Обобщающий урок географии по теме "Зарубежная Азия". 11-й класс

Разделы: География

Класс: 11


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить теоретические знания учащихся по пройденной теме, уметь делать выводы и умозаключения.
  2. Научить через игру коллективному поиску ответов на вопросы.
  3. Формировать умения работать в группах, навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и общих учебных задачах.
  4. Сформировать практические умения работы с географической картой и другими источниками информации.
  5. Развивать память, умение систематизировать изученный материал, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов.
  6. Развивать познавательный интерес и кругозор учащихся по географии.
  7. Способствовать нравственному воспитанию учащихся через знакомство с культурой других народов.
  8. Уметь анализировать и оценивать учащимися собственную деятельность, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок – обобщение в форме игры.

Оборудование: настенная карта «Зарубежная Азия», изображение флагов государств, бумага, карандаши, ручки, технические средства, слайды.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Игра.
  3. Подведение итогов.

Ход урока

Один из индийских историков сказал: «Отнимите у людей Азию, и они лишатся своего прошлого, настоящего и будущего». Бесспорно, роль Азии в современном мире уникальна. Можно сказать, что солнце экономики, политики и даже культуры снова встаёт на Востоке. На этом уроке мы вспомним о странах азиатского региона, поговорим об их характерных особенностях, повторим и обобщим наши знания, полученные на предшествующих уроках.
Учащиеся класса предварительно делятся на команды. Каждая команда садится за свой столик; на столах – чистые листы бумаги и ручки.

Задание 1. Блицтурнир «Страны Азии»

Каждой команде по очереди задаются вопросы.  Если команда отвечает правильно -  присуждается один балл, при неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

  1. Внутриконтинентальное государство, находящееся к северу от Китая. (Монголия)
  2. Какая страна является родиной чая? (Китай)
  3. Одна из самых густонаселённых стран мира, где большая часть населения проживает в столице. (Сингапур)
  4. Страна, занимающая первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота, а по заготовкам мяса – одно из последних. (Индия)
  5. Эта страна дала миру такие изобретения, как: зонтики, веер, фарфор, шёлк, воздушного змея, порох, бумагу. (Китай)
  6. Какая страна дала миру арабские цифры, десятичную систему чисел, число Пи, квадратные уравнения, а также шахматы, домино, карты и пуговицы? (Индия)
  7. В какой стране родилось боевое искусство тхэквондо? (В Южной Корее)
  8. В какой стране родились боевые искусства дзюдо и сумо? (В Японии)
  9. Островное государство в Индийском океане, родина цейлонского чая. (Шри-Ланка)
  10. Страна Центральной Азии, где находится космодром «Байконур» (Казахстан)
  11. Государство в Гималаях, граничит с Индией и Китаем. (Непал)
  12. Родина сиамских котов (Таиланд)
  13. Женщины какой страны носят сари? (Индии)
  14. Женщины какой страны носят кимоно? (Япония)
  15. Одна из самых развитых стран Юго-Западной Азии, большинство населения которой составляют евреи. (Израиль)

Задание 2. Вставьте пропущенные страны и столицы

Вызываются по два человека от каждой команды. Они выполняют это задание за отдельными столами. Учитывается правильность работы и время.

Страна

Столица

1. Филиппины

 

2. Казахстан

 

3.

Ханой

4.

Улан-Батор

5. Индонезия

 

6.

Коломбо

7. Сирия

 

8.

Кабул

9.

Тегеран

10. Таиланд

 

11.

Куала-Лумпур

12. Республика Корея

 

13.

Дакка

14.

Нью-Дели

15. Саудовская Аравия

 

16. Китай

 

Задание 3. Мои утверждения

На доске поочерёдно вывешиваются карточки, по три страны в каждой.

  1. Сингапур, Тайвань, КНДР
  2. Таиланд, Вьетнам, Китай
  3. Китай, Монголия, Индия
  4. Индонезия, Филиппины, Шри-Ланка
  5. Таджикистан, Япония, Республика Корея
  6. Индия, Пакистан, Япония
  7. Иран, Таиланд, Узбекистан

Выслушав утверждение, назвать страну, которая к нему не относится.

  1. Я утверждаю, что эти три страны относятся к НИС.
  2. Все три страны располагаются на полуострове Индокитай.
  3. Все три страны входят в пятёрку стран с высокой численностью населения.
  4. Это страны – архипелаги.
  5. Все три страны являются морскими державами.
  6. Это федеративные республики.
  7. Столицы трёх стран начинаются на букву «Т».

Задание 4. Определить принцип объединения стран в группы

  1. Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Иордания
  2. Киргизия, Монголия, Непал, Ирак
  3. Монголия, Япония, Бангладеш
  4. Пакистан, Индонезия, Саудовская Аравия, Йемен
  5. ОАЭ, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия
  6. Япония, Малайзия, Бахрейн
  7. Китай, Индия, Шри-Ланка
  8. Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Лаос

Ключ:

  1. Страны Юго-Западной Азии
  2. Внутриконтинентальные страны
  3. Однонациональные страны
  4. Страны, где основная религия – мусульманство
  5. Нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны
  6. Страны с конституционной монархией
  7. Страны – экспортёры чая
  8. Страны - члены АСЕАН

Задание 5. Узнай страну по описанию

1. Эту страну называют «страна наоборот», так как пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, кошки бесхвостые, а белый цвет является траурным. Нам она известна как «страна восходящего солнца». (Япония)

2. Эта самая высокогорная страна мира привлекает иностранных туристов необычными природными ландшафтами и национальными парками, большинство из которых являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Государство находится между двумя самыми населёнными странами мира. Основная отрасль экономики – сельское хозяйство, где выращивают рис, кукурузу, сахарный тростник, джут, корнеплоды. Основной источник дохода – туризм. (Непал)

4. Страна богата минеральными ресурсами, выпускает тепловозы, станки, телевизоры, ЭВМ, лекарства мирового качества, выполняет космическую программу, по числу научно-технических специалистов занимает 2-е место в мире. При этом низкий национальный доход на душу населения, в большинстве деревень нет электричества. Развивающаяся аграрно-индустриальная, самая многонациональная страна мира.  (Индия)

4. По форме территория этой страны на карте напоминает латинскую букву «S». Протянулась с севера на юг вдоль побережья Южно-Китайского моря. Это парламентская республика. Субтропический муссонный климат позволяет выращивать рис, хлопок, каучуконосы, чай, перец, бананы, сахарный тростник, орехи. Страна вышла на одно из первых мест в мире по производству кофейных зёрен. (Вьетнам)

5. Это древнее государство в Центральной Азии с маленькой плотностью населения. Из-за сурового континентального климата, сельское хозяйство уязвимо к стихийным бедствиям в виде сильной засухи или холода. В стране мало пахотных земель, но много пастбищ, где пасут овец, коз, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов.  Родина Чингисхана. (Монголия)

6. Индустриальная страна с динамично развитой экономикой. На мировой рынок поставляет продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Туризм, в особенности паломничество, является важной статьёй дохода страны. Благодаря жаркому климату и достопримечательностям, туристов привлекают леса Галилеи, долина реки Иордан, Иудейские и Самарийские холмы. Достижения в различных отраслях медицины способствуют высокому развитию системы здравоохранения. (Израиль)

7. Крупнейшая страна Юго-Западной Азии. Её часто называют «Страной двух мечетей», имея в виду два главных города ислама. Страна занимает первое место в мире по запасам и добыче нефти. (Саудовская Аравия)

8. Островное государство на юго-востоке Азии. Почти всё население проживает в столице страны. Сегодня является международным центром мирового значения, центром высоких технологий. Особое место занимает производство компьютеров, лазеров, оптики и различных видов вооружения, а также нефте­переработки. Здесь находятся крупные банки и второй по грузообороту порт мира. (Сингапур)

9. Аграрно-индустриальная страна Юго-Восточной Азии, в состав которой входят более 18 тысяч островов. Проживает около 300 народов, 88% населения исповедует ислам.  Территория богата различными полезными ископаемыми, ведётся добыча нефти, газа, железных руд и руд цветных металлов. (Индонезия)

10. Одно из древнейших государств, подарившее миру много выдающихся открытий и изобретений: компас, спички, арбалет, пельмени, мороженое, висячий мост, зубную щётку, туалетную бумагу, рыболовный крючок и другие. Страна с самым многочисленным населением в мире и развитой экономикой. Родина конфуцианства. (Китай)

Задание 6. Определить по флагу название страны

На слайдах представлены флаги стран Зарубежной Азии. Определить название стран. <Приложение1>

Ключ:

  1. Китай
  2. Вьетнам
  3. Израиль
  4. Япония
  5. Индия
  6. Казахстан
  7. Ливан
  8. Саудовская Аравия
  9. Индонезия
  10. Шри-Ланка
  11. Непал
  12. Пакистан
  13. Турция
  14. Республика Корея
  15. КНДР

Задание 7. Определить страну

На отдельных слайдах представлены достопримечательности, памятники культуры и искусства стран Зарубежной Азии. <Приложение2>

            Ключ:

  1. Индия
  2. Япония
  3. Вьетнам
  4. Израиль
  5. Иордания
  6. Непал
  7. Сингапур
  8. Гонконг
  9. Малайзия

Подведение итогов

Капитаны команд оценивают степень участия своих игроков на отдельном листе. Подведение итогов игры.
Рефлексия. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.