Тренинговое занятие для педагогов "Я – это кто?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Задачи: настроить участников тренинга на самоанализ, помочь им разобраться в своих особенностях, задуматься над своей индивидуальностью, лучше понять себя.

Материалы и оборудование. Магнитная доска с магнитами, листы бумаги формата А-4, фломастеры.

Приветствие.
Педагогам предлагается по кругу поприветствовать своего соседа слева, сказав при этом добрые слова в его адрес.

Опрос самочувствия.
Участники рефлексируют свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию.

Тема занятия.
Ведущий озвучивает тему занятия. Оговариваются коротко правила работы в группе.

Человек – бездна. Что таится в этой
 бездне, неведомо даже ему самому.
Шевелев И.Н.

Разминка.
Упражнение «Мое имя - мой характер».

Судьба человека, города и даже государства предначертана его именем.
Древняя мудрость.

«Каждый из нас при рождении получает имя, которое сопровождает всю его жизнь. По имени нас называют близкие, знакомые и совсем не знакомые люди. Наше имя написано в паспорте и во всех других документах. Но что оно означает? Знаете ли вы значение своего имени?
Кроме изложения значения своего имени (общепринятого смысла, например, Ольга – святая (др. сканд.)), вам нужно подумать над своим характером. Для этого вы на каждую букву, из которых состоит ваше имя, назовете черту своего характера. Например, Ольга:
О – общительная (обаятельная, ответственная)
Л – любознательная (ленивая, ласковая, легкая на подъем)
Г – гибкое мышление (грациозная, громкая)
А – аккуратная
Подумайте 2 минуты, запишите свои размышления, а потом по очереди назовите признаки своего характера, связанные с вашим именем».

Игра «Шестерка».
Игра помогает потренировать внимание и сообразительность.
Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называют числа натурального ряда: один, два, три…Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6,12,16 и т.д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков.

Основная часть.

Упражнение «Цель».
Все участники стоят в кругу. Мысленно нужно выбрать себе «цель» (человека). По команде ведущего необходимо за десять шагов добраться до своей «цели» (шаги объявляет ведущий), на 10-ый – нужно взять «цель».

Рефлексия. Какие чувства, эмоции испытывали; удалось ли добраться до цели; какие способы достижения цели использовали; перенос на жизненную ситуацию.

Упражнение «Паровозик».
Участники делятся на группы по 3 человека. Встают друг за другом, держась друг за друга как угодно.
1 – локомотив
2 – машинист
3 – вагончик
1 и 3 – с закрытыми глазами, 2 – с открытыми, он «управляет».
Меняются ролями до тех пор, пока все не побывают в каждой роли.

Рефлексия. Какие чувства, эмоции испытали; в какой роли было уютнее, комфортнее; какие способы «управления» локомотивом использовали; перенос на жизненную ситуацию.

Упражнение «Ищу друга».
Упражнение помогает участникам задуматься о наиболее ценимых человеческих качествах, достоинствах, осознать, какие качества присущи им самим, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы, уважения и признания коллег и т.п.
«Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящего друга. Кому-то из вас уже повезло, и такой друг уже есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно из них выбрать человека, которого можно было бы назвать настоящим другом. А кто-то с горечью признается себе, что друзей у него нет. В любом случае настоящий друг никогда не помешает.
С этого момента я становлюсь редактором газеты бесплатных объявлений «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении можно использовать любую форму подачи информации:  список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать; рисунок, портрет; рассказ о себе и т.п. Сделайте объявление таким, каким пожелаете. Помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание другого человека.
Возьмите листы бумаги, фломастеры – творите! Время на подготовку – 10 минут».
После выполнения, ведущий предлагает развесить на доске листы с объявлениями. Подписывать их не нужно. Участники молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание (можно выбрать только три объявления), и он готов связаться с автором.
«Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу озвучит это число».

Рефлексия.

  • Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?
  • Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, - если такие окажутся)

Возможно, что наименьшее количество красных кружков будет на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Естественно: нелегко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами, как «преданность», «готовность, все бросив, прийти на помощь», «умение хранить тайны» или «владение карате или кун-фу». И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, т.е. готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.

Упражнение «Персона - тень».
Упражнение помогает участникам осознать свои положительные и нежелательные качества, принять свои слабости и недостатки, мотивировать желание самоизменений.
Участникам предлагается разделить лист бумаги на две равные части вертикальной чертой. В левой части перечислить 10 качеств, которые нравятся в других людях и которые хочется иметь у себя (есть у меня), в правой части перечислить 10 качеств, которые не нравятся в других людях, раздражают в людях.
«В левой части вы написали те качества, которые присущи вам «персона» - «Я обладаю», справа вы написали те качества, которые у вас тоже есть, но в которых вы себе не можете признаться, это  «тень» - «это мне присуще».  Это закон Юнга, закон проекции. То, что нравится в других людях – есть в себе, в других мы видим то, что есть в нас. Это фильтр восприятия.
Теперь необходимо сделать очень важное задание – перевести недостатки в позитив».
Участникам предлагается изменить перечисленные в правой части 10 качеств, которые не нравятся в других людях, раздражают в людяхна позитивные (например, болтливый - общительный; недоверчивый - осмотрительный и т.п. ).

Упражнение «Я - это кто?».
«На отдельном листе нарисуйте солнце. В круге напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно лучше.
Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет плохо на душе и покажется, что вы не справитесь с очередной трудностью, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, какие вы, сколько много у вас есть качеств хороших, вам есть за что уважать и любить себя…»

Резюмирование.
«Любить себя – это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того, чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, готовым к тем трудностям, которые ждут впереди.
Помните старую притчу? Человек взроптал на свой крест и отринул его, потому что тот слишком тяжел. Стал он подбирать себе другой крест. Долго подбирал. Ничего не подходит: один слишком широкий, другой – слишком узкий, у третьего – слишком длинная перекладина, у четвертого – заостренные концы. Долго он перебирал и, наконец, нашел тот, который ему подходил больше всего. И что же? Это оказался его собственный крест.
Вот такая старая мудрая притча».

Подведение итогов.
Участники высказываются по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление работы, пожелания и предложения ведущему.
Заполнение анкеты обратной связи. (Приложение)

Прощание.
Аплодисменты всем и себе за работу.

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М.,1999г.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / под ред. Е.А. Левановой  СПб, Питер. 2007.
  3. Леванова Е.А., Волошина А.Г. Игра в тренинге. - СПб.: Питер, 2008г.
  4. Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. - СПб.Речь,2007г.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 г.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,Владос,1999г.