Открытый урок русского языка по теме "Значения суффиксов". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Класс: 2

Автор учебника “Русский язык” УМК “Начальная школа ХХI века” С.В.Иванов

Тип урока: урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- строить рассуждения и сообщения в устной форме

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- суффикс - это значимая часть слова;

- при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова имеют значение неполноты признака;

- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; Толковый словарь С.И. Ожегова, учебные принадлежности обучающегося, инд. оценочный лист ученика, карточки для работы в группе; мультимедийный проектор, ноутбуки (АРМ учителя и 1 ноутбук на парту), интерактивная доска, доступ в Интернет, колонки, система голосования.

Формы работы Деятельность учителя деятельность ученика время
I. Мотивационный момент.

1. психологический настрой.

2. мотивация.

 

 

 

3. Зарядка для глаз.

Ход урока.

- На фоне лирической музыки. СЛАЙД 1

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Егору...

А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Вы готовы к совместной работе? СЛАЙД 2

Подарите своё настроение в виде цветовой полоски цвета радуги.

-Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки. Их я принесла в класс. (Учитель показывает маленькие бумажные снежинки.) СЛАЙД 3

За правильный и полный ответ на уроке вы получите снежинку.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, осмысливают задания и отвечают на вопросы. Учатся выслушивать чужое мнение, корректировать его, если надо. Имеют своё мнение и сами оценивают своё умение учиться.

 

 

 

 

 

 

2 мин

II.Актуализация знаний.

1.алгоритм работы

Давайте, ребята, посмотрим на самую большую снежинку и на её лучиках прочитаем, какая нам предстоит работа.

(Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.)

На её лучиках написаны слова: *доказывать,

*исправлять,

*вспоминать,

*наблюдать,

*помогать,

*думать.

1 мин
III. Учебно-познавательная деятельность.

1. Минутка чистописания.

-Откройте, ребята, тетради, у Вас записана дата:

-Вспоминаем правила посадки при письме.

Я загадала буквы:

- В какие буквы они могут превратиться? (учитель записывает на доске т, о, к)

- Что у них общего? Пропишите целую строчку.

-Какое слово можно составить из этих букв?

Ручку правильно возьму:

на третий пальчик положу-1-м
и 2-м держу, и тетрадку наклоню.
Спину прямо держу.

- к, п, р, о, ю,,с, т и т.д.

Кот, ток, кто

1 мин
2.Словарно-орфографическая работа

 

 

3.Оценка знаний

Работа с системой голосования.

НА ДОСКЕ

Найдите и Запишите слова, которые я зашифровала: пальзначто, собаенка, тетиярадь, карасуфндаш, карфитина, доксрога, вороовбей, кот

-Какие это слова? Как их можно проверить?

-Сейчас мы с вами проверим, как вы знаете написание слов, которые нашли в путанице. Тест Словарные слова.notebook СЛАЙД 4-5

 

Пальто, собака, тетрадь, карандаш, картина, дорога, воробей

-словарные, написание надо запомнить

Дети решают тест и подводят итоги.

3 мин
Подвижная минутка.

4. Постановка темы и целей урока

ПРОВЕРКА “Весёлая переменка” СЛАЙД 6-12

- Сформулируйте тему урока, используя оставшиеся слоги и буквы. СЛАЙД 13

- Важна ли эта тема для нас? Почему?

- Какое слово мы не использовали и почему?

- Запишем его в тетрадь.

Т: “ Значения суффиксов”

Ставят перед собой задачи на урок.

Кот, т.к. оно простое слово. Записывают слово КОТ

1 мин
5. Лексическая работа - Где можно узнать значение слова? Найдите.

- Узнаем в словаре, что означает слово кот. СЛАЙД 14

- А можно найти в интернете.

http://www.ozhegov.org/words/13421.shtml

(Электронный словарь Ожегова (на К- 38 стр.), при помощи, которых ученик узнаёт и объясняет различные значения слова))

В Толковом словаре

Читают по слайду.

кот

1.взаимосвязь с признаками

2. взаимосвязь с действиями

3. лексическое значение слова

4.предложение с данным словом

2 мин
6. Работа в тетради. - Что записали? (Фронт. опрос учащихся) СЛАЙД 15

- А если посмотрим через большое увеличительное стекло на него, то он уже не кот, а..... Образуйте новое слово.

Как превратился кот в котище?

Чем оно отлично? Какое имеет значение?

- Еще раз посмотрим в другое стекло. В кого сейчас превратился...в котика. - Назовите его.

- Скажите, как, при помощи чего образовано слово?

- С каким значением образуют суффиксы новые слова?

- Правильно, а сейчас мы запишем эти слова и выделим суффиксы. РАБОТА в ТЕТРАДИ

Кот

Котище

Значение слова увеличилось в размере. Появился суффикс –ищ-

Значение суффикса - изменяет размер.

Это слово котик, оно образовано при помощи суффикса -к-

Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.

Записывают и разбирают по составу.

-Со значением отчества людей. Например:

Иван Иванович, суффиксы -ов, -ич.

-Со значением названия детёнышей. Например: лиса – лисичка, суффикс ---ичк-

5 мин
СЛАЙД 16 (дом)

- Составим слова с другими известными нам суффиксами.

УСТНО. Расскажите, а какой ваш кот.

  2 мин
7. Физминутка “Весёлые котята” СЛАЙД17 Котик приглашает с ним вместе отдохнуть

физминутка котята

   
8. Повторение и закрепление знаний о суффиксе. - Итак, сегодня урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

- Найдите верные утверждения и подчеркните их.

(задание на индивидуальных карточках)

1) Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2) Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3) Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4) Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Вспоминают, высказывают свои мнения 2 мин

 

 

 

 

 

3 мин

Задание на интерактивной доске. - Проверка СЛАЙД 18 выполнения задания по слайду (нажать правильный ответ).   7 мин
9. Проблемный вопрос - Какой информации о суффиксе не хватает?

- Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове) Работа с учебником

- Обобщите все предложения и расскажите правило, что такое суффикс.

Поиск необходимой информации (умение пользоваться учебником), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.  
10. Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах. - Расскажите правило друг другу (Работа в парах).

- Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

 

- Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.

Наша речь состоит из .... (предложений), предложения состоят из ... (слов).

- А слова имеют свой строительный материал.

- Вспомните, из каких частей состоят слова.

Рассказывают правило друг другу

Подведение промежуточного итога.

Оценка.

 
Задание на интерактивной доске. Заполнение кластера. СЛАЙД 19
Части слова
корень суффикс окончание
общая часть   родственных слов для образования новых слов для изменения  формы слова

-Посмотрите на схему и вспомните, как найти суффикс в слове?

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. СЛАЙД 20

1. Найти окончание (изменить слово). Изменим слово.

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

Обобщают знания.

 

 

Ученики отвечают на вопрос учителя, а на слайде появляется алгоритм нахождения суффикса:

Дети называют:

Порядок нахождения суффикса:

1. Окончание.

2. Корень.

3. Суффикс.

5 мин

 

 

 

 

 

 

1 мин

11.Работа в парах, затем у доски. -Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах.

-Зубок, Семёнович, Гаврилович, следующее слово образуйте от своего имени. Проверка на доске.

-Какие значения имеют эти суффиксы.

-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

 

Перечисляют значения.

- Помогать.

 
12.Введение новой информации - А я придумала новые слова, запишите и найдите строительные “ кирпичики”:

1.Чай у меня был не очень сегодня сладкий....сладковатый

2.Вчера я яблоко купила не очень красное.....красноватое

3.У мальчиков рубашки не очень синие....синеватые

4.Погода сегодня не очень сырая ...... сыроватая

   
Вывод.

 

 

 

 

 

13. Зарядка для глаз.

-Какие новые суффиксы вы нашли?

-Какое они имеют значение?

-На какой вопрос слова отвечают?

-Какие части речи они обозначают?

- ВЫВОД - эти суффиксы имеют значение - неполноты признака.

-Какую задачу выполнили?

СЛАЙД 21

Суффикс –оват, суффикс -еват

Значение “ не очень”

Какой? Какая?

Имена прилагательные

Доказывали, наблюдали, думали.

 
IV. Практическая деятельность.

1. Применение сформированных умений и навыков

2.Решение проблемы:

3.Закрепление

Выполним упр. 1 стр.117-118.

Девочки записывают первые три слова,

Мальчики-остальные.

-А теперь скажите, всегда ли суффикс -оват-, -еват- имеет значение “ неполноты признака”?

-А кто думает иначе?

-Давайте докажем.

Попробуйте применить к именам новые суффиксы.

Что получится? Давайте сделаем вывод:

Выделяют суффиксы.

Ответы детей могут быть: “Да”,

Ответ “Нет”

 

 

 

 

Это имена прилагательные.

5 мин

 

V. Пропедевтика. Работа на интерактивной доске.

1. Задание для всех.

Весёлая переменка. СЛАЙД 22

Игра “Труба” Используй правильно суффиксы.

- Прочитайте образовавшиеся слова и назовите суффиксы.

- Вы знаете, как их писать?

- Мы узнаем это на следующем уроке.

- Догадайтесь, какое значение имеют слова с данными суффиксами?

- Садитесь на свои места.

- Учитель раздает снежинки.

 

Выходят по очереди и выполняют задания.

 

-онок-, -ёнок-.

 

 

 

*уменьшительно-ласкательное

1 мин
2. Работа с текстом

3. Взаимопроверка выполнения задания.

4. Вывод.

Стр.119 упр.5

- С какими новыми суффиксами вы познакомились?

-Какое они имеют значение?

СЛАЙД 23

Слова с суффиксами -оват, -еват, образуют формы имён прилагательных сл значением “не очень”

Контроль.

Сравнение и анализ.

2 мин
VI. Рефлексия.

1. Оценочный лист.

 

2. Итог урока.

- Свою задачу на уроке мы выполнили? СЛАЙД 24

- Оцените свою работу на протяжении всего урока. Кто готов?

- Что нового вы узнали на уроке? Какая работа была интересной?

- А что вызвало затруднение?

- Какая мысль вам помогала получать знания, не смотря на трудности?

- Давайте посмотрим, сколько вам удалось получить снежинок. Вот сколько стараний и трудолюбия. Получился снегопад.

Покажите нам свои оценки и улыбнитесь нам, ведь делать свою работу с хорошим настроением - это залог успеха в учёбе. СЛАЙД 25

Дети оценивают свою работу. Я старался учиться сам. Я внимательно слушал других и прислушивался к мнению своих товарищей.

Берут снежинки и встают около своего стола. - До свидания!

2 мин

22.07.2014