Родительское собрание в старшей группе ДОУ на тему "Сохранение психологического благополучия ребенка в семье"

Разделы: Работа с родителями


1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Слайд 1 (Приложение 1)

Психолог: Сегодня тема нашей встречи «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье».

Цель: изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.

Разминка с мячом.

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

2. Беседа о психологическом здоровье с родителями.

Психолог: Уважаемые родители, что мы подразумеваем, когда говорим о психологическом здоровье человека?

Родители: (предполагаемые ответы родителей)

Психолог: Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон совсем недавно. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования  и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Если составить портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей, такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающими.

Слайд 2

Психолог: Психологическое здоровье – это гармония между эмоциональными, интеллектуальными, телесными и психическими аспектами. Все это относится к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Одним из условий нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение за ребенком.

Слайд 3

Психолог: Существуют пять жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.

  1. «Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас»
  2. «Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклониться».
  3. «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе».
  4. «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».
  5. «Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это».

Первая жизненная позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек,    даже самый маленький, является уникальной личностью, имеющей право на собственное мнение, право выбора. Искренние, неподдельные человеческие чувства, общий положительный эмоциональный фон в семье способствуют полноценному развитию личности ребенка.

Радостного, довольного своей жизнью человека отличает достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию.

Вторая жизненная позиция чаще всего возникает в семьях, где развит культ ребенка – ему уделяется особое внимание, все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Малыш привыкает к тому, что его слово – закон для родителей, он начинает требовать беспрекословного подчинения своей воле, т.е. превращается в маленького деспота. Подобная позиция характерна для семей, имеющих единственного долгожданного ребенка. Она может возникнуть и в неполной семье, например, когда мама, оставшись одна, уделяет все внимание любимому чаду, видя отныне в нем единственный смысл жизни.

Самооценка детей в таких семьях настолько завышена, что их поведение уже в дошкольном возрасте не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям.

Третья жизненная позиция возникает в семьях, где дети остро испытывают нехватку родительского тепла. Среди причин подобного отношения к ребенку является отсутствие малыша в жизненных планах родителей, неприятие его индивидуальных и возрастных особенностей, перенос внимания на младшего ребенка.

Недостаток любви и заботы воспринимается детьми очень остро: они становятся тревожными, плаксивыми, замкнутыми, у них появляется ощущение собственной ненужности, покинутости. Все это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту и может сформировать низкую самооценку.

Четвертая жизненная позиция «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас» страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что кто – то может его любить, и становится равнодушным. В ответ на отсутствие любви и заботы он демонстрирует безразличие. Такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить чтото, привлекающее внимание других, заслужить похвалу. Неужели они совсем не желают общения и заботы? Нет, просто эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Приобретенный «жизненный опыт» побуждает их как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых – наказаний, поучений, унижений.   

  Пятая позиция также возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны своим ребенком. Но в данном случае ребенок считает плохим, недостойным не себя, а родителей. Ему кажется, что именно мама с папой виноваты в его оторванности от семьи, в одиночестве. Он часто ведет себя дома агрессивно, кажется, специально раздражает родителей.  «Уменьшая» значимость семьи, ребёнок таким образом психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети попрежнему привязаны к матери и отцу и мечтают о сохранении с ними хороших отношений. А их плохое поведение говорит лишь о том, что они всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.

Дети всегда понимают, любят ли их родители и значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют свое отношение к ним, проявляя его в высказываниях, поступках, установках.                           

3. Факторы, влияющие на благополучие психологического здоровья детей.

Психолог: Уважаемые родители. Как вы думаете, какие факторы влияют на психологическое благополучие детей.

Родители:

Слайд 4

Психолог: А теперь подведем итог. Внимание на экран.

Дефицит родительского общения.

  • Общение лишенное тепла.
  • Редкое общение с отцом.
  • Излишняя тревожность родителей по поводу своего ребенка.
  • Не полная семья.
  • Развод или постоянные конфликты в семье.
  • Родительское программирование («Ты должен стать как…..»)
  • Когда ребенок «кумир семьи» и  все делается для него и ради него.

Уважаемые родители! Мы с вами рассмотрели факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей.

Как вы думаете, что может произойти с ребенком вследствие нарушения этих факторов?

Родители:

Слайд 5

Психолог: Внимание на экран.

4. Рекомендации метода общения с ребенком.

Слайд  6

Что же может сделать родитель в данной ситуации?

  • Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
  • Повлиять на самого себя.
  • Попытаться повлиять на обстоятельства.

Слайд 7

Практическое задание «Переделай Ты – сообщение» (работа в подгруппах).

Пример на экране.

5. Итог. Рефлексия «Семейные заповеди».

Слайд 8

Родителям предлагается написать список семейных заповедей, которых они должны придерживаться для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен и обсуждение.

Психологи и психотерапевты рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день. Говорят, что 4 объятия необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день.

Вручение памятки.   

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

  1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.
  3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.
  5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
  6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
  7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Слайд 9

Психолог: Стихотворение Себастьяна Бранта «О дурном родительском примере»

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал срамословить в разговоре.
Мужья — пример для жен своих,
А дети учатся у них:
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна!
Что говорить, — спокон веков
Полно на свете дураков!
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Попался как-то Диогену
Какой-то пьяный совершенно,
Впервые встреченный юнец
«Сынок, — сказал ему мудрец, —
Ты, вижу, весь в отца родного:
Бьюсь об заклад — он раб хмельного!"
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Список литературы:

  1. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника.3е изд. М.: Генезис, 2010.– 175с.
  2. Диагностика эмоциональноличностного развития дошкольников 37 лет/ сост. Н.Д.Денисова.– Волгоград: Учитель, 2012.202 с.
  3. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/ Автор-составитель С. В. Чиркова. М.: ВАКО, 2009. 256с.
  4. Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть1. Методика проведения. 2011. 64с.
  5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации.– Ярославль. Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». 2010, 64 с.

16.07.2014