Урок русского языка по теме "Знакомство со способом действия при анализе строения слова". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • помочь учащимся освоить способ действия при разборе слов по составу;
  • учить выполнению каждой из необходимых операций, приучать к осознанному выделению частей слов

Задачи:

  • сформировать умения разбирать слово по составу;
  • формировать навык грамотного письма, развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать интерес к предмету

I. Организационный момент

- Здравствуйте, покажите умные глазки, ровные спинки, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, тихонько садитесь. Вот с таким настроением мы и начнем

II. Проверка домашнего задания

Упр 530(слайд)

- Какие корни и суффиксы выделили? Можете предположить, как образовались эти слова? Для чего служат выделенные вами суффиксы? Какое значение они передают словам? Какой новый суффикс вы записали в справочник? Какая часть слова выполняет такую же работу, как суффикс?

III. Актуализация знаний

Буквы с, р, о, щ, с, ч, т, й, а, м, в (слайд)

- Вычеркнуть непарные согласные. Какое значение имеет получившееся слово? Давайте обратимся к словарю Ожегова. (слайд)

“Состав - это сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны”

- Мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем узнать?

IV. Введение в тему урока.

На доске запись двух слов: погремушка и ушко (слайд)

- Есть в этих словах одинаковая часть или нет? Для этого нужно узнать полное строение каждого слова. Приходилось ли вам узнавать строение всего слова? Знаете ли вы, как последовательно действовать? Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

V. Знакомство с порядком анализа состава слова.

Паровоз

- Что самое главное в поезде? Это движущаяся сила, без него нет состава. В слове тоже есть главная часть. Как она называется? (корень)

- Впереди маленький вагончик для угля. Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Как она называется? (приставка)

- Вагон за паровозом - вагон для пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (суффикс)

- А в конце маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово?

Памятка “строения слова”.

  • Какими значками обозначена памятка?
  • Сколько действий нужно выполнить? Какое первое?
  • Вернемся к словам погремушка и ушко. Выделим окончание. Как будем действовать?
  • Почему в этих словах разные окончания? Как можно проверить?
  • Какое второе действие?
  • Как будем выделять?
  • Объяснить значение слова “погремушка”.
  • Узнаем третье действие.
  • Как вы думаете, какое будет четвертое? (Найти суффикс)
  • Мы нашли все части слов. Какое же пятое? Можете догадаться?
  • Есть ли в этих словах одинаковая часть? Как ответим на этот вопрос? Какой же вывод сделаем?

Вывод: чтобы узнать строение слова, нужно последовательно, по порядку, выполнять пять действий.

VI. Тренировочные упражнения.

  • Упр. 533 (работа в парах)
  • Упр. 534 (коллективно)

- Пришлось ли тебе при записи предложения переносить слова? Прочитайте еще один совет.

Упр. 535 (задачник)

VII. Закрепление. (работа в группах)

1. В каждой группе слов найти лишнее и показать его строение.

  • Водитель, водичка, водить
  • Песик, песок, пес
  • Белый, белка, белизна
  • Листок, лисичка, лисонька
  • Реченька, речушка, речь
  • Горе, горевать, пригорок
  • Рисовать, рисовый, рисунок

2. А сейчас ответим на вопросы теста.

Часть, без которой слово не может существовать.

д) суффикс

з) корень

о) окончание

Родственные слова - это:

у) слова, которые близки по смыслу

н) слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть

Окончание служит для образования новых слов:

а) нет

е) да

Суффикс служит для связи слов в предложении

м) да

т) нет

Корень это:

о) общая часть родственных слов

н) общая часть слов

Разбор слова надо начинать с

с) корня

п) приставки

к) окончания

Приставка служит для образования новых слов:

и) да

н) нет

Какое слово получилось? (знатоки)

Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками?

VIII. Рефлексия.

Пользуясь таблицей, оцените свою работу.

  • Я понял(а)...
  • Я узнал(а)...
  • Я открыл(а) для себя...
  • Теперь я могу сам(а)...
  • Мне было трудно...
  • Мне было интересно...
  • Мне понравилось...

IX. Подведение итогов урока.

- Над чем мы сегодня работали? Как теперь будем действовать при определении состава слова?

Вот так, от урока к уроку, мы постепенно открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными.

Спасибо авторам толковых словарей и вам, ребята!

22.07.2014