Конспект интегрированной НОД "Путешествие" (транспорт)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский).

Задачи:

  • учить детей дифференцировать транспорт по месту передвижения;
  • совершенствовать артикуляционную моторику, фонематический слух; лексико-грамматический строй речи (активизировать словарь по теме  "Транспорт", учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже); составлять предложения по опорным словам; упражнять в слоговом и звукобуквенном анализе слов; учить выделять первый звук в словах; учить составлять предложения по опорным словам  
  • развивать умение работать по образцу, самостоятельно подбирать необходимый материал; пространственное восприятие; развивать мелкую и общую моторику; слуховое и зрительное внимание, восприятие; умение работать в микро и макрогруппах, совершенствовать коммуникативные навыки.
  • воспитывать самостоятельность, активность на занятии, самооценку, навыки взаимодействия в коллективе сверстников..

Оборудование: мяч, схема по месту передвижения транспорта, зеркала, карта путешествия, поезд из картона с 3 вагонами со схемами слов по слогам, иллюстрации с изображением транспорта на листах на каждого ребенка, карточки с буквами на каждого ребенка, дидактическая игра “Машины”, дидактическая игра “Проложи дорожку”, фасоль, магнитофон, запись шумов.

Предварительная работа: изготовление из подручного материала различных видов транспорта (совместная работа с родителями).

Ход занятия

1. Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Мы очень рады видеть вас! Ребята, я знаю, что вы живёте очень интересно. Покажите как.

Игра – приветствие “Как живёте?”

Педагог-психолог: Как живёте?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: А плывёте?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: А бежите?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: Вдаль глядите?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: Ждете обед?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: Машете вслед?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: Ночью спите?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: А шалите?

Дети: Вот так.

Педагог-психолог: Упражнение “ Сложи картинку”

- Чтобы узнать, о чем мы сегодня буден разговаривать, нам нужно собрать картинки – отгадки. А для этого каждый из вас возьмет “кусочек” картинки и вместе со своими товарищами составить целую картинку на своём месте.

(Для выполнения этого упражнения необходимы картинки автобуса, самолета, вертолета, подводной лодки, трактора, машины, разрезанных на 3-4 части.)

Дефектолог: 

- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) (На доске висит схема – небо, вода, автострада, железная дорога)

Дефектолог:

- Ребята, назовите, что изображено на картинке, определите, к какому виду транспорта по месту передвижения он относится (ответы детей)

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: 

- Ребята, нам прислали путевку, и мы с вами отправляемся в кругосветное  путешествие. Для этого нам нужно подготовиться. Напечем блинов в дорогу, возьмем варенье (“Вкусное варенье”), чашку для чая (“Чашечка”); посмотрим на часы (упражнение “Часики”). Пора чистить зубы (“Почистим зубки”) причесываться (“расческа”) и отправляться на автовокзал. Молодцы!

Дефектолог: 

- Ребята, объясните, что такое автовокзал? (ответы детей) - Посмотрите на карту, с помощью которой мы будем путешествовать, на нашей первой станции несколько видов наземного транспорта. Назовите его. Нам надо выбрать тот, на котором мы будем путешествовать до железнодорожного вокзала. Для  этого надо выполнить задание.

Дидактическая игра “Машины” ( подгрупповая работа детей )

Составить из геометрических фигур разного размера, цвета по образцу (автобус, троллейбус, машину)

Звучит музыка -  шум дороги.

Логопед:

- Наше путешествие продолжается.  Мы отправляемся на поезде. Откуда отправляются поезда? (ответы детей)

- Без билета нас не пустят. У нас необычный поезд. На каждом вагоне схема слогов. На перроне мы с вами не одни, смотрите, сколько еще пассажиров, давайте поможем им занять свои места в вагонах. Пассажиры: Мишка. Мышь, Бегемот, (посчитать слоги в словах и рассадить по вагонам в зависимости от количества слогов). Посчитать слоги в своём имени и выбрать вагон с таким же номером. Отправляемся в путь до порта.

Звучит стук колес.

Педагог – психолог

- Ребята, мы прибыли в порт. На каком транспорте мы будем продолжать путешествие? (ответы детей)

Сейчас мы по трапу  поднимемся на корабль и немного отдохнём, а вы знаете, кто управляет судном? (ответы детей)

Этюд “Капитан”.

- Дети представьте себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вдаль. Вокруг тёмное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет корабль до порта назначения.

(выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль).

- Вот мы прибыли в порт назначения.

Логопед:

Дидактическая игра “Составь предложение”

- Беда случилась на вокзале!" По микрофону всем сказали: "Ой, слова все разбежались, в предложенье не собрались"

- Ребята, надо собрать все слова в предложения.

Поезд, мчаться, рельсы, быстрый, по…

Самолет, небо, лететь, по…

Логопед: 

- О чём говорится в последнем предложении? (ответы детей) Дальше мы полетим на самолёте.

Дидактическая игра “Большой – маленький” (лес, горы, реки, дороги, дома)

Дефектолог:

- Ребята, как нам выйти из самолета и спуститься на землю, давайте проложим себе трап и спустимся. (выкладывание из фасоли) Нас ждет автобус и поедем мы обратно в детский сад, дорогой поиграем в интересную игру.        

Игра с мячом "Один-много".

Дети становятся друг за другом передают мяч через голову

Логопед:

- Я даю вам мяч и говорю один автобус, вы передаёте его соседу и говорите много автобусов. (машина, грузовик, трамвай, троллейбус, паровоз, поезд, самолет, вертолет, корабль, лодка, катер). - Ребята вот мы и прибыли в детский сад. Наше путешествие подходит к концу.

Педагог-психолог:

Игра “Кругосветное путешествие”.

Мы ездили в кругосветное путешествие! В начале на поезде – идут по кругу, поднимая колени. Руки согнуты в локтях, делают круговые движения, подражая колёсам поезда.

На лодке - сидят на полу, широко расставив ноги перед собой, изображая руками гребные движения веслами.

На самолете – встают, разводят руки в стороны как крылья (сильные и натянутые) и “совершают полёт”, пробежав несколько кругов по группе. В конце делают приземление, замедлив движение и сев на корточки.

На автобусе - Вот мы снова дома!

Ритуал окончания занятия “Речёвка”.

Все мы дружные ребята.
Мы ребята дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо.
Будет радостно, светло!