Урок русского языка по теме "Сложноподчиненное предложение и его виды". 9-й класс

Разделы: Русский язык


Тема: «Сложноподчиненное предложение и его виды»

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного по теме «СПП и его виды» с применением ИКТ, групповых форм работы, работы с информацией (публицистическими статьями).

Обучающие задачи:

  • Формировать у учащихся умение отражать строение сложноподчиненного предложения с несколькими видами придаточных предложений в схемах, закрепление умения видеть в предложениях главную и придаточные части, отработка навыка постановки знаков препинания в СПП.
  • Проверить знание учащихся по пройденной теме «Виды СПП» и подготовить их к восприятию новой темы «Виды подчинительной связи в СПП».

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у учащихся интерес к русскому языку, литературе.
  • Прививать учащимся чувство любви к прекрасному, родному краю, родной природе, творчеству. 

Развивающие задачи:

  • Развитие логического мышления, умения доказывать свою точку зрения и отстаивать ее.
  • Воспитание коммуникабельности, умения работать сообща в различных социальных группах.

Оборудование: Мультимедийный проектор, диск с презентацией урока, вырезки из периодических изданий с публицистическими статьями, выставка книг со стихами местных и областных поэтов, оформленная доска (репродукции картин природы русских художников, выставка книг областных и местных писателей).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация учащихся.

СЛАЙД 1 (Приложение 1)

Сегодня мы будем с вами повторять СПП с разными видами придаточных предложений.

  • Задайте себе вопрос: что я знаю по этой теме?
  • Зачем мне это надо знать?

III. Разминка: «Проверь себя по предыдущим темам»:

  • В какой раздел лингвистики входит данная тема урока? («Синтаксис и пунктуация»)
  • Каковы основные единицы этого раздела? (Предложения)
  • Определите место СПП в общей схеме деления предложений (заполните ее):

СЛАЙД 2

Вспомни и ответь на вопросы:

  • Какую часть СПП называют главной, какую – придаточной?
  • Что вы знаете о знаках препинания в СПП?
  • Начертите схемы, иллюстрирующие различные случаи постановки знаков препинания в СПП в зависимости от места придаточного:
    1) [ ], ( ).          2) ( ), [ ].                3) [,( ),].
  • С помощью чего главное предложение присоединяет придаточные (средства связи)?
  • Чем отличаются союзы от союзных слов?

IV. «Повтори и обобщи изученный материал»

Задание № 1: Проанализировав предложения, показанные на слайде, расставить знаки препинания, нарисовать схему СПП с разными видами придаточных предложений, указать виды придаточных и способы связи. (Работа выполняется по цепочке у доски)

1. Я вернусь, когда раскинет ветви по– весеннему наш белый сад. 2. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. 3. Из глубины балки, где сгущался мрак, подуло ветром. 4. Если не примем мер, будущее не придет само. 5. Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней родились.  6.Собаки услышали, что кто– то идет, и с лаем бросились к нам навстречу.

СЛАЙД 3

V. Из истории вопроса о сложноподчиненном предложении (сообщение учителя)

СЛАЙД 4

Вопрос о сложноподчиненном предложении в его истории практически сводился к классификации придаточных частей. Впервые термин «придаточное предложение» встречается у грамматистов первой половины XIX в. – у А.Х. Востокова в «Русской грамматике» (1831) и у Н.И. Греча в «Практической русской грамматике» (1834).В названной работе А.Х. Востоков писал: «Вместо одного определительного или дополнительного слова может присовокуплено быть к подлежащему или сказуемому целое предложение придаточное» (5-е изд., 1842, с. 224). Тем самым было положено начало пониманию роли придаточного предложения как развернутого члена простого предложения. Этой же точки зрения придерживался и Н.И. Греч. Предложенная Н.И. Гречем классификация была уточнена и детализирована Н.И. Давыдовым, который различал три основных типа придаточных предложений: дополнительные, определительные и обстоятельственные.

VI. «Родное слово» (по текстам стихотворений местных поэтов из сборника, изданного к 300-летию Сергиевска)

Задание к слайдам 5-7: Найти на тексте слайда и проанализировать  СПП с различными видами придаточных (Слайд № 5 – устно, по слайдам 6-7 – составить схемы). (В задании использованы фотографии родного Сергиевского края и тексты стихов местных поэтов из сборника «Радонежского Сергия именем 300 лет величаем тебя»)

СЛАЙД 5

Я живу в замечательном крае,
Где кругом колосятся поля.
Если где-то есть место для рая -
Только здесь, где родная земля.
Здесь мой дом, здесь живет моя мама,
Здесь мой сад, где я яблоки драл.
Я сюда возвращаюсь упрямо
Отовсюду, где б ни побывал.

(Н. Пышкин «Я живу в замечательном крае»)

СЛАЙД 6

Чтоб, прозрев, молили вновь Россию взять
Под Покров Царицы Неба и земли,
Чтоб рассветы стали синими опять,
Утоли мои печали, утоли.

(Е. Грузкова «Утоли мои печали»)

СЛАЙД 7

Огнями Сергиевск сияет –
Село встречает юбилей.
Ведь триста лет – предлог немалый,
Чтоб пригласить к себе друзей.
Мы родились в краю привольном,
Где Сок течет, цветут поля…
Счастливей нет на свете доли,
Чем быть с тобой, моя земля!                   

(А. Димитров «Огнями Сергиевск сияет»)

VII. «Работа с художественным или публицистическим текстами» Работа в микрогруппах (парах).

Задание № 1: Найти в указанном тексте СПП, прочитать их (подготовленные тексты публицистических статей гражданско-патриотической, нравственной тематики местной газеты раздаются учителем). Использованы следующие статьи:

1. «Покусились на святое»  (газета «Сергиевская трибуна»)

2. «Опережая время» (газета «Сергиевская трибуна»)

3. «Семейный обелиск» (газета «Сергиевская трибуна»)

VIII. Исследование:

Задание № 1. Ответь на вопросы:

  • Всегда ли главное предложение присоединяет к себе 1 придаточное?
  • Зачем нужны в речи предложения с несколькими придаточными?
  • А зачем нужно их изучать и хорошо разбираться в их конструкциях?

СЛАЙД 8

Задание № 2: Составьте схему предложения, определите вид подчинения придаточных. Объясните выделенные орфограммы.(Работа выполняется на доске). Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы так как боялись отца который тоже был несколько смущен хотя старался этого не показывать.

[Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущен), (хотя старался этого не показывать).

рис.1

СЛАЙД 9 Справка № 1

IX. Самоконтроль: «Проверь себя»

Задание № 1: Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы. (Задание выполнить по вариантам, затем в парах осуществить взаимопроверку). 

1 ВАРИАНТ

Я пок..зал письмо Марь.. Ивановн.. ________ нашла его столь убедительн..м и трогательн..м ________ не сомневалась в успехе его. (А. Пушкин)

2 ВАРИАНТ

Читатель вероятно уже догадался __________ дочь Кирилы Петровича ________ сказали мы ещё только несколько слов есть героиня наш..й повест.. . (А. Пушкин)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11 Справка № 2

X. «Даешь «пятерку»!» (Задание повышенной сложности)

СЛАЙД 12

Задание № 1: Укажите номер предложения, которое соответствует данной схеме:

( –  = ), [ = ], ( = ) и ( =  – ). Знаки препинания не расставлены.

1)   Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мною под старость.

2)   Когда батюшка очнулся то увидел что лежит на камне и что вокруг его суетятся слуги.

3)   Никак не поймешь кто вы такой на самом деле и не знаешь как с вами держаться.

  • Сколько придаточных предложений в этом СПП?
  • Сумели ли вы сразу разобраться, «Кто, кого и как подчиняет» в этом предложении?
  • Все ли придаточные подчиняются главному?
  • Как они соотносятся между собой?

СЛАЙД 9 Справка № 3

Вывод: Если придаточных несколько, то они могут пояснять и друг друга, и главное предложение. В зависимости от этого предложения с несколькими придаточными имеют свою классификацию, т.е. несколько типов подчинения придаточных. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

XI. Рефлексия.

  • Что нового я узнал на уроке?
  • Что было главное?
  • Что у меня получилось лучше всего?
  • Как я оцениваю свою работу на уроке?

Домашнее задание: Теория 9-13, упр. 199

Список используемой литературы:

  1. Сборник стихотворений самодеятельных поэтов «Радонежского Сергия именем 300 лет величаем тебя» – Сергиевск, 2003 г.
  2. Литературный сборник самодеятельных авторов Сергиевского района «Отчий край мне всюду снится…» – Самарское издательство, 2006 г.
  3. Пушкин А.С. «Сочинения». В 3-х томах Т. 3 Проза. – М., 1987 г.
  4. Гоголь Н.В. «Собрание сочинений». В 8-ми  т. Т.2 – М.1984 г.
  5. Есенин С. «Собрание сочинений». В 3-х  т. Т.2 – М.1983 г.

Раздаточный материал к уроку: Использованы статьи из районной газеты «Сергиевская трибуна»

17.07.2014