Урок русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать умение распознавать в словах проверяемые безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова.
  • Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умению наблюдать, работать по установленному алгоритму, совершенствовать навыки работы с текстами, развивать внимание, речь, память, логическое мышление.

Планируемый результат:

  • Личностные: Интерес к изучению темы, положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
  • Познавательные: Извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, осуществлять самоконтроль по результату и по способу действия.
  • Коммуникативные: Учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, формировать аргументации своего мнения и позиции в коммуникации, понимание относительности мнений и подходов к решению проблем.

Оборудование: рисунки учащихся с изображением осенних пейзажей.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

II. Актуализация знаний.

– Прочитайте пословицу. 

В…сн… кр…сн… цв…т…м…, а …с…нь – пл…д…м… .

– Как вы думаете, какие буквы нужно вставить на месте пропусков?

– Докажите правильность написания безударных гласных.

– Вспомним короткое правило проверки слов с безударными гласными в корне.

Хором:

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.

– На минутке чистописания мы напишем соединения некоторых пропущенных гласных с другими буквами.

Показ учителем соединений.

– Объясните значение этой пословицы.

– В каком значении употребляется слово красна?

III. Проблемное объяснение новых знаний.

– Еще раз посмотрите на слова с пропущенными буквами. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.

Ученики:

На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне». 

Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ.

Ученики:

На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании  проверяемой безударной гласной в корне.

Учитель:

Правильно, сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с безударными гласными в корне. А материалом нашего урока будут слова, предложения, тексты на тему «Осень».

– Кому нравится это время года?

– Чем привлекательно оно? 

Учитель:

Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов (А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова) были посвящены именно этому времени года. Художники тоже часто изображали осень на своих полотнах.

Показ иллюстраций с изображением осенней природы и уборки урожая осенью.

Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать.
Часто дождик льется, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле убирают.
Кто из вас, ребята, знает,
Это все когда бывает?
(Осенью)

– Давайте, ребята, порадуем осень своими знаниями об овощах.

– Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.

1. Дом зеленый тесноват
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.  

Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.      

2. Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак и обед.  

3. А его соседу в поле
Хорошо расти на воле.
Чем жара стоит сильнее,
Тем он слаще и краснее. 

4. Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.       

5. Был ребенок –
Не знал пеленок.
Стал стариком –
Сто пеленок на нем.       

6. Над землей трава,
Под землей алая голова. 

По мере отгадывания загадок – заданий дети записывают в тетради названия каждого овоща. На экране появляются изображения того или иного овоща. Записывая слова, учащиеся обозначают в них ударение, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить.

Взаимопроверка в паре.

– Проверьте своего соседа по эталону. 

Горох, картофель, помидор, яблоко, капуста, морковь.

– Что общего у этих слов? (Имеют безударный гласный)

– Внимательно посмотрите на слова и подумайте, какое слово «лишнее». Почему?

– Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные?

– Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?

– Назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную О.

– Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

– Перед вами текст об осени.

– Подчеркните проверяемые безударные гласные.

– Где могут находиться в слове безударные гласные? А в нашем тексте?

– Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? Почему?

– Прежде чем подобрать проверочное слово, что нужно сделать? (Выяснить смысл слова).

– Подберите к нашим словам с безударным гласным в корне проверочные слова.

V. Физминутка.

Играет музыка, входит девочка, переодетая в костюм Осени. Осень читает стихотворение, выполняя соответствующие движения. Дети эти движения повторяют.

Кружат листья над дорожкой,           Высоко подняв руки вверх,
Лес прозрачен и багрян.                    Дети кружатся вокруг своей оси.
Хорошо бродить с лукошком                               
Вдоль опушек и полян!                                         
Мы идем и под ногами                     Ходьба на месте.
Слышен шорох золотой.                                         
Пахнет влажными грибами,             Повороты туловища.     
Пахнет свежестью лесной.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр. 235.

– О каком времени года говорится в тексте? (Об осени)

– Зачем дети ходили в осенний лес?

– Как надо вести себя в лесу?

– Вставьте пропущенные буквы и подберите к ним проверочные слова.

– Поставьте знак ударения, выделите корень.

– Проверьте свои работы по эталону. 

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторения.

– У Осени есть братья – осенние месяцы. 

– А вы знаете, как их зовут? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). 

– Народ сложил много пословиц и примет об осени и ее братьях. Вот некоторые из них.

– На экране открывается запись. 

  1. Осенний снежок – не лежок: выпал да тает.
  2. Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее наступит зима.
  3. В октябре листочки на деревьях не держатся.
  4. В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречаются.

– Прочитайте приметы осени.

– Как вы их понимаете, объясните их смысл.

– Найдите слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить. Объясните их написание.

– Запишите любую примету осени, выделите орфограмму.

– Отгадайте загадки.

Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня. (Осень). 

Хороводом и в ряд –
В шляпках молодцы стоят. (Грибы). 

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее – беда,
Она их главная еда. (Трава). 

– Припишите к отгадке три-четыре родственных слова, выделите в них корни и гласную в корне. Поставьте ударение.

– Какие из родственных слов являются проверочными?

Образец: Осень – осенний, осенью, по-осеннему, предосенний.

– На уроке изобразительного искусства вы рисовали осенние пейзажи. Лучшие  работы  вы видите на доске.

– Расскажите, что вы хотели выразить своим рисунком?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какая была цель урока?

– Достигнута ли она?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднение?

– А сейчас оцените свою работу на шкале самооценки.

– Я очень рада, что вы так хорошо поработали, достигли цели урока, сумели  преодолеть трудности.

Д/З: стр.22 упр.38

14.07.2014