Система творческих заданий по изучению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


1 урок. Работая над жанровым своеобразием повести, выполняем следующие задания:
1. Повесть -  произведение малого эпического жанра, повествующее об одном событии из жизни героя.
Рассказ - один из эпических жанров со сложной системой образов, с  разнообразными сюжетными линиями, повествующий о целой жизни героя
или героев.
Роман - произведение средней эпической формы, повествующее о судьбе героя.
Задание:восстановить соответствие между понятием и определением.

2. Произведения Н В Гоголя

«Ревизор»
«Заколдованное место»
«Тарас Бульба»
«Ночь перед Рождеством»

рассказ
повесть
комедия

Задание: найдите соответствие между жанром и названием произведения.

З. Литературный аукцион. Перечислите имена героев повести.
Побеждает тот, кто последним назовет имя героя произведения.

4. Эвристическая беседа, в ходе которой формулируется определение повести «Тарас Бульба» - героическая.
- вспомните, о чем рассказывал Н. В. Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? Для чего?
- а о чем повесть «Тарас Бульба? О каком времени идет речь в повести? (героическом, времени борьбы запорожцев за свою независимость)
- какие главные качества запорожцев вы можете отметить?( смелость храбрость, бесстрашие). Вы согласны, что автор изображает их настоящими героями?
- если время вповести изображено героическое, и действуют в ней настоящие герои, значит, какое определение мы можем подобрать к самой повести? (героическая).

4. индивидуальное опережающее задание: подготовить художественныйрассказ, историческую справку о Запорожской Сечи

Д. З.поисково-познавательная задача: из 3-4 главы повести выбрать материал по теме «Быт и нравы Запорожской Сечи».

2 урок.

  • Художественный рассказ о Запорожской Сечи.
  • Групповая поисково-познавательная работа.

Класс делится на две группы. Первая группа работает над составлением
логографа«Быт Запорожской Сечи»; вторая - над составлением логографа «Нравы Запорожской Сечи».
Итог: рассказ пологографу по теме урока.(см. Приложение 1).

Д. 3. Как автор расширяет наше представление о жизни запорожцев? (Найтив повести материал, углубляющий наше представлениео том, какжили запорожцы).
3-4 уроки.
Работа над образом Тараса Бульбы строится так же, как и на предыдущем уроке, но уже в трех группах. Ребята находят материал раскрывающий содержание следующих положений:

  • Тарас – человек;
  • Тарас – отец;
  • Тарас – куренной атаман.

Составляется общий логограф «Образ Тараса Бульбы в повести» (Приложение 2).
При изучении повести вводится понятие «художественная деталь»,
Помогающая создать образ героя. Поэтому, работая над образом Тараса Бульбы, можно применить прием словесного рисования и описатьинтерьер Тарасовой  светлицы, чтобы показать, как детали интерьера (огромныйстол;  на стенах - «сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья», а дорогие кувшины, кубки и чарки - по углам) характеризуют ее хозяина (задание первой группе)
Раскрывая тему «Тарас -- отец», особое внимание обратить на эпизоды «Тарас убивает Андрия» И «Тарас на казни Остапа». Можно приготовитьхудожественный пересказ этих эпизодов, а чтобы усилить эмоциональное восприятие, использовать эпизоды из одноименного фильма (2009 г. ) (задания второй группе)
Переходя к третьей теме выполняем следующее задание. На доске подполосками бумаги скрыты афоризмы: «Терпи козак - атаман будешь», «Нет уз святее товарищества», «Нет силы сильнее веры».
Открываем по одному слову; чем раньше дети назовут афоризм, тем
лучше.
Вопросы: кому принадлежат эти слова? Как они помогают понять характер героя?
Раскрывая третью тему,  нельзя обойтись без эпизодов «Речь о товариществе» и «Смерть  Тараса». Также можно привлечь эпизоды из фильма и художественный пересказ этих эпизодов.
Завершая работу надобразом главного героя повести, задаю обобщающий вопросвсемуклассу: «Нельзя представить Тараса без его любимой люльки с табаком. Как эта предметная деталь объединяет в единыйобраз понятия: Тарас - человек, Тарас - отец, Тарас – куренной атаман?»
Д. З.    Пользуясь получившимся логографом, составить план характеристики Тараса Бульбы и приготовить устный рассказ об этом герое.

5 урок в центре внимания этого урока - сравнительная характеристика сыновей Тараса - Остапа и Андрия. Работа идет по вариантам с карточками-характеристиками. (Приложение 3).Первый вариант работает над образом Остапа, второй - над образом Андрия.
В ходе работы можно использовать следующие творческие задания:

  • Рассказ от лица героя «Как Я учился В бурсе»;
  • Письмо матери из Запорожской  Сечи от имени героя (в качестве домашнего задания);
  • Словесное описание «Остап и Андрий в бою» (можно использовать иллюстрации к повести Д. Шмаринова и Е, Кибрика»

Составление киносценария эпизода «Подземный ход» (дополнительное задание: через художественные детали:  пламя свечи и звуки органа – показать внутренние переживания Андрия, показать, как рвутся нити, связывающие его с миром казаков);

  • Сочинение-миниатюра. Придумать вставной эпизод «Остап в плену»;

Заканчивая работу над образами героев, демонстрирую репродукцию картины А. Куинжи «Ночное», сопровождая ее следующимистихамиМ. Ю. Лермонтова

Вверху одна
Горит звезда.
Мой ум она
Манит всегда,

Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет…

Задание: определите, внутреннему миру какого героя близки эта репродукция и эти стихи? Какое душевное переживание они помогают понять?
Иллюстрацией к какому эпизоду они могут являться?
Обязательно подвести ребят к выводу, что Остап воплощает в своем характере ценности военного времени и является типичным представителем запорожскогоказачества. Андрий же воплощает ценности мирного времени, и в этом его трагедия: он родился не в свое время.
Урок нужно закончить выводом по образу Андрия, т. к. это подготовит переход к следующему уроку.

Д. З. Письмо матери из Запорожской Сечи от лица героя.
6 урок. Диспут «Андрий -изменник или нет?»
Дважды (в начале урока, перед обсуждением, и в конце урока, после обсуждения) задаетсяодин и тот же вопрос: «Андрий - изменник или нет?" В зависимости от ответа на него, ученики делятся на две группы: ЗА и ПРОТИВ. В ходеобсуждения, ученик имеет право из одной группы перейти в другую группу. Свой выбор ученик должен аргументировать.
Вопросы для обсуждения:

  • Что такое измена? Кого люди называют изменником и во имя чегосовершается измена?(обязательно должно прозвучать, что измена совершается ради спасения собственной жизни);
  • Вспомните, что мы говорили об Андрии, какие качества характера этого героя толкнули его к роковому выбору? С чего началась его изменa? (отправляясь в Запорожскую Сечь, думал не о матери, а вспоминал прекрасную панночку);
  • Выразительное чтение и  анализ эпизода: «Андрий и полячка». Используются иллюстрации Е. Кибрика «Андрий и полячка» и Д Шмаринова «Андрий и панненка» (важно показать неоднозначность поступка героя).

 Если судить Андрия ценностями того  «бранного и трудного времени», речь о котором идет в повести, то поступок Андрия – это, однозначно, позор и. конечно, - измена. Поэтому и восклицает автор: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!.. » Андрий отрекся от всех идеалов Сечи, перестал быть сыном своей Отчизны.
С точки зрения нашего времени, поступок Андрия изменой назвать нельзя. Ведь неради спасения своей жизни перешел он на сторону поляков. Когда он целует полячку, и чувствует ответ, то в «обоюдослиянном поцелуе ощутил ось то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку». В этом моменте – обретение высшего счастья, высшее напряжение чувства.
Но оно оборачивается для Андрия трагедией, потому что несовместимо с ценностями его Родины.. Поступок Андрия - это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

Д. З. Письмо герою (написать письмо Андрию, где выразить свое отношение к его выбору).

7 урок. Работая над художественным своеобразием повести, решаем две азадчи:

  1. Мастерство Гоголя в созданииобразов героев;
  2. Мастерство автора в создании картин природы.

Решая первую задачу,
- вспомним роль художественной детали в создании образов героев;
- показывая роль гиперболы, выполним сопоставительный анализ эпизодов:

  • IX глава, описание боя, со слов «Как же вскинулись козаки! Как схватились все!» до слов: «Где прошли незамайковцы - так там и улица, где поворотились – так уж там и  переулок).
  • Эпизод из былины «Илья Муромец и Калин-царь»:
    «И поехал Илья по раздольицу чисту полю
    И ту силушку татарскую великою
    Стал конем топтать да и копьем колоть;
    И он бьет ту силу, как траву косит,
    У Ильи-то сила не уменьшается,
    На добром конесидит Илья - не старится'»

(Отметим возвышенный, эпический стиль обоих отрывков, а так же роль гиперболы в создании образов Ильи и запорожцев, сделаем вывод о былинной основе повести «Тарас Бульба» и введем понятие  «литературная традиция»)

Вторую задачу решаем черезинтеграцию литературы и ИЗО.
Литература. В центре внимания - описание степи из 2 главы. Со слов: «Степь, чем далее, темстановилась прекраснее…», до слов: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» Анализируя эпизод,думаем, почему Гоголь ввел  описание степи в повесть о Тарасе Бульбе. Определяем композиционную роль этой картины: (создает определенное настроениесвязывает два мира: дом Тараса Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливая читателя со встречей с запорожцами – вольными и гордыми людьми), Особое внимание уделяем художественным приемам, которые использовал писатель. Это сравнение степи с зеленой девственной пустыней, зелено-золотым океаном; яркие метафоры, помогающие представить сверкающую всеми красками степь; многочисленные олицетворения: «солнце выглянуло.., своим облило степь», «брызнули миллионы разных цветов»,«белая кашка ... пестрела», «желтый дрок выскакивал вверх». Обращаем внимание на то, как помогает нам автор
Увидеть богатство ее красок (прилагательные цвета), почувствовать аромат цветов, полюбить этот бескрайний золотистый океан, оценить художественное мастерство Гоголя. Понять, что только здесь , среди этой бескрайней  шири, среди этого необозримого пространства могли родиться  такие гордые, независимые герои,как запорожцы.
ИЗО.Ю. Лотман, исследователь творчества Н. В. Гоголя, отмечал изобразительную выразительность картин, которые создавал писатель. Поэтомудальнейшая работа строится над сопоставительным анализом картин русских художников, близких Гоголю в изображении пространства. Особое внимание уделяется тому, какие приемы использовалихудожники, создавая свои шедевры. Для работы привлекаются репродукции картин  русских художников: Г. Мясоедова «Дорога во ржи», А. Куинжи «Степь (Нива)»,А. Саврасова «Рожь».
Д.З. нарисовать иллюстрацию к эпизоду «Степь», пользуясьприемами русских художников (постараться передать красоту степи так, чтобы зритель смог почувствовать ее и оценить).

Литература

  1. О. Харитонова «Бранное, трудное время» урок-игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс http://lit.1september.ru/article.php?ID=200103407;
  2.  Кутузов А. Г. и др. как войти в мир литературы. 6 кл.: Методическое пособие /А. Г. Кутузов, А. Г. Гутов, Л. В, Колосс; Под ред. А. Г. Кутузова. -  4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2001;