (круг), затем – цвет (зеленый).

Задание №17. (Слайд 18)

Из нижнего ряда предметов ученики должны выбрать предмет, который по какому-либо признаку может быть включен в верхнюю группу предметов. При этом следует проверить каждый предмет.

Ответы:  красная чашка подходит только по цвету, монета – только по форме, а пуговица – и по цвету и по форме.

Итог урока:

– Итак, сегодня на уроке вместе с Незнайкой мы научились описывать и определять предметы через их признаки, сравнивать предметы по их признакам.

Домашнее задание: (Слайд 19)

№18.

Вспомним игру «Бывает – не бывает». В данном задании нужно на рисунке найти ошибки художника, т.е. то, чего «не бывает».  

Карточки с заданиями (Слайды 21-26)

В конце урока учащимся раздаются карточки с заданиями в виде тестов на два варианта. Проверяется степень усвоения нового материала.

1 вариант: (Слайды 21-23)

2 вариант: (Слайды 24-26)

Литература:

  1. Методические рекомендации для учителя, 2 класс, А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
  2. Информатика в играх и задачах, 2 класс, часть 2. А.В.Горячев, К.И.Горина, Н.И.Суворова.
  3. Информатика тесты, 2 класс, О.Н.Крылова.
  4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов  http://school-collection.edu.ru/