Повышение профессиональной компетентности учителей технологии посредством создания тьюторского клуба

Разделы: Технология


1 Аннотация проекта.
В условиях стремительной модернизации образования учитель оказался основным участником  экспериментов, проводимых в системе образования, ее главным ресурсом. Чтобы  на качественно новом уровне решать поставленные задачи, учителю необходимо осваивать новые компетенции, выходить на новый уровень  профессионально-личностного развития. Для этого необходимо создать условия для появления у педагогов  внутренней установки на собственное развитие. Управлять процессом развития всегда сложно. Данный проект предусматривает создание системы тьюторской поддержки педагогов, направленной на развитие их индивидуального стиля педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической, технологической культуры учителя. В ходе реализации данного проекта предполагается проведение мониторинга личностно-профессионального развития педагогов школы, создание программ профессионального саморазвития, овладение  тьюторской технологией и  внедрением ее в образовательный процесс. Реализация инновационного проекта выводит учителя на новый уровень развития,  самоактуализации, позволит быть успешным в профессиональной деятельности

2 Теоретическое обоснование разработки проекта.
  Тьютор в переводе с английского «tutor» означает домашний учитель, репетитор, наставник, опекун. Согласно И.Д Проскуровской, исследовавшей историю тьюторской  системы, впервые тьюторство возникло в виде наставничества в Британских университетах - Оксфорде (XII век), Кембридже (XIII век). Сегодня тьютор является центральной фигурой, официально признанной частью английской университетской системы. В нашей стране тьюторство представлено, прежде всего в дистанционном обучении как преподавание-консультирование, и в школе как сопровождение индивидуальных образовательных программ учеников. В широком смысле, тьютор определяется Т.М. Ковалевой как тот, кто сопровождает процесс освоения  деятельности. В определении Н.Рыбалкиной тьютор-позиция  взрослого, который помогает учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию В нашем понимании тьютор - это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации, в которых  актуализируется самоопределение, самоосуществление, самореализация человека в профессии. Так же он помогает  разрабатывать индивидуальные образовательные программы, обеспечивая педагогам  профессиональные пробы, создавая им места для профессионального позиционирования. Так, для осуществления изменения педагогами собственной деятельности тьютор организует вхождение их в такие виды деятельности, как в проектную, исследовательскую, в программно-организованную, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, искать пути их решения. Для становления новых норм в деятельности педагогов, тьютор помогает им анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания педагогами своих достижений, осознания своих затруднений и корректировки действий.

2 Актуальность:
Позиция тьютора в системе профессионального образования возникла в последние годы вполне закономерно:
с одной стороны  она обусловлена теми изменениями, которые происходят в образовании и связаны с изменениями в педагогической деятельности, со становлением  новых норм в образовательных учреждениях;
с другой - индивидуализацией образования, которая предполагает создание реальных условий для выхода каждого субъекта «в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траектории»;
с третьей – построением педагогами собственного профессионального образования, которое осуществляется ими по индивидуальным образовательным программам.
В связи с этим возникла новая позиция  в методической работе – позиция тьютора,  деятельность которого направлена на создание реальных условий для выхода каждого субъекта в процесс образования как в процесс управления своей собственной образовательной траекторией.

3 Анализ исходной ситуации.
Анализируя состояние методической работы в городе по повышению профессионализма учителей технологии, было выявлено, что система профессионального образования в городе  медленно перестраивается. Педагогическое сообщество учителей технологии города Перми разнообразно по своему уровню профессионального развития.  Часть учителей активно осваивают новые технологии обучения, реализуют исследовательские проекты, достигают хороших результатов обучения.  Другие имеют негативную  установку к педагогическому творчеству и  сегодня не готовы к преобразованиям в собственной педагогической деятельности. Третьим требуется поддержка профессиональных инициатив в процессе повышения квалификации. Поэтому возникла необходимость   создать в городе  Клуб тьюторов. Деятельность клуба будет организована через изучение новой технологии тьюторского сопровождения не только  учителями технологии, но и всеми желающими из городского методического сообщества. В плане работы Клуба планируется проведение индивидуальных и групповых консультаций, образовательных событий и путешествий, семинаров, круглых столов.  Деятельность Клуба будет организована по специальной программе. Освоение технологии тьторского сопровождения, ее эффективное использование может стать решением  одной из задач профессионального совершенствования педагогов, их творческого развития.

Цель проекта: создание условий для творческого саморазвития учителей технологии,  их профессионального  роста.

Задачи:
1.Создать Клуб тьюторов для учителей технологии города Перми и членов краевой ассоциации «Навигатор профессионалов»
2. Создать систему тьюторского сопровождения педагогов.  
3. разработать индивидуальные образовательные программы саморазвития педагогов           

Гипотеза:
Благодаря деятельности клуба – повысится уровень профессионализма педагогов, что поможет им решить проблемы, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования. Программа саморазвития каждого педагога будет направлена на коррекцию «западающих» у него профессионально-ключевых компетенций и повышение их творческого потенциала.

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

Планируемый результат

Критерии оценки

1 Организация работы Клуба

1 Программа работы Клуба
2 Выполнение программы

2 Изучение и апробирование технологии тьюторского сопровождения

1 Создание системы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов
2 Свободное владение учителем педагогической техникой

3 Создание банка диагностических материалов по профессиональному развитию педагогов

1Наличие анкет, тестов  по изучению профессионального и личностного развития педагогов.

4 Проектирование программ профессионального творческого развития педагогов

1 Реализация программ саморазвития педагогов
2 Рост педагогического мастерства
(динамика участия в профессиональных конкурсах, исследовательских проектах, конференциях, повышение качества знаний, готовность к инновациям)

5 Организация мониторинга личностно-профессионального развития педагогов

1 Рост личностного, педагогического мастерства учителей.

6 Трансляция опыта по апробированию технологии тьюторского сопровождения

Семинар  для руководителей МО и учителей города по апробированию технологии

7 Создание базы тьюторских технологий

 

     
Этапы реализации проекта: 2013-2015 учебный год

Название этапа

Задачи

Мероприятия

Результаты

Участники

1 Подготовительный

1 Обсудить и скоординировать действия по реализации проекта с участниками

Совещание с участниками
проекта

План работы

Участники проекта

 

2 Сформировать банк диагностических материалов  для изучения  профессионально личностного развития педагогов

Формирование «карты возможностей» педагогов, определение потребностей и осознание необходимости изменения своей прежней деятельности

Результаты мониторинга

Учителя
Зам по УВР
Психолог

 

Организовать работу Клуба

Разработать положение о Клубе тьюторов

Программа работы Клуба

Руководитель проекта, учителя

Деятельностный

Создать систему тьюторского сопровождения

1Консультирование  учителей по  итогам диагностики
2 Выбор форм тьюторской поддержки
3 Определение построения этапов новой деятельности.

План осуществления  тьюторской поддержки

 Руководитель проекта, зам  по УВР, учителя

 

Разработать программу профессионального саморазвития педагогов

 Семинар « Как разработать программу профессионально-личностного развития»

Программа
Профессионально-личностного развития

Руководитель проекта, психолог, учителя

 

Создать условия для изучения и реализации технологии тьюторского сопровождения

Семинар «  Технология тьюторского сопровождения»

Программа постояноно действующего семинара

Руководитель проекта

Аналитичес
кий

Проанализировать выполнение целей и задач проекта

Анализ проведенных работ
2 Анализ руководителем и учителем нового опыта
3 Проектирование дальнейших действий

 Аналитическая справка
Презентация и творческий отчет по реализации проекта

Руководитель проекта

Мониторинг результативности проекта.
1.  Рост профессионального мастерства педагогов. Диагностика профессионального и личностного роста.
3. Динамика участия и динамика результативности педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях, проектах
4. Динамика участия и динамика результативности школьников в конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах.
5. Реализация программ профессионального саморазвития.

Перспективы развития
Создание нормативно-правовой базы тьютора-руководителя  городского методического объединения  учителей технологии.

Трансляция опыта.
Проведение  творческих отчетов по реализации проекта для педагогического сообщества города и края.

Литература
1 Валькова О.Ю Организация научно-методической поддержки инновационно- творческой деятельности учителя муниципальной методической службой. Геленджик ,2007г
1 Дайжест «Тьюторствов системе образования» Составлен по материалам Всероссийской тьюторской конференции 1993-2000г
2 Железцова Г.А Сопровождение: теория и практика Красноярск ,2004г
3 Ковалева Т.М  Тьюторское сопровождение как определенный тип поддержки управленческой команды в сфере образования.Москва,2003г
3 Костина Н.А Организация поддержки профессионального развития педагогов.Красноярск,2004
4 Тьюторство ,профессия которой нет Управление школой ,2004г № 42
5 Тьюторство как новая профессия в образовании Томск,2002г