Урок обучения грамоте по теме "Слова-названия и служебные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД Различать слова-названия предметов, действий и признаков.
Различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Обозначать с помощью моделей слова-названия и служебные слова;
 
Метапредметные Познавательные УУД С помощью учителя открывать и структурировать знания.
Использование наглядных моделей;
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
 
Регулятивные УУД С помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний.
Контроль в форме сличения результата действия с эталоном;
Волевая саморегуляция;
 
Коммуникативные УУД Сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Умение договариваться, находить общее решение
 
Личностные Самоорганизация.
Проявление учебной и коммуникативной активности.
Формирование адекватной самооценки;
Выполнение требований и норм школьной жизни;
Следование здоровому образу жизни.
 

 Оборудование: букварь, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор.

Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент, 1 мин. Читает стихотворение:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– Ребята? Акто это пришел к нам в гости? (Дядюшка Ага)

– Значит чем мы будем заниматься на уроке? (Узнавать что-то новое)

– А без чего не бывает нового? (Без старого)

– Сегодня на уроке на базе старого мы будем узнавать новое.

Читают стихотворение вместе с учителем.
Актуализация знаний. – Какие фигуры принес нам дядюшка Ага?
– Из какого учебного предмета они к нам пришли?
– Для урока обучения грамоте какую фигуру вы бы оставили? Почему?
– Для чего нужны слова?
– Что называют слова?
– На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? (Какой?)
– Слова-названия предметов? (Кто? Что?)
– Слова-названия действий?(Что делать?)
– Почему два вопроса у слов-названий предметов
– Чтобы вы не ошибались в выборе вопроса, поработаем в группе, чтобы каждый мог получить помощь.
– Сначала вспомним правила работы в группе.
Отвечают на вопросы.
Работа в группах. – К словам – названиям предметов нужно подобрать вопросы и вставить их в кармашки. Выполняют работу.
Коллективная проверка.   Одна группа отвечает у доски, остальные хлопают в ладоши, если согласны.
Самооценка. – Оцените свою работу с помощью волшебной линеечки.
– Откройте маленькие тетради. Начертите от первой точки волшебную линеечку.
Оценивают свою работу.
Работа в группах.

Физкультминутка.

Молодцы, вы здорово справились с этим заданием.
– Давайте встанем, потянемся. Кто стал выше, а кто стал сильнее. Садитесь.
– Вы выполнили первое задание, значит, поднялись на первый уровень.
– Кто хотел бы подняться на следующий уровень?
– Кто готов к более сложным испытаниям?
– Подберем к данной картинке слова. Каждый ряд по своей схеме

1 ряд – схемы (слова-названия признаков)
2 ряд – слова-названия действий
3 ряд – слова-предметы

– Какие слова будет подбирать 1 ряд...

По картинкам подбирают слова.
Отчет о работе группы. – Сейчас группы будут называть свои слова, а мы внимательно слушаем и оцениваем работу с помощью карточек отношений. Называют слова. Показывают отношение +,-,?
Самооценка. – Оцените свою правильность подбора слов с помощью волшебной линеечки.
– Вы работали в группе.
– Кто считает, что он хорошо поработал на общий результат группы?
– Оцените свое участие в работе группы тоже с помощью волшебной линеечки.
 
Рефлексия. – Кто из вас считает, что умеет обозначать слова-названия моделями слов?
– Кто готов проверить свои умения и подняться на третий уровень?
– Напишем диктант?
– Работаем в маленькой тетрадке.
– Сядьте, пожалуйста, так, как сидит настоящий ученик.
– Запишите моделями слова: яблоко, читать, книга, красный, думать
 
Самопроверка.   Сверяют свою работу с образцом.
Оценивание. – Оцените свою работу с помощью волшебной линеечки.
– Вы молодцы, не побоялись подняться на самый высокий уровень и справились с ним.
Оценивают работу.
Новая тема. – Вспомните слова, которые вы нашли по картинке.
– Составьте из них высказывание.
– Почему не получилось?
– Чем отличается высказывание от набора слов?
– Давайте поупражняемся по букварю. Откройте стр.18.
– Кого вы видите вверху?
– Давайте составим о ней высказывание.
– Кого вы видите под чертой?
– Как вы думаете, это один и тот же котенок или это разные котята?
– Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть дома котята?
– А чей котенок похож на нашего котенка из букваря?
– Дома можете нарисовать своего питомца и рассказать о нем в классе.
 
Работа в паре.

Проблема!

– Составим высказывание про котенка, изображенного на левой картинке.
– Давайте запишем это высказывание с помощью моделей. Чтобы вам было комфортно, поработаем в парах.
– Какое первое слово в этом высказывании?
– Что оно называет?
– Какое второе слово в этом высказывании?
– Что оно называет?
– Какое третье слово в этом высказывании?
– Кто прав?
– Как узнать одно это слово или два?
– Как доказать?
– Покажите “На” как отдельное слово.
– Что оно называет? Предмет, действие или признак?
– Если это странное слово ничего не называет, тогда оно и не нужно высказыванию?
– “Выбросим” его. – Что получилось?
– Слово “На” ничего не называет, но тоже нужно в высказывании. Оно помогает слову-названию, без него не составить связного высказывания.
– Это – слово-“помощник” или служебное слово.
– Как его можно обозначить?
– Может нам пригодятся фигуры, которые были в начале урока?
– В букваре служебные слова обозначены треугольником.
 
Физкультминутка.    
Закрепление. – Ребята, а вы хотите познакомиться с другими служебными словами?
– Тогда откройте конверты, которые лежат у вас в группах.
– Составьте высказывания.
– Какие встретились служебные слова?
– А вы можете составить свои высказывания с этими служебными словами?
– Придумайте высказывания со словами на, в, за, и на тему “огород”.
По рядам.
  – А сейчас поиграем и проверим, насколько вы внимательны . Для игры нам понадобятся пенал и ручка. Выполните, пожалуйста , мою просьбу:
– Положите ручку на пенал.
– Положите ручку под пенал.
– Положите ручку за пенал.
– Положите ручку перед пеналом.
– Положите ручку в пенал.
– Молодцы! А какие слова вам помогли безошибочно выполнить мою просьбу?
– Значит, у служебных слов есть значение?
– Осталось прикрепить этот знак на доску.
– На какую часть доски? К словам или высказываниям? Почему?
 
Итог. – Подведем итог урока .
– Какие бывают слова?
– Кому эта тема показалась трудной?
– Кто хотел бы мне помочь приготовиться к завтрашнему уроку?
– Кто хорошо понял, что такое служебные слова?
– Оцените свое понимание темы с помощью волшебной линеечки.
– Откройте свои еженедельники, найдите наш урок.
– Посмотрите на свои линеечки.
– Если у вас на уроке все получилось, на всех линеечках высокая оценка, значит, закрашиваем кружок в зеленый цвет.
– Если получается, но пока не все, то в желтый цвет. Если пока ничего не получается, но вы не сдаетесь – то в красный цвет.
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Молодцы! А наш урок окончен. Всем спасибо за урок.
 

Презентация

24.04.2014