Семантико-грамматические особенности глагола и их изучение в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современная школа предъявляет к учителю новые требования, он вынужден работать в условиях различных типов школ, различных альтернативных программ.

Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей и создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, т.к. он содержит базовую основу всех учебных предметов.

Поскольку подлинным предметом грамматики выступает соотношение формы и значения слова, важную роль приобретает работа над семантико-грамматическими особенностями глагола.

Методика изучения глагола в начальной школе имеет давние традиции и, казалось бы, хорошо отработана. Однако на сегодняшний день вопрос о семантико-грамматических особенностях глагола в начальных классах требует к себе пристального внимания, т.к. в науке и школьной практике известно, что наиболее сложной для учащихся начальных классов является тема “Глагол”. Поэтому, перед учителем одной из главных задач является научить ребёнка: находить и отличать в тексте глаголы других частей речи, ставить к ним вопросы, учить правильно, употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, вырабатывать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов 1 и 2спряжения, а также познакомить с лингвистическими особенностями глагола.

Сделать процесс усвоения семантико-грамматических особенностей глагола в начальных классах более эффектным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с семантико - грамматическими особенностями глагола с явлением таковым. Важно добиться того, чтобы задания закрепились, и ученик мог “переносить” на другие встречающие ему явления языка. Практический опыт показывает, что далеко не все дети могут освоить эту тему в начальной школе, да и в старших классах тоже.

Понимая важность изучения этой темы можно предложить следующие упражнения и разработку урока, чтобы дети легко могли усвоить эту тему.

Упражнение 1.

Игра “Кто как подаёт голос”.

Ведущий бросает мяч игроку и называет предмет. Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать слова обозначающие действие этого предмета, т.е. глагол. После этого он возвращает мяч ведущему.

Варианты слов:

  • Корова (что делает?) мычит.
  • Собака лает.
  • Лошадь ржёт.
  • Овца блеет.
  • Кошка мяукает.
  • Свинья хрюкает и т.д.

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется кто-то один (победитель)

Упражнение 2.

Игра “Зоопарк”.

Ваш класс пришёл в зоопарк на экскурсию. Тут вдруг выясняется, что животных в клетках нет. Их увезли на гастроли. Поэтому экскурсия будет такая: я (учитель) показываю фотографию животного, а вы называете действие, которое может совершать данное животное.

Ворона —> каркает, летает, ворует, ест, высиживает,

Змея —> шипит, ползает, извивается,

Лиса —> ворует, спит, бегает, ест, обманывает и т.д.

Упражнение 3

Игра “Найди глаголы”.

Детям раздали одинаковый текст, который набран на карточке.

Задание: Прочтите текст и найдите все глаголы, затем их выпишите в свою тетрадь. Победителем оказывается те ребята, которые правильно и быстрее всех выполнят работу. (5 человек).

Упражнение 4.

Игра “Угадай-ка”.

Работа выполняется в группе. Класс разделён на 5групп. Каждой группе даётся карточка с загадкой. Надо прочитать загадку. Вставить пропущенную букву и объяснить данную орфограмму. Затем найти глаголы Настоящего времени, которые имеются в загадке, и выписать их в свою тетрадь. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Эти всюду х...дят вместе
Вместе др..млют на(ш..сте).
Вместе раньше всех встают,
Очень д..лго воду п.ют.
После каждого гл..тка,
Долго смотрят в(облака). (куры)

Этот ч..рный и л..хматый,
Сторож он у нас р..бята.
Только днём он спит в(сарае),
Ночью х..дит во(дворе).
Он меня в..сёлым лаем,
Будет раньше на заре. (собака)

Этот прячется на крыш..-
Я зову, а он не(слышит).
Притв...ряется, что спит,
Сам за(птицами) сл..дит. (кот)

Кто всю ноч.. по(крыше) б.ёт,
да п..стукивает.
И бормочет и поёт, и убаюкивает. (дождь)

Я пыхч.., пыхч.., пыхч..
Больше греться не (хочу).

Крышка громко зазвенела:
“Пей-те чай, вода вскип..ла”. (чайник)

Упражнение 5.

Игра “Кто что делает?”.

3 команды по 8 человек. На доске записаны 3 столбика слов, обозначающие предметы. Члены команды по очереди выходят к доске и пишут справа слова обозначающие действие данного предмета. Побеждает команда, которая первой и правильно выполнит задание.

Повар (что делает?) варит Пекарь(что делает?) печёт Маляр (что делает?) красит
Кузнец Врач Композитор
Баянист Лётчик Певица
Ветер Солнце Камень
Гром Снег чайник
Трава Вода курица
Дверь Кран шкаф
Труба Огонь телефон
Книга Лёд лампочка

Упражнение 6.

Игра “Угадай-ка”

Водящий выходит из класса. Дети задумывают предмет и подбирают к нему возможные действия. Водящий приглашается в класс. Ему предлагается угадать, какой предмет задуман. Игроки по очереди называют действия. Отгадав предмет, водящий назначает нового водящего и т.д. Возможные варианты:

Солнце —> блестит, сушит, жжёт, освещает, согревает;

Снег —> идёт, падает, ложится, покрывает землю, лежит, белеет, блестит, скрепит, тает;

Дерево —> стоит, растёт, гнётся, качается, шумит, зеленеет.

Упражнение 7.

Игра “Кто быстрее”

Задание: Распределите данные глаголы на группы, в зависимости от того, кто производит звучание.

  • 1 группа-птица,
  • 2 группа-птица и человек,
  • 3 группа-животные
  • 4 группа - животные и человек

Слова: щебетать, сопеть, говорить, звенеть, рычать, квакать, чихать, выть, лаять, щёлкать.

Выигрывает первые 4человека правильно выполнившие задание. Затем проводится проверка работы всех ребят.

Упражнение 8.

Игра “Замени одним глаголом”.

На слайде записаны фразеологические обороты:

совать нос дать стрекача
клевать носом выходить из себя
зарубить на носу чесать языки
унести ноги ломать голову
заговаривать зубы водить за нос.

Задание: нужно заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу;

Упражнение 9

Игра “Аккуратный почтальон”.

Для игры необходимо приготовить 3 наборных полотна или 3 конверта, на которых написано: “настоящее время”, “прошедшее время”, “будущее время”, и 3 набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе по 9 карточек одного цвета):

  • иду, берёшь, нарисовал, возьму, напишем, строим, буду знать, принёс, бегали.
  • пишет, говоришь, едут, ловила, закроют, привезли, поехал, будет шить, надену.
  • читаем, возьмёшь, гуляете, съел, будем петь, подросло, сошьёте, играю, говорим.

Игроки-почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на столе обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди берут по 3карточки указанного цвета и разносят их по “адресам”. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

Упражнение 10

Задание: подберите к данным словам противоположные по значению глаголы.

чернеть-.... радоваться-.....
находить-... проснуться.....

Упражнение 11

Выбери из скобок глаголы нужного вида и запишите предложения. Укажите вид выбранных тобой глаголов

  • На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.
  • Футбольная команда(играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.
  • Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

Упражнение 12

К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

Игра, соль, мечта.

Образец: обед - обедать

Упражнение 13

Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы – ть, -ти, -чь.

Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.

Упражнение 14

Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в ед.ч; мн.ч.

Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.

Упражнение 15

Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.

  • Друзья отправились в путь.
  • Я рисую пейзаж.
  • Водитель объявил остановку.
  • Идёшь по лесу и радуешься весне.
  • Сестра печёт вкусный пирог.

Тема "Глагол"

Цель: создать условия для усвоения систематизации уже имеющихся знаний по теме глагол.

Задачи:

  • повторить понятия о глаголе, как части речи;
  • формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
  • выяснить роль глаголов в речи;
  • развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, “Русский язык” Иванов С.В. учебник для 4 класса, издательство "Вентана - Граф" 2012г

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II. – Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)

а) работа в парах

– Посмотрите на слайд и прочитайте слова, затем посовещавшись с соседом по парте, разделите их на группы, объединяя по общим признакам.

слайд 1

смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.

б) проверка работы

-Сколько групп у вас получилось?

+(ответы детей)

Посовещавшись с соседом, мы пришли к следующему выводу, что все слова можно разделить на 3 группы.

- Назовите эти группы и обоснуйте свой ответ.

+(ответы детей) Слайд 2

К 1 группе мы отнесли слова: смородина, костюм - это слова, которые обозначают предметность, т.е. имена существительные. Ко 2 группе мы отнесли слова: оранжевый, аккуратный, т.к. - это слова которые обозначают признак предметности, т.е. имена прилагательные. И к 3 группе мы отнесли слова: бежать, смотрел, лежал, т.к. эти слова обозначают действия предмета.

– Ребята, запишите 3 группу в себе тетрадь, а Ваня запишет у доски.

Запись: бежать, смотрел, лежит

– Дети, кто знает, какой части речи эти слова?

+ответы детей

2. Целеполагание

а). Игра “Разгадай-ка”.

Предлагаю узнать тему урока. Для этого уберите буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочтите получившее слово. Слайд 3,4

П Х Г Л С Ш А Г К О Л (Глагол)

- Какова тема урока?

+ответы детей

- Какую цель поставим в соответствии с темой урока?Слайд 5

+ответы детей:

Познакомиться с новой частью речи глагол.

Научиться определять часть речи глагол в предложение и отличать его от других частей речи.

Выяснить, роль части речи глагола в предложение.

- Зачем нужно знакомиться с новой частью речи?

+ответы детей

- Откройте учебник на странице 71-72,посоветуйтесь в парах и составьте план урока. Слайд 6

+составление плана урока

-Итак, что мы уже сделали?

+ Поставили цель и составили план.

3. Открытие новых знаний

-С чего начнем работу по плану?

+ответ детей:

выясним, что такое часть речи глагол и как он может изменяться.

а). Откройте учебники с .71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимание”

– Что нового узнали?

+Что глаголы называют не только действия, но и состояния.

+ глаголы протекают во времени

– Может, кто-то знает, какого времени бывают глаголы?

+прошедшего, настоящего, будущего времени.

Оцените свои успехи на этом этапе работы.

б). – Дети, давайте обратимся ко 2 пункту плана нашего урока. Что еще предстоит нам выполнить?

+ответы детей:

Выяснить, для чего нужны глаголы и какова их роль.

-Тогда, обратите внимание на доску и подумайте, какое задание я хочу вам предложить?

Доска (записан текст без глаголов)

Вот и ...(промчалось) знойное лето. ...(Наступила) на землю осень и ...(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками ... (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни ...(усыпаны) опятами. Дни ...(стоят) теплые.

1. Прочитайте.

– О чем речь? Смогли ли вы точно узнать, о чем говорится в предложениях из такого сообщения?

- Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст.

+читают

-Так какова же роль глаголов?

+глаголы важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, помогают точно понять смысл сказанного.

Оцените свои успехи на этом этапе работы.

Физминутка.

Что еще мы не выполнили по плану урока?

+ответы детей:

каким членом предложения являются глаголы

– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам следующее задание:

запишите 2 первых предложения и разберите их по членам предложения.

Все дети работают у себя на местах, а один обучающийся у доски.

а) проверка:

- Какие слова подчеркнули?

-Так, каким членом предложения являются глаголы?

+Сказуемым.

- и как мы подчёркиваем главный член предложения сказуемое в предложение?

+ответ детей

Оцените свои успехи на данном этапе работы.

4. Закрепление

Что еще мы не выполнили по плану урока?

+ответы детей

-Итак, приступаем к следующему этапу нашего плана

а) с. 71 упражнение 1.(самостоятельно)

– Задание: прочитайте текст. Выпишите глаголы.

Запись на доске и в тетради: Добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться.

б) проверка

Оцените свои успехи на этом этапе работы.

в). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Поможет ответить на вопрос пословица.

Устами младенца глаголет истина.

– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?

в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.

г). Работа над развитием речи и внимания. (работа выполняется фронтально)

Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?

слайд 5

  • Говорить в глаза
  • Спилить дерево
  • Съесть помидор
  • Спешить на работу

– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).

– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).

– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.

Взаимопроверка.

д). Работа в парах.

На партах лежат карточки.

Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.

Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.

1 карточка.

А рядом, у проталинки
В тр..ве между к..рней
Б..жит, струится маленький
Серебряный ручей.

2 карточка

Кругом р..са медвяная
Сп..лзает по р..ке,
Под нею зел..нь пряная
Сияет в серебре.

3 карточка

Черепуха душистая
С в..сною расцв..ла
И ветви з..л..тисные
Что кудри зав..ла.

Проверка:

  • Прочитайте глаголы, в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).
  • Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).
  • Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).
  • Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)
  • А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных, я проверю сама, проверяя тетради.

e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.

С.72 упражнение 2– самостоятельная работа в группах

1 гр. – 1; 2 гр. – 2; 3гр. - 3; 4гр. – 4; 5гр.-5.

Задание: Записать в столбик

Дополнительно: с любым словом составить предложение.

Проверка

ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.

Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

III. Рефлексия слайд 6

Вы сегодня много работали по теме.

  • Как вы считаете, мы выполнили план урока?
  • Достигли цели урока?

Оцените свою работу:

  • Низкий: Я знаю...
  • Средний: Я знаю и умею...
  • Высокий: Я знаю, умею и могу объяснить другим...

Оценки

Домашнее задание слайд 7

с. 71-72 правило,

а) упражнение 3,

б) упражнение 4 (по выбору).

Презентация.