Обучение дошкольников с нарушениями речи чтению слогов

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В настоящее время большое внимание уделяется обучению грамоте детей дошкольного возраста.  Как отмечает Поваляева М.А.[1], чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова.

Дети, имеющие нарушения речи, испытывают трудности в усвоении слияний, им проще научиться читать с помощью заучивания слогов-слияний. Озвучивая слоги, можно как бы «перепрыгнуть» процесс слияния согласного и гласного звуков в слог, и ребенок понимает, что может читать.

При заучивании слогов-слияний мы придерживаемся следующей последовательности:

  • многократное чтение и называние слога взрослым;
  • поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
  • самостоятельное называние – "чтение" слога.

В литературе по обучению чтению материал в основном нацелен на формирование техники чтения, беден в смысловом отношении, поэтому ребенку не интересно заниматься, читать, многократно повторять слоги. Поэтому при ознакомлении ребенка со слогами мы используем разнообразные игры, позволяющие превратить обучение в игру.

На первых занятиях предлагаем детям карточки с картинками, например: МА – так говорит малыш, когда что-то потеряет, МУ – так мычит корова, МО – так говорит инопланетянин, он не знает русский язык. Карточки с изображениями выкладываются на стол. Предлагаем ребенку вспомнить, кто и как говорит. Когда прозвучал правильный ответ, переворачиваем карточку и вместе с ребенком читаем слог с обратной стороны: «МА», а затем поясняем: так говорит ребенок, когда что-то потерял. Аналогичная работа проводится со всеми слогами, которые предлагаются для чтения на занятии. Слоги читаем, пока ребенок не запомнит их.

рис.1

Далее предлагаем ребенку найти все слоги МУ (или МА, МО) среди других (для этого предлагаем слоги, зрительно похожие, меняем цвет, размер букв). При затруднении можно держать карточку со слогом перед ребенком.

«Что не так?». Перед ребенком выкладывается ряд слогов (3-4 слога). Педагог просить ребенка внимательно посмотреть на слоги, прочитать их и запомнить. Затем ребенок закрывает слоги, а педагог убирает один слог или меняет слоги местами. Ребенку нужно определить, что изменилось.

Эту работу можно организовать по принципу игры «Кто в домике живет?». Ребенок прочитывает слог на карточке, затем открывает «ставни» домика и смотрит, кто этот слог произнес.

Из отработанных слогов на магнитной доске формируем слоговую таблицу. При каждом очередном занятии нужно менять взаиморасположение слогов в ней (чтобы выучивалась не конкретная таблица, а слоги). В одну и ту же таблицу включаем как прямые, так и обратные слоги (исключение составляют звонкие согласные).

Детям предлагается по очереди отыскивать слоги, названные логопедом. Игра будет интересней, если дети предлагают найти слоги друг другу, возникает соревнование, кто быстрее найдет нужный слог. Когда ребенок нашел нужный слог, он вспоминает, кто так говорит, и проверят правильность своего ответа, повернув карточку обратной стороной.

Детям предлагается найти и прочитать слоги с какой-то определенной буквой, например А, М и т.д.

Взрослый предлагает найти слоги по инструкции: «Найди слог, который находится между МА и МУ.

Слоги в таблицах читаем по горизонтали, затем по вертикали, вразбивку.

Можно «превратить» таблицу в аэродром, тогда ребенок должен будет посадить игрушечный самолетик, на то поле, которое ему назовет диспетчер (т.е. взрослый). Варианты игр с таблицей самые разнообразные: слоги могут быть гаражами для машин, пристанью для кораблей, полянкой для бабочек, птичек и т.п.

Игра «Найди ошибку». Взрослый показывает и читает слог неправильно, ребенок исправляет его ошибку и прочитывает слог правильно.

Чтение слоговых таблиц может быть организовано по принципу лото с парными картинками.

1 вариант. Ребенок берет маленькую карточку с рисунком, вспоминает, что говорил персонаж и ищет соответствующий слог на большой карточке лото.

2 вариант. Ребенок читает слог на маленькой картинке и ищет, кто так говорил на большой карточке лото.

3 вариант. Ребенок выбирает слог на маленькой карточке, прочитывает его и кладет на соответствующий слог на большой карте.

рис.2

Использованная литература:

  1. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
  2. Поваляева М.А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 608с.