Урок музыки по теме "Свойство звука. Высота звука"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: Повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение материала музыкальные и шумовые звуки. Понятия – регистр.
  • Использовать разные приемы над развитием гармонического слуха.

Развивающие:

  • Развивать способность воспринимать и различать шумовые и музыкальные звуки.
  • Развитие метро-ритмического слуха, образного мышления, творческих способностей. Развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроту, способности запомнить и воспроизводить музыкальный текст.

Воспитательные:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой, готовность к сотрудничеству, чувство коллективизма.

Тип занятия: Вводное занятие.

Средства обучения:

1. Ноутбук.
2. Видеопроектор.
3. Магнитофон.
4. Наглядный материал

Методы:

  1. По способам передачи и усвоения информации: практический, наглядный, словесный.
  2. По способам мыслительной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
  3. По логике построения учебного материала: индуктивный (от частного в общему).

Использованы следующие методы мотивации:

  • Эмоциональные методы (создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха).
  • Познавательные методы: (творческие задания, опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации).
  • Социальные методы: (создание ситуации взаимопомощи).

Занятие было апробировано на группе 1 года обучения.

I этап

Цель: Подготовка детей к работе на занятии.

Звучит мелодия “В гостях у сказки”. (Фонограмма. Презентация. Слайд 1)

Педагог: Ребята, знакома ли вам мелодия, которая сейчас вы услышали?

Ответ детей: Да, Нет.

Педагог: Когда то давно с этой заставки начиналась передача “В гостях у сказки” И сегодня я предлагаю вам сочинить свою сказку “Приключение звуков”, потому что музыка состоит из звуков.

В некотором царстве, в некотором государстве жили музыкальные звуки….А дальше не помню. Что же делать?...Ребята, а давайте вместе с вами придумаем сказку про музыкальные звуки. (Слайд 2.)

Педагог: Но сначала как в любой сказке нам надо выбрать главных героев сказки. Ребята, а можем ли мы с вами потрогать звуки, положить или увидеть их?

Ответ детей.

Нет.

Педагог: А что можно с ним сделать?

Ответ: Мы можем их услышать.

Давайте с вами прислушаемся. Какие звуки нас окружают? (Фонограмма звуки города.)

Ответ детей: шум дороги, скрип снега..

Педагог: Сейчас прозвучат звуки. Что вы услышали? (Слайд 3)

(Фонограмма шумовые звуки.)

Ответ детей. Движение поезда, шум толпы, шум города…

Педагог: Ребята, а эти звуки можно спеть?

Ответ детей: нет.

Педагог: Правильно, звуки который издают только шум – называются… как вы думаете?

Ответ детей: шумовые..

Педагог: Прислушайтесь еще раз , а сейчас что звуки вам “нарисовали?” (Слайд 4)

(Фонограмма музыкальные звуки.)

Кто какую картину увидел?

Ответ детей: лес, ручей, пение кукушки.

Педагог: А эти звуки можно назвать шумовые?

Ответ детей. Нет.

Педагог: Почему это не шумовые звуки?

Ответ детей. Потому что их можно спеть. Они мелодичные, плавные отрывистые…

Звуки, которые можно спеть мы назовем…музыкальные.

Вот у нас с вами появились два музыкальных звука – героя. Какие?

Ответ детей. Музыкальный и шумовой звуки. (Слайд 5)

II Этап.

Цель: Введение в тему.

Знакомство с новым материалом.

Педагог: Однажды звуки поссорились. Кто из них самый главный. Музыкальный звук говорил, что без него никто и никогда не услышал бы музыки. Шумовой утверждал, что его звуки повсюду.

Ребята что же делать? Надо у кого– то просить помощи. Как вы думаете, у кого мы можем попросить помощи? С кем звуки могут дружить?

Ответ детей: с песней, музыкой…

Педагог: Что будет, если музыкальные звуки соберутся вместе, что можем мы услышать? (педагог наигрывает на инструменте любую мелодию)

Ответ детей. Музыку, мелодию.

Педагог: Правильно, надо просить помощи у госпожи мелодии. А живет она в стране музыки. Тогда отправляемся в путь. А чтоб нам было весело идти, давайте споем песенку

(Звучит припев песни “Друг в беде не бросит” разучивание припева. )

(Разучивание игра “Эхо”.)

Педагог: Ребята, что это?

Ответ детей. Мешочек. (Слайд 6)

Педагог: Что же в нем лежит? Давайте посмотрим?... Ой, там инструменты. Но почему то они грустные.

Как вы думайте, ребята, почему они грустные?

-Ответ детей: они долго лежали, потерялись и т. д.

Педагог: Наверно, ребята, на них никто давно не играл. Постойте, постойте, они, что то нам говорят? Ребята, они просят, чтобы мы с ними поиграли. Поиграем? (Игра “Мешочек”.)

Ответ детей: Да.

(Игра “ Угадай какой инструмент прозвучал”.)

Вы просто молодцы! Справились с заданием.

А кто скажет, какие звуки сейчас с вами играли?

-Ответ детей: Шумовые. (Слайд 7)

Педагог: Ребята, пойдем дальше?

Посмотрите? Что это? Написано что то?

Ответ детей: пауза

Педагог: Пауза – это значит остановка. Нам пора с вами немного отдохнуть..

(Физкультминутка “Елочка”.)

Педагог: пока мы с вами отдыхали, посмотрите, появился указатель в нашей сказке. Куда пойдем?

(Слайд 8 “Указатель”.)

Ответ детей: направо, налево. (Слайд 9 “Тропинка”.)

Педагог: Я предлагаю идти налево с нашей веселой песней.

(Песня “Друг в беде не бросит” с шумовыми инструментами.)

Педагог: Наша тропинка привела нас к непонятному дереву? Посмотрите что это за дерево? С ним, что то не так? Что в нем необычного? Вроде и листья есть и ствол и корни? (перепутаны ствол, корни и крона местами)

Ответ детей: В нем все перепутано.

Педагог: Звери и птицы грустят. Надо все расставит на свои места. Поможем им?

Ответ детей. Да

Педагог: А что мы можем сделать? Давайте разделимся по парам, и каждый из вас подумает, куда посадить своих сказочных персонажей. И объяснить, почему вы их посадили на выбранное место на дубе.

Так мы исправим путаницу в дереве.

(Ребята исправляют ошибки в дубе. Работа в парах. распределение животных. Крона – зеленая, ствол – желтый, корни – голубые.)

Педагог: Посмотрите внимательно, у каждой части есть свой цвет. И такие же цвета есть на инструменте (на клавиши наклеены желтые, зеленые и голубые полоски в соответствии с регистром). Вам надо взять героя, подойти к инструменту и нажать звуки, которые ему принадлежат по цвету.

(Распределение героев и игра на инструменте.)

Педагог: Ребята, вы наверно все заметили, что для каждого героя был свой звук: высокий для птиц, низкий для медведя и волка, средний -для кукушки и кота. Высота звука называется регистром. Давайте повторим, кто на какой высоте находится. На высоком регистре кто живет?

Ответ детей: птицы.

Педагог: На низком регистре кто залез в берлогу? (Слайд 10 “Регистры”.)

Ответ детей. Медведь.

Педагог: А на среднем у нас сидит…

Ответ детей: Кукушка и кот.

Педагог: Куда же идти дальше? Указателей нет, тропинка закончилась. Надо у кого то спросить? (Игра на среднем регистре.)

Педагог: Какой регистр прозвучал?

Ответ детей: средний.

Педагог: Кто живет у нас в среднем регистре?

Ответ детей: кот.

Педагог: Спросим у кота, он ученый. А как бы вы у него спросили, ребята?

Ответ детей: “Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где живет госпожа мелодия? Куда нам идти дальше?” (Слайд 11 Ответ кота.)

Кот: “Ответите на мои вопросы – загадки, тогда скажу” –

Педагог: Ответим на загадки, ребята?

Ответ детей. Да.

(Загадки про инструменты. Слайд 12)

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (Дудочка.)

Он поход на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас.)

Играть умеет он и “форте”, и “пиано”,
За это назвали его… (Фортепиано.)

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан.)

Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале.
(Гитара.)

Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер.)

III ЭТАП Рефлексия.

Педагог: Я думаю, что мы справились с заданием. Посмотрите, ребята дуб исчез, Послушайте, что то звучит? (Слайд 13  “Госпожа мелодия”.)

Ответ детей: Звучит музыка.

Педагог: А, что вы услышали?

Ответ: шум волны, гитару.

Педагог: Я думаю, мы нашли госпожу мелодию. Посмотрите, какая она красива, как дружно звучат звуки.

Ребята, думаю, что сказка наша подходит к концу. Я предлагаю вам придумать свой финал сказки.

Ответ детей: звуки подружились…

Педагог: Что бы сказала музыкальным звукам госпожа мелодия?

Ответ детей: Что нужно жить дружно и никогда не ссориться. Все звуки очень важны!

Педагог: Невозможно услышать шум волны, машины, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья без вас музыкальный и шумовой звук. Вы нас окружаете повсюду – в походе в театре в кино.

А когда звуки собираются вместе, может прозвучать необыкновенный оркестр.

Ребята я вам предлагаю померить наши звуки и под нашу песню “Друг в беде не бросит” Сыграть нашим оркестром из музыкальных и шумовых звуков. (Слайд 14 “Конец сказки”.)

(Игра на инструментах шумовых и музыкальных, исполнение припева песни “Друг в беде не бросит”.)

Вот и закончили мы с вами нашу сказку. Я думаю, что звуки всегда будут дружить и никогда не ссорится. А с вами дорогие авторам сказки я прощаюсь, до новых встреч! (Слайд 15 “Дружба”.)

Приложение. Фрагменты занятия.