Урок окружающего мира по теме "Как люди познают окружающий мир. Обобщение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Как люди познают окружающий мир. Обобщение.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • обобщить  и систематизировать знания учащихся о познании окружающего мира разными способами.  
  • формировать представления учащихся о способах познания окружающего мира в ходе практической работы.  Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.  Уметь работать с книгой как источником информации;   

2. Развивающие:

  • развивать речь учащихся путем введения в активный словарь слов и понятий с помощью аргументации своих ответов.
  • развивать коммуникативные навыки учащихся через работу в  группах и диалог с учителем.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • воспитывать любовь к искусству.
  • способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.

Формирование общеучебных умений и навыков.

  • оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций.
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формирование коммуникативной компетентности.

  • речевой компонент через монологические высказывания учащихся.
  • культурный компонент через выполнения правил поведения.
  • мотивационно-личностный компонент через способность работать в группах и способность к публичному выступлению. 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели.

Сейчас у нас урок окружающего мира и тема нашего урока звучит так «Как люди познают окружающий мир». Задача нашего урока  такова: вспомнить какими способами человек познает окружающий нас мир. Посмотрите на картинный план и скажите, что мы должны сегодня сделать?

– Сегодня мы проведем опрос,  поработаем в группах, выполним  практическую работу,  тест и подведем  итоги нашего урока и ответим на контрольный вопрос.

А контрольный вопрос урока звучит так: Для чего человеку нужно познать  окружающий мир ?

3. Опрос учащихся

Давайте вспомним, что же людям помогает познать мир?

  • органы чувств
  • искусство
  • приборы и инструменты
  • справочники, энциклопедии, словари
  • всевозможные знаки и символы
  • изобретения человека
  • разные науки

А что такое наука?

Правильно, наука – это знания, которые накопило человечество за всю свою историю.

А какие науки вы знаете?

Химия, физика, ботаника, психология.

А что изучает наука астрономия?

– Верно, звездное небо.

А теперь догадайтесь о каких изобретениях  человека идет речь, отгадав загадки:

1) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ»
(Пылесос)

2) Сам – металлический,
Мозг – электрический.
(Робот)

3) Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы – следим за ним.
(Светофор)

4) Он идёт – волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
(Комбайн)

5) Качается стрелка
Туда и сюда.
нам север
И юг без труда.
(Компас)

4. Практическаяработа

– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах и провести некоторые исследования, чтобы самим  доказать способы познания окружающего мира.

Давайте вспомним правила  работы в группах:

(Работаем дружно, не перебиваем друг друга, выслушиваем мнение всех участников группы. )

Пожелание друг другу (Возьмемся за руки).

– Я желаю тебе сегодня добра!

– Ты желаешь мне сегодня добра!

– Мы желаем друг другу добра!

Перед каждой группой своя  задача. У вас на столе есть алгоритм ответа.

1 группа

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

На столе сахар, кленовый лист, флакон духов.

  1. Назовите предмет
  2. Какой орган чувств помог вам?
  3. Составь правила 1  любого органа  чувств.

2 группа

РАБОТА СО СПРАВОЧНИКОМ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ

  1. В словаре найди  что означает слово информация?
  2. Из энциклопедии дай краткую информацию о Королеве Сергее Павловиче.

3 группа

Приборы и инструменты

  1. Раздели эти предметы на 2 группы

Приборы и инструменты (Микроскоп, лупа, термометр, ножницы, фотоаппарат)

  1. Используя лупу рассмотрите муку, обсудите , что увидели.

5. Тест

1) Соедини стрелками

ГОЛУБЬ                  Символ  Знаний

ПАНДА                   Символ Мира     

КНИГА                    Символ Дружелюбия     

2) Что можно узнать только с помощью опытов

А) начало цветения одуванчиков

Б) что легче воды, а  что тяжелее

В) когда созревает вишня

3) Вспомни профессии людей искусства. Отметь лишнее.

А) Скульптор

Б) Водитель

В) Музыкант

Г) Актер

Проверим тест.

6. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Что трудно было делать?

– Что понравилось больше всего?

7. Итог урока.

Сможем ли мы теперь ответить на контрольный вопрос нашего урока: Для чего человеку нужно познать окружающий мир?

8. Домашнее задание. (по выбору)

  1. Придумать правила  охраны для  органа слуха.
  2. Нарисовать рисунок вашего любимого прибора.

В конце нашего урока я хочу вам подарить вам осенний листик. Если вы на протяжении всего урока были активны, много отвечали, старались, помогали, друг другу встаньте и возьмите себе на память листик.

Спасибо за хорошую работу!