Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 3 класс (Коррекционно-развивающего образования 7 вида), УМК «Школа России».

Цель урока: осмысление и запоминание знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ

  • а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.
  • б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
  • в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

  • учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;
  • учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.

Оборудование:

  1. конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
  2. карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»;
  3. карточки с текстами;
  4. презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
  5. учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;
  6. листы бумаги, маркеры.

Ход урока

Этапы урока Примечание
1. Оргмомент.
Учитель:
Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, с помощью разноцветных кружков, разделитесь на три группы. Посмотрите на товарищей своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря. Назовите свою команду.
(дети сидят в группах по 6 человек)
2. Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов».
2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.
Учитель:
Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. После просмотра фильма, поделитесь своими чувствами.
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей всё это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода.
Иву над рекой,…
Учитель: С каким настроением вы смотрели первую часть фильма? Почему вы ощутили радость?
(Свежесть утра, запах луговых цветов, услышали шум прибоя…)
Учитель: Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? (На картинках грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной воде…)
Учитель:
− Произошло нарушение экологии.

2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». Учитель
: − Что такое экология?(ответы детей , если затрудняются куда нужно обратиться?)
Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. (На доске выстраивается схема) Учитель: −Что является окружающей средой для человека?(выслушиваются ответы детей, если затрудняетесь.)
Учитель: Эти термины вы хорошо знаете. Мы их внесем в графу таблицы учета знаний – ЗНАЮ. Еще раз, вы знаете что такое (дети: экология и окружающая среда)
Учитель: - Что же является миром рукотворным и нерукотворным. Ребята, на общем столе лежат картинки. Одна команда выбирает объекты рукотворного мира и крепит их на доску, вторая команда выбирает объекты живого мира, а третья неживого.
Представители команд выходят к доске и крепят объекты.
Учитель : с помощью сигнальных карточек оцените работу групп. (Выставляем оценку за первое задание в общую таблицу)
Переход по щелчку на слайд 3
Учитель:
Окружающая среда это глубокие моря и океаны, высокие горы, просторы лугов, густые леса.− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Уже сам человек нуждается в защите!
− На последних уроках мы работали по теме- безопасность. О какой безопасности будет идти речь сегодня? (Дети : Экологическая безопасность)
Учитель: Сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

Слайд 2
На слайде 2 по щелчку перейти к просмотру ролика
DSC06810













Переход на слайд 3 (по щелчку)
3. Стадия «Осмысление».
Учитель:
Ребята, что же вы узнаете на этом уроке?
(Дети: Что такое Экологическая безопасность, правила экологической безопасности)
Учитель: Заносим термины в таблицу учета знаний в раздел: Хочу знать.
Учитель: Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?
(Выслушиваем ответы детей)
Учитель: Где можно об этом прочитать?
(Дети читают определение из учебника с. 30)
3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей».
Учитель: −
Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с текстами, прочитайте и обсудите в группах, как человек загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды существует?
(дети в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух)
Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды:

Карточка 1.
В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.
Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.
Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.

Карточка 2.

С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того, поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека, городскими и промышленными сточными водами.

Карточка 3.
Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов

(Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)
Физминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.
Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится!

3.2. Введение понятия «цепь загрязнения».

Учитель: Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. От завода, фабрики или работы машин загрязняется неживая природа- воздух, вода, почва, что влияет на живые организмы и на людей в том числе. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.
Учитель: Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)
Карточки для моделирования цепи загрязнения:
Перевозка нефти танкером;
Разлив нефти
Нефтяная пленка
Зараженная нефтепродуктами рыба
Промысловая добыча
Попадание рыбы в пищу человеку
Заболевание органов пищеварения

3.3. Поиск решений проблемы.
Учитель: Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения исчезла?
(Каждая группа предлагает свои пути решения)
(Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

3.4. Индивидуализация поиска решения.
Учитель: Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?
(Выслушиваем ответы детей)
Учитель: Что вы делаете для решения этой проблемы?

3.5. Работа по учебнику.
Учитель:
На все ли вопросы вы ответили?
(Дети мы не знаем правил экологической безопасности)
Учитель: Где можно найти ответ на этот вопрос? (в учебнике)
Работаем по учебнику. Каждая команда работает со своим текстом и составляет правила Экологической безопасности.
(Дети работают в группах по учебнику. Представитель от команды знакомит всех с правилами. Правила каждой команды наклеиваются в книжку- раскладушку)
(Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

 







Слайд 4
Учитель щелчком по фото 1
Открывает вопрос «Почему существует проблема ЭБ?»

























Переход на слайд 6 по управляющей кнопке «?»




Проверка по слайду 6, затем по управляющей кнопке «Домик» переход на слайд 4.
Щелкнуть по фото 2







Слайд 4. Щелкнуть по фото 3




Щелкнуть по фото 4

4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия».
4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».
Учитель:
Что нового вы узнали на уроке? Отмечаем в таблице «Узнал».
Урок подходит к концу. Подведем итоги.
Вы решили поставленную задачу и узнали, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности. Все команды работали на уроке активно и получали только хорошие баллы. Значит вы справились с поставленной задачей хорошо.
Кто-то испытывал трудности? (Ответы детей)
Учитель Все группы работали успешно. Наибольшее количество баллов набрала... команда.
Вы закончили изучать тему: «Наша безопасность» и на следующем уроке мы выступим перед учениками первых классов и подарим им книжку-раскладушку.
Слайд 7